Три братских народа: псевдоисторическая химера

На модерации Отложенный

 

«Три братских народа»: псевдо-историческая «химера»

 

 

Если быть исторически точным, первые «разделительные» термины: «Малая Русь» и «Великая Русь» документально нащупываются в лишь XIV веке. Не имеют под собой этнического или (не приведи Небо!) национального контекста. Это следование византийской традиции, обозначают некий абстрактный центр русского этноса («Малая Русь»). Широкое его распространение — называют «Великая Русь». Это очень древняя традиция, научная привычка греков-ромеев.

Они так же говорили о себе, разделяя «Малую» и «Великую» Греции. Так невинный принцип разграничения прикочевал в наши широты. Употребим был крайне узким кругом монастырских крыс, с высшим эллинским образованием. Без злого умысла, подтекста национального. Так было удобно обозначить части некогда единого государства, в тогдашних исторических реалиях. «Малая Русь» отошла под «литовское иго», «Великая» — под «золотоордынское». Совершенно так же именовались Польши: Малая и Великая.

Потом подгрузилось эволюционное слово «Россия». Наравне с «Русью» термины были ходовыми, вплоть до XVI века. На заре нового века, семнадцатого, «Русь» в известных нам источниках полностью заменена на греческий вариант писания: Россиа. В более поздней литературе XIX века явление получило название «Великороссия» и «Малороссия».

Но опять же, национальность не фиксировалась, исключительно географический терминизм. Все проживающие там индивиды считались русскими. Не ищите «украинца» или «белоруСа» в исторических документах, жизнь зря потратите. Кстати, с одной буквой «с» название «минских побратимов» стали писать только с 50-х годов ХХ века, на секундочку.

 

С «Белой Руси» прибывшие… из Подвинья и Поднепровья (Иллюстрация из открытых источников)

 

С «Белой Руси» прибывшие… из Подвинья и Поднепровья (Иллюстрация из открытых источников)

Граница.

Синонимом «русский» или «православный» всегда определялась принадлежность этническая и национальная. Сейчас выдам немного известной информации, которая с 2014 года из каждого утюга, даже на угольной тяге, звучала. Что такое «Украина». Не лишним будет, глядя в некоторые комментарии под статьями…

Итак, всё происходит от слова «окраина», «окрайна». Русские летописи знают их немало: холмская, переяславо-полтавская, курская, белгородская, калужская… Юридически, в документах Государства Московского встречаются: Слободская, Псковская, Смоленская, Татарская, Мордовская… украины. Даже в Сибири «незалежная страна» есть, если народную песню прослушать. «Во Сибирской во украйне, во Даурской стороне…». Украинцами в самое разное время были псковичи, смоленцы, татары, мордва, многие Казачьи Войска. Оставаясь русскими или другими этносами.

«Украинность», как явление, — это целый список синонимов географического толка. Не имеющие ничего общего с этнографией, культурой, государственной обособленностью. Полностью зеркальная ситуация была и в Польше. Ее Хроники знают: о прусской, литовской и других украинах. Даже как существительные, с заглавной буквы, писались. Первый раз — для обозначения приднепровской польской провинции «Украина» (от слова «ukrainny»— окраинные земли). Второй раз можно найти австрийскую Украину. Это сербо-хорватская провинция Краина.

Именно там впервые был применен «разделительный» ход. В сербско-хорватской Краине был искусственно расколот титульный народ, сербы. Некоторую их часть Габсбурги, огнем и мечом, поражением в правах — заставили сменить веру, перейти на другую письменность. А после захвата Боснии для сербов тех земель придумали особый «боснийский язык».

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Русь почкуется. Середина XVI века, расцвет Польши, золотое времечко последних Ягеллонов и Стефана Батория. В состав Польско-Литовского государства входят Белая, Черная, Малая и Червонная Русь (Russia Alba, Nigra, Minor et Rubra). Там живут русские, каждый бурсак польский это знает. Их признак и маркер — исповедуют «русскую веру» (православие). Говорят тоже на своем языке, русском. Наиболее авторитетной считалась Червонная Русь, переименованная потом в «Русское Воеводство» со столицей во … Львове.

Несмотря на разнообразие местечковых диалектов и наречий, находящиеся под крылом Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV-XVI вв.), русские имеют общий письменный язык, западнорусский. Его знают все тамошние канцелярии и присутственные места, литовское отделение Королевской Канцелярии. «Литовский Статут», во всех трех редакциях, — на нем издан.

К концу XVI века ясновельможные паны все чаще слово «Украина» используют в документах. Называя приднепровские земли, находившиеся раньше в юрисдикции Золотой Орды. Так начали маркировать пограничные воеводства: Киевское, Брацлавское, часть Подольского. Крепко врут «свидомые», когда пытаются впихнуть туда остальную Малую Русь, Волынь и Подолию. Поляки никогда не называют «Украиной» земли Галиции, Буковины, Прикарпатской Руси. Это помнит и знает даже Тарас Шевченко:

Розбрелись конфедерати,
По Польщi, Волинi,
По Литвi, по Молдованах
I по Українi.
(Гайдамаки)

Украина здесь — Поднепровье. Отбитое русскими Дикое Поле. Волынь — не Украина. Это не государственно, а территориальное образование. Пограничье польских провинций, с очень изменчивыми и условными разграничительными линиями подле Днепра.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Золотая Орда.

Наверное, именно там берут истоки «раскола». Все началось… после нашествия Батыя. Когда настроились миграционные потоки, народ стал держаться подальше от открытых степных просторов Дикого Поля. П ереселение четко фиксируется, идет по двум направлениям: в Суздальскую Русь (северо-восток) и Галицко-Волынское княжество (юго-запад).

Последнее постоянно демонстрировало некую фронду Золотой Орде, имела видимость самостоятельности. Постоянно пыталась увернуться от уплаты «выхода». Попала в зависимость от Литвы, первой ласточкой стал геройский князь Даниил Галицкий. Не найдя понимания в землях Руси, он сменил вектор политики. На католический Запад, стал искать союзников среди подданных Римского Папы. Желая отодвинуть подальше в Степь границы татарские. Росло внутреннее напряжение, пошло ползучее «окатоличивание» Галиции и Волыни.

Чем больше слабела Орда, тем крепче становилась Литва. Тихой сапой она отжимала поднепровские области. И не только. Сопротивления не встречая. Поскольку была сильной, православной, населенной …русскими. Киев стал литовским незаметно почти, в 1362 году, во времена славного князя Ольгерда. Город оказался никому не нужен, был впоследствии низведен до уровня уездной провинциальной дыры. Особенно во времена поляков. Которые вели совсем другую внутреннюю политику, считая здешнее православное население — людьми второго сорта.

 

Люблинская уния (Иллюстрация из открытых источников)

 

Люблинская уния (Иллюстрация из открытых источников)

Потом прозвенело. Имя колокольчику было Исидор. Набираем воздух… Митрополит Киевский и всея Руси, местоблюститель апостольского престола патриарха Антиохийского Дорофея, папский легат Евгения IV на землях Руси, Литвы, Польши и Ливонии, кардинал-пресвитер Санти-Марчеллино-и-Пьетро, камерленго Священной коллегии кардиналов, кардинал-епископ субурбикарной кафедры Сабины, Апостольский администратор епархии Червиа, легат Николая V в Константинополе, архиепископ Никосии, апостольский администратор архиепархии Корфу с 1458 по 1459 год, титулярный патриарх Константинопольский… и прочая, прочая, прочая.

Ярый поклонник Флорентийской Унии, попытавшийся подчинить Москву и русские епархии Ватикану… Был назначен княжей волей отступником от Православия, с треском засажен в Чудов монастырь Василием II, сбежал в литовские земли в 1442 году. Получил неимоверно много католических «плюшек» и титулов, был введен в коллегию кардиналов. Московия же отбилась. Стала автокефалией, последним оплотом ромейской веры, явно примеряя корону «Третьего Рима».

Беда пришла в южные земли Руси после провозглашения двух уний, политической Люблинской (1569 г.) и церковной Брестской (1596 г.). Польша засучила рукава панских жупанов и иезуитских ряс. Очень стремительно и агрессивно стала насаждать греко-католическое («поганское») униатство. Население крестить насильно, ополячивать. Русские упорно и глухо сопротивлялись почти сотню лет, вплоть до 1695 года.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Схема работала просто.

С сельским русским населением католикам было трудновато справиться. К полу-язычеству, православию… они добавили и третий «квест» внешней обрядовости — униатство. А вот русское высшее дворянство: Вишневецкие, Острожские, Чарторыжские, Ружинские, Воронецкие, Четвертинские — сторону Ватикана приняли безоговорочно. Без материальной поддержки этих знатных родов православная церковь была низведена до уровня «хлопской», мужицкой секты.

Из официального документооборота пропал западнорусский язык, всё велось только на польском. Медленно проникая в быт и обиход русского населения многими словами и оборотами. Письменный русский язык к середине XVII века превратился в уродливый польско-русский жаргон, неимоверный «суржик».

Дальше события понеслись вскачь. XVII век: иезуиты выдвигают проект католического Киевского Патриархата восточного обряда. Это делалось везде, создавая противовес православным Патриархиям (Антиохийской, Иерусалимской и т.д.).

В 1666 году тайный католик, митрополит Газский — епископ Иерусалимской Церкви Паисий Лигарид, вращавшийся в высших кругах московского Православия, — убирает изящными интригами с патриаршего престола — Никона. С его идеей воссоединения Западной и Восточной России. Именно волевым решением Патриарха Земский Собор 1651-1653 годов принимал решение объявить войну Польше.

Паисий Лигарид раскалывает русских и Церковь. Хотя, останься Никон на патриаршем престоле… этого можно было избежать. Уверен. Его образ упертого догматика несколько преувеличен. Документы говорят: он был сторонником сосуществования «старого» и «нового» обрядов, уже фактически достиг примирения с вождями старообрядцев (Нероновым, например). Но проведенный «режиссером» Паисием Лигаридом Собор 1666 года низверг Никона, проклял старые обряды.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Полыхнули казачьи восстания

запорожцев. Сначала они вооруженной силой пожелали вступить в «реестр», получать зарплату от польского короля, расширить свои права. Но потом подгорело на нижнем этаже «Малороссии», казачество было вынуждено присоединится к простому люду. Возглавить борьбу с уже очевидными анти-польскими призывами. Сбросить «католическое иго».

Переяславская Рада 1654 года. Богдан Хмельницкий делает свой выбор, малороссы ориентируются точно на Москву. Царь Алексей Михайлович принимает титул «Великого князя Литовского». Наступает (после смерти Хмельницкого) период кровавых междоусобиц под названием Руины. Ряд анти-московских восстаний не идут под лозунгами «самостийности». Это возня казачьей верхушки, нескольких гетманов и части униатского духовенства. Желающих целовать десницу польского короля.

После свержения Никона, на следующий 1667 год, с Польшей заключается Андрусовский мир. Речь Посполитая и Российское царство разделили между собой малорусские земли. Москве отходят Киев и Левобрежье, остальная Малороссия возмущена. Обвиняет царя в измене «русскому делу». Между тем, земли Западной Руси стали жесточайше колонизироваться поляками. За три десятка лет там практически искореняется православие.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Хранится оно только в церковно-славянском языке богослужения, униатам хватило ума сохранить и отстоять хоть что-то. Но Ватикан меняет стратегию, проводит повторную латинизацию. С 1720 года в униатских храмах насаждаются католические культы: «Божьего Тела», «Сердца Иисусова», «Сердца Марии». Меняются датировки многих праздников, облачение духовенства. Дальше… Автро-Венгрия, научный подход в создании «украинцев» и «белорусов»… Большевики всё это узаконили.

Вот предварительный обзор.

Русских начали раскалывать со времен зарождения Золотой Орды. По религиозному признаку, в первую очередь. Понятие «великороссы» (которые якобы появились в XIII веке еще) ввел в оборот Костомаров. Не то украинофил, не то униат. Но мозг учёный, многим его рассуждения понравились. На дворе был XIX век, «семья братских (но разных) народов» стала облизываться многими самостийными интеллигентами. Наиболее возбужденные постарались … отделить аж Киевскую Русь себе в пользование. Северо-восточное русское население записав в «московитов-москалей».

Исторические источники не знают «трех братских народов». Если находится разделение, то исключительно в названиях географических частей государства, попавшего в разные зависимости. От Литвы, Польши, татар. Поэтому… народ, в комментариях, прошу, не населяйте Киевскую Русь специальными «восточными славянами». С многовековым тайным желанием выделиться в украинцев, белорусов... каких-то «россиян» с имперскими непомерными амбициями.

Нет понятий «великоросской» культуры и языка, традиций специфических. Не устраивайте интеллектуальные подмывы под древний термин «русские». Пользуйтесь не искусственным «новоделом» ХХ века в терминологии, а придерживайтесь исторических фактов.

«Три братских народа» — это уродливая псевдо-историческая химера. Изобрели ее самые отъявленные враги Руси. Какой угодной: Киевской, Владимиро-Суздальской, Малой и Великой, Червонной и Московской. Помнить нужно только одно: это у них не получилось сделать силой оружия, кострами «еретиков», тотальным «холопством» и этнической сегрегацией. Есть над чем подумать…