Майя Плисецкая: «Я получала за спектакль 40 долларов, американская собачка – 700...»

На модерации Отложенный
  • <abbr class="datetime">19 ноя, 2020 в 12:00</abbr>



В СССР на протяжении всего времени его существования пропаганда очень любила эксплуатировать тему "освобожденного труда советских граждан". Мол, вы живёте в самой справедливой стране, пока на капиталистическом Западе люди вынуждены голодать работая при этом на эксалуататоров по 12 часов в сутки, их дети не имеют возможности посещать школу, советская власть дала вам всё необходимое для счастья... И пошло, и поехало... улыбающиеся со страниц газет советские рабочие-передовики, румяные колхозницы с рекордными урожаями и надоями, сияющие ярче горнов и барабанов пионеры, все как один мечтающие строить коммунизм. Не обошла эта участь и людей искусства. Так, например, на одном из плакатов популярной серии "У них и у нас" изображены два юных артиста со скрипками - американский и советский мальчишки. Американский прдросток в старой одежде с опущенной головой бредёт по вечерней улице на фоне неоновых вывесок буржуйских магазинов, небоскребов, и, собственно, самих прогуливающихся буржуев, которым до него нет никакого дела.Что по замыслу автора агитплаката должно подчеркивать, что ему приходится играть на улицах для "проклятых капиталистов" чтобы заработать себе на еду. Сегодня, видимо, не повезло и он ляжет спать голодным. Юный скрипач из страны Советов напротив изображен причёсанным, умытым, в новеньком костюме, с радостным лицом. Ещё бы! Он даёт сольный концерт в огромном зале. Все взоры зрителей прикованы к нему. Молодым талантам везде дорога!

Но так ли всё было на самом деле. И не для юнных, а для взрослых, уже состоявшихся артистов? Давайте разберёмся.

Когда труд американской собачки дороже труда советского артиста.

Зарубежным правительственным делегациям в Советском Союзе всегда показывали самое лучшее в стране. Одним из самых лучших всегда был балет с участием Майи Плисецкой. Хрущёв понимая, что гениальная танцовщица была не только лучшей в Советском Союзе, но и одной из лучших в мире, наконец, разрешает ей, несмотря на "антисоветское" происхождение, (в 1937 году отца арестовали, а в 1938 году расстреляли, мать с младшим братом отправили в ссылку в Казахстан, а Майю удочерила тётя) выезжать за рубеж. В 1959 году Плисецкая поехала в первый американский тур с Большим театром. От выступления советского балета зрители были в восторге. Американские кинозвёзды и знаменитости стояли в очереди, чтобы встретиться и познакомиться с Плисецкой.



В 1994 году вышла в свет книга «Я, Майя Плисецкая…». Она сразу стала бестселлером. Выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков: немецкий, французский, японский, чешский, польский, литовский, эстонский, сербский, сербско-хорватский, английский и финский. А теперь приведу отрывок из книги выдающейся балерины:

"В Америке в 1959-м я получала за спектакль 40 долларов.
В дни, когда не танцевала, — ничего. Нуль. Кордебалету выдавали по 5 долларов в день. Суточные. Или «шуточные», как острили. А когда позднее я танцевала в Штатах «Даму с собачкой», то американской собачке, с которой я появлялась на ялтинском пирсе, платили 700 долларов за спектакль.

Но это так, между прочим. Денежные расчеты с артистами в советском государстве были всегда тайною за семью печатями.


Запрещалось, не рекомендовалось, настоятельно советовалось не вести ни с кем разговоров на эту щекотливую тему. Особливо, как понимаете, с иностранцами. Прозрачно намекали, что заработанные нами суммы идут в казну, на неотложные нужды социалистической державы.
Кастро вскармливать? Пшеницу закупать? Шпионов вербовать?...

Позже просочилось на свет божий, куда уплывали валютные денежки. К примеру, сын Кириленко — дважды Героя Социалистического Труда, бывшего секретаря ЦК и члена Политбюро — с разбитной компанией дружков-шалопаев регулярно наведывался в саванны Африки охотиться. На слонов, носорогов, буйволов, прочую африканскую дичь. Для забавы отпрысков партийных бонз лишали артистов в поту заработанного, продавали задарма собольи меха, древнюю утварь скифов, живопись. Отбирали гонорары у спортсменов.
Как просуществовать на 5 долларов? Удовлетворить нужды семьи? Купить друзьям подарки? Ребус.
Стали обыденными голодные обмороки. Даже на сцене, во время спектаклей. «Мы — театр теней», — потешали себя артисты...

Когда поездки за рубеж стали делом вполне привычным, артисты Большого балета начали набивать в дорогу чемоданы нескоропортящейся «жратвой». Впрок. Консервы, копченые колбасы, плавленые сыры, крупы. Сдвинуть такой продовольственный баул с места простому смертному не под силу, поджилки лопнут. Только натренированные на поддержках танцоры легко расправлялись с непомерной тяжестью.
На пути запасливых вставала таможня. Тут на кого попадешь. Когда конфисковывали — когда сходило...
Так у всех нас это на памяти, что сомневаюсь — писать ли? Для будущих поколений напишу. Пускай узнают про наши унижения...



Гостиничные номера Америк, Англий превращались в кухни. Шла готовка, варка. По коридорам фешенебельных отелей сладко тянуло пищевым дымком. Запах консервированного горохового супа настигал повсюду надушенных «Шанелью» и «Диором» тутошних леди и джентльменов.
Советские артисты приехали!...".

(М.Плисецкая "Я, Майя Плисецкая")



Понимаете теперь почему простым гражданам страны рабочих и крестьян выехать за рубеж было практически невозможно? А вдруг окажется, что безработный в этой самой тысячу раз загнившей Америке получает пособие в несколько раз большее, чем зарплата рабочего или инженера? Одним из показательных был следующий случай. В 1948 году СССР купил американский фильм "Гроздья гнева", чтобы показать советскому зрителю "пороки капитализма". Через несколько дней фильм был снят с проката. Причина была в том, что пытливые зрители начали обращать внимание на то, что в ленте бедный, разорившийся американский фермер мог купить себе подержанный грузовичок. В СССР в это время колхозники без паспортов работали за палочки трудодней. Потому и не выпускали. Для того и нужен был "железный занавес", чтобы все "строители коммунизма" не разбежались, несмотря на "освобожденный советский труд". А сказки про "потерянный рай "вкусного пломбира" придумали уже после того, как эта тюрьма народов закономерно развалилась.

Источник: https://skrepohistory.livejournal.com/21304.html