Противовес авторитаризму, власть народа на подъеме

 

Несмотря на все препятствия, американцы в огромных количествах голосуют перед днем ​​выборов. За оставшуюся неделю почти 70 миллионов избирателей отправили свои бюллетени или встали в очередь для досрочного голосования. Пандемия не помешала им реализовать свое конституционное право. Нет и различных схем Республиканской партии по подавлению голосования. Некоторые граждане-патриоты целый день ждали на избирательных участках, чтобы убедиться, что их голоса услышаны.

Не только американцы. В Беларуси и Боливии, Польше и Таиланде, Чили и Нигерии люди сопротивляются автократам, переворотам и насилию со стороны полиции. Действительно, 2020 год вполне может войти в историю вместе с 1989 и 1968 годами как вершина власти народа.

Однако некоторые эксперты по-прежнему скептически относятся к тому, что власть народа может повернуть вспять авторитарный режим, который привел к власти Дональда Трампа, Жаира Болсонару и Нарендру Моди. «Народная власть, которая демократизировала страны от Южной Кореи и Польши в 1980-х годах до Грузии и Украины в 2000-х и Туниса в 2010 году, — потерпела неудачу», — пишет Джексон Дил на этой неделе в The Washington Post. «Это правда, даже несмотря на то, что массовые протесты распространились в странах по всему миру в прошлом году и продолжились в некоторых местах в течение 2020 года, несмотря на пандемию».

Дил может указать на ряд случаев, чтобы доказать свою точку зрения. Несмотря на массовое сопротивление населения, многие автократы не сдвинулись с места. Владимир Путин остается у власти в России, несмотря на несколько волн протеста. Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, только укрепил свою власть в Турции. И кто ожидал, что Башар Асад по-прежнему будет у власти в Сирии после «арабской весны», суровой гражданской войны и повсеместного международного осуждения?

Даже там, где протесты были успешными, например, совсем недавно в Мали, именно военные, а не демократы пришли на смену коррумпированному и непопулярному лидеру. Вместо того, чтобы выскользнуть из своих дворцов или послать танки для окончательной готовности, автократы применили более изощренные стратегии для противодействия народным протестам. Они с большей вероятностью переждут шторм. Они используют менее откровенно насильственные средства или применяют насилие более целенаправленными способами для подавления гражданского общества. Кроме того, они могли рассчитывать на друзей на высоких постах, особенно на Дональда Трампа, который желает, чтобы он правил вечно.

Эксперты склонны переоценивать силу статус-кво. Автократы могут иметь в своем распоряжении весь арсенал государственной власти, но они также склонны отклонять вызовы своей власти, пока не станет слишком поздно. Ожидая приговора президенту Трампа, американцы могут воодушевиться тем, что ситуация изменится к власти людей во всем мире.

Преодоление переворотов: Боливия и Таиланд

Год назад в Боливии прошли выборы, которые Организация американских государств (ОАГ) поставила под сомнение. Очевидным победителем стал Эво Моралес, который возглавлял маленькую южноамериканскую нацию почти 14 лет. Однако ОАГ выявила фальсификацию по меньшей мере в 38 000 бюллетеней. Моралес выиграл 35 000 голосов. Под давлением боливийских вооруженных сил Моралес ушел в отставку и бежал из страны. Правое правительство пришло к власти и принялось подавлять партию Моралеса «Движение за социализм» (MAS). Для всего мира это выглядело как переворот.

Отчет ОАГ привел в движение эту цепочку событий. Однако последующий анализ показал, что решение ОАГ было ошибочным и что в голосовании не было статистических аномалий. Конечно, с выборами были и другие проблемы, но их можно было расследовать, не подвергая сомнению все предприятие.

Верно также и то, что сам Моралес обладает автократичностью. Он провел референдум, чтобы отменить ограничение на количество президентских сроков, а затем проигнорировал результат и снова объявил о своем решении. Он подвергся критике со стороны защитников окружающей среды, феминисток и его бывших сторонников. Но Моралес был проницательным лидером, чья политика повысила уровень жизни беднейших жителей страны, особенно из коренных общин.

Эта политика пользуется неизменной популярностью в стране. Выведя Моралеса из политического уравнения, боливийцы четко заявили о своих предпочтениях на выборах в начале этого месяца. Луис Арсе, новый лидер MAS, получил 55% голосов в гонке с семью участниками — достаточный отрыв, чтобы избежать второго тура. Лидер прошлогоднего протестного движения против Моралеса набрал всего 14%. MAS также захватило большинство в обеих палатах конгресса. В выборах приняли участие 88% боливийских избирателей. Победа MAS является напоминанием о том, что некрологи «розовой волны» Латинской Америки были несколько преждевременными.

Боливийцы — не единственные, кто намеревается свергнуть результаты переворота. В Таиланде толпы протестующих вышли на улицы в знак протеста против того, что The Atlantic называет «последней военной диктатурой в мире». В прошлом Таиланд чуть не раздирали битвы между краснорубашечниками (популистами) и желтыми рубашками (роялисты). На этот раз студенты и левые из красных объединились с некоторыми представителями среднего класса желтых против общего врага: военных. Было замечено, что даже сотрудники полиции салютуют демонстрантам тремя пальцами, которые они позаимствовали из «Голодных игр».

Протестующие хотят, чтобы номинальный глава хунты премьер-министр Прают Чаноча ушел в отставку. Они хотят пересмотреть конституцию, созданную военными. И они хотят реформ в монархии, которая стоит за политическим руководством. Гнев на членов королевской семьи нарастает с тех пор, как новый король пришел к власти в 2016 году, особенно с учетом того, что он проводит большую часть своего времени со своим окружением в отеле в Баварии.

Перехитрить тайских военных непросто. В современную эпоху в стране было больше переворотов, чем в любой другой стране: 13 успешных и 9 неудачных. Но впервые за долгое время страна, кажется, объединилась в своем противостоянии власть имущим.

Наконец, перспективы демократии в Мали недавно улучшились, поскольку военная хунта, пришедшая к власти в августе, организовала переход к более или менее гражданскому правлению в течение последнего месяца.

Новое правительство включает бывшего министра иностранных дел Моктара Уана в качестве премьер-министра и несколько должностей туарегов, которые ранее склонялись к сепаратизму. Военные по-прежнему занимают некоторые ключевые посты в новом правительстве, но правительства Западной Африки были достаточно удовлетворены этим прогрессом, чтобы отменить экономические санкции, введенные после переворота. Национальные выборы состоятся через 18 месяцев.

Противостояние автократам: Беларусь и Польша

Протестующие в Беларуси хотят, чтобы Александр Лукашенко оставил свой пост. Лукашенко отказывается уходить, поэтому митингующие тоже отказываются ехать. Массовые акции протеста продолжаются на улицах Минска и других городов Беларуси с тех пор, как Лукашенко объявил себя победителем президентских выборов в августе. Последний европейский диктатор сделал все возможное, чтобы подавить сопротивление. Власти задержали не менее 20 тысяч человек и многих из задержанных избили.

В это воскресенье, почти через три месяца после выборов, 100 000 человек снова явились в Минск, чтобы дать отпор ультиматуму, выдвинутому лидером оппозиции в изгнании Светланой Тихановской: Лукашенко либо уйдет в отставку, либо столкнется с прекращением работы по всей стране. Лукашенко не ушел в отставку. Итак, люди вышли. Забастовки начались в понедельник, когда рабочие отказались явиться на предприятия, а студенты бойкотировали уроки. В Минске закрылись магазины, их владельцы создали живые цепи. К ним присоединились даже пенсионеры. Примечательно, что протестным движением в Беларуси руководят женщины.

«После получения сообщений о незаконном собрании для его разгона направляется ОМОН. Но когда они добираются туда, оказывается, что там три пожилые женщины, сидящие на скамейке, каждая держит лист бумаги: первый лист белый, второй красный, третий снова белый — цвета флага демократического движения. Как ни странно, эти коммандос в масках без идентификационных номеров загоняют женщин в машину и увозят в тюрьму. Сколько милых старушек может заблокировать режим, не выглядя смешно?»

Женщины растут и в соседней Польше, которым надоело откровенно патриархальное руководство правящей Партии закона и справедливости. Правое правительство недавно сделало аборты в стране практически невозможными, и протестующие вышли на улицы. Фактически они блокировали центры городов. Это не только женщины. К протестам присоединились также фермеры и горняки. Как выразился профсоюз одного из горняков, «государство, которое берет на себя роль окончательного арбитра совести людей, движется в сторону тоталитарного государства».

Укрепление законности: Чили и Нигерия

В Чили демократия существует уже три десятилетия. Но он по-прежнему соблюдает конституцию, написанную во время диктатуры Пиночета. Это, наконец, изменится благодаря протестному движению, вызванному повышением платы за проезд в метро. Начиная с прошлого года, студенты возглавили демонстрации против последней правительственной меры экономии. Сопротивление сказалось: около 36 человек погибли от рук милитаризованной полиции. Но протесты продолжались, несмотря на COVID-19.

То, что началось как гнев по поводу нескольких песо, привело к более глубоким политическим изменениям. На этой неделе чилийцы пришли на референдум по конституции, при этом 78% проголосовали за новую конституцию. В апреле очередные выборы определят делегатов конституционного собрания. В 2022 году чилийцы одобрят или отклонят новую конституцию.

Протесты были вызваны экономическим неравенством чилийского общества. Новая конституция потенциально может способствовать более активному участию государства в экономике. Но такой отход от неолиберальной критики эпохи Пиночета потребует сопутствующих институциональных реформ по всей чилийской системе. Новое поколение чилийцев, которые увидели, что их действия на улицах вылились в конституционные изменения, получит возможность продолжать участвовать в их реализации.

Между тем, в Нигерии недавние протесты были сосредоточены на эпидемии убийств со стороны полиции. Но протесты привели к еще большему насилию: полиция несет ответственность за десяток убийств в Лагосе на прошлой неделе, что только вызвало новые протесты и насилие. Активисты по всей Африке — в Нигерии, Кении, Южной Африке и других местах — были вдохновлены движением Black Lives Matter, чтобы бросить вызов жестокости полиции в своих странах. Подотчетные правительства, прозрачные институты, уважение к верховенству закона: все это предварительные условия демократии. Без них выборы, которые посторонние считают лакмусовой бумажкой демократии, будут значительно менее значимыми.

Будущее власти народа

В прошлом власть народа застала правительства врасплох. Фактор неожиданности в значительной степени исчез. Лукашенко знает, как выглядит цветная революция и как ее предотвратить. В правительстве Польши есть ветераны движения «Солидарность», и они изнутри знают, как бороться с уличными протестами. Тайские военные достаточно раз разыграли карту государственного переворота, чтобы знать, как предотвратить массовый захват власти в последний момент.

Но в этом кошачьем мире власть людей также развивается. Новые технологии предоставляют новые возможности убеждения и организации. Более широкая связь обеспечивает более тщательный контроль действий правительства в режиме реального времени. Такие угрозы, как изменение климата, приобретают новую актуальность. Конечно, авторитарные режимы могут переждать бурю. Но люди могут делать то же самое.

В Соединенных Штатах, периодические демонстрации мало что сделали, чтобы подтолкнуть администрацию Трампа к необходимым реформам. Они также не привели к его снятию с должности. Трампу нравится игнорировать и унижать своих критиков. Он редко слушает даже своих советников. Но во вторник истекают четыре года. У американского народа будет шанс высказаться. И на этот раз весь мир слушает и смотрит. Судя по рейтингам одобрения президента за границей, они тоже мечтают о смене режима.