«Готовиться надо к худшему»
На модерации
Отложенный
«Готовиться надо к худшему»
Константин Симонов — о том, как заявление немецких врачей отразится на отношениях России и Германии
"Коммерсантъ FM" от 02.09.2020
Немецкие врачи обнаружили в крови Алексея Навального следы яда из группы «Новичок». Как говорится в пресс-релизе правительства ФРГ, токсикологическое исследование проводилось в лаборатории Бундесвера. Правительство Германии потребовало от России найти ответственных за отравление политика. Как заявил ранее глава МИД ФРГ Хайко Маас на встрече с российским послом, Москва должна быть заинтересована в хороших отношениях со своими соседями, сейчас момент внести в это свой вклад. В Кремле заявили, что пока не получали никаких новых данных от немецких властей. А в МИДе заявили лишь, что ждут ответа на запрос Генпрокуратуры, который несколько дней назад был направлен в Берлин в связи с инцидентом с Алексеем Навальным. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эфире “Ъ FM” поделился мнением о том, как эта история скажется на взаимоотношениях России и Германии.
— Совершенно очевидно, что тот факт, что эксперты Бундесвера настаивают на применении «Новичка», маркируют в глазах немцев эту историю как организованную российским государством,— безусловно, серьезная проблема, потому что все на Западе считают, что «Новичок» — это отравляющее вещество, придуманное в России, а дальше вы все прекрасно помните, там и Солсбери, и все прочее. Конечно, это будет очень серьезным аргументом.
Но в Германии бизнес и значительная часть политиков понимают ценность экономических отношений с Россией, необходимость энергетического партнерства с Россией, так как мы крупнейшие поставщики энергоносителей в Германию, крупнейшие поставщики газа в Германию.
Они прекрасно понимают, что Германии нужен тот же «Северный поток-2», нужен и для собственного рынка, и для организации транзита и зарабатывания денег. Но, безусловно, есть политики, которые, прежде всего, смотрят на это через политическую призму. И для них, конечно, эта история будет очень серьезным подспорьем, они будут ее раскручивать, усиливать давление на Меркель. При этом мы тоже понимаем, Ангела Меркель всегда очень критически относилась к Владимиру Путину по политическим аспектам, но это не мешало ей поддерживать «Северный поток-2», поэтому сейчас будет организована новая кампания давления даже не на Москву, а именно на тех немецких политиков и бизнесменов, которые призывали, прежде всего, посмотреть на экономическую выгоду и более аккуратно относиться к политизации этих историй. Логика будет понятной: как мы можем забыть про политику, когда, посмотрите, что они и делают? Поэтому эта история, безусловно, будет очень серьезной, наверняка, она будет топом и в немецкой прессе, и вот этот «каток» сейчас поедет. Аргументы Москвы тоже понятны, но они не будут восприняты, то есть Москва, наверняка, скажет, что никакого «Новичка» нет, и второе, что она скажет, что, если бы там был «Новичок», то зачем бы мы отдавали Навального в Германию, зная, что его отравили «Новичком»…
— Сегодня даже человек, причастный к созданию «Новичка», заявил, что никаких симптомов, похожих на отравление именно этим веществом, у Навального нет, а в Госдуме говорят, что подобного рода вещества вообще не производятся на территории России.
— Проблема заключается в том, что в современном мире никого не интересует, что сказал создатель «Новичка», и что там было на самом деле. Вот есть официальное заявление лаборатории Бундесвера, которое говорит: «Мы считаем, что Навального отравили “Новичком”», и все, дальше вы, что хотите с этим, то и делайте. И объяснения Москвы на тему, зачем бы мы вам Навального отдавали, если бы его «Новичком» травили, они, конечно, не будут действовать. Поэтому будет требование: объясните, проведите расследование, доложите. И, конечно, мы здесь оказываемся в очень неприятной ситуации. Как я уже сказал, безусловно, эта история с Навальным будет поводом для серьезнейшего давления на Меркель и на тех политиков и бизнесменов, которые призывают отнестись к сотрудничеству с Москвой, прежде всего, как к экономическому партнерству.
— Как вам кажется, будет ли разыгран сценарий по контактам с организацией, запрещающей химические вещества? По существующим договоренностям, с 2017 года Россия обязалась уничтожить всю такую химию, и предполагается, что на территории России нет подобного рода отравляющих и боевых веществ.
— Россия, безусловно, тут не может молчать, то есть просто так отмахнуться и сказать, ничего нет, ничего не знаем, и, вообще, мы вам Навального отдали, сами там с ним и занимайтесь. Это все не пройдет, поэтому, безусловно, нужны любые аргументы, пусть даже они в половине случаев не будут услышаны, тем не менее все, что можно, безусловно, нужно предъявлять.
Совершенно очевидно, что сейчас будут требования ввести новые санкции против Москвы и, наверняка, будет попытка связать историю с Навальным с санкциями по «Северному потоку-2». Тут в этом никаких сомнений нет.
Мы же понимаем, что это уже не первая история, до этого было убийство в Берлине, хотя удалось все-таки добиться того, чтобы эта история не стала тараном в наших двусторонних отношениях. Но сейчас это гораздо более мощный случай, так что готовиться надо к худшему.
— Если я правильно вас понимаю, вы считаете, что прагматика все-таки победит и в конечном итоге рисков для такого проекта, как «Северный поток-2», в конечном итоге может быть не очень много?
— Я считаю, что риски есть. При этом все-таки я думаю, что есть шансы на то, что прагматизм останется основным мотивом, и есть аргументы в пользу этого. Но, вообще-то, честно говоря, лучше уже начинать эту стройку побыстрее, пока эти санкции не введены. Есть разрешение от Дании, надо, конечно, максимально ускориться, не дожидаясь следующей весны, уже проект завершать, потому что шутки шутками, но вполне возможно, что санкции все-таки будут введены и по поводу Навального.
Беседовал Юрий Абросимов
Комментарии
Где можно прочитать заявление немецких врачей с диагнозом и подписями.