Еврей на польском троне
На модерации
Отложенный
Раввин и купец из Бреста Шауль Валь стал королем Польши, правда – всего лишь на одну ночь. Зачем польская шляхта выбрала еврея своим королем и что его краткое правление принесло европейским евреям, читайте в материале.
Как-то ранним утром холодной зимой 1582-83 годов в итальянской Падуе появился нищий оборванец в одном тряпье и заявил, что он польский князь Николай Христофор Радзивилл. Местные жители, конечно, подняли его на смех – сумасшедших самозванцев по европейским городам тогда ходило немало. Его мольбы о помощи все игнорировали, даже без подаяния оставляли. Единственным человеком, кто поверил этому оборванцу, оказался живший тогда в Падуе раввин Шмуэль-Иегуда Каценеленбоген, более известный как Махаршик. Он был сыном крупного раввина Меира Каценеленбогена, прозванного Махарама из Падуи, но превзошел отца славой: стал верховным раввином Венеции и одним из ведущий еврейских мудрецов своего времени. И был, видимо, человеком крайне чутким и внимательным, раз безошибочно опознал в оборванце князя, пригласил к себе в дом, снабдил одеждой, деньгами и всем необходимым.
Существует две версии, почему польский князь оказался в таком виде в Падуе. По одной, более романтической, папа римский Григорий XIII повелел Радзивиллу в наказание за его грехи в течение года странствовать, живя подаянием. По второй, менее романтической и более правдоподобной, по пути из Польши в Венецию князь был ограблен. Всё, что оставили разбойники князю – так своё старое тряпье. В любом случае – раввин помог Радзивиллу, оказался фактически его спасителем, и в благодарность за это князь сделал много доброго евреям Польши.
От Падуи до Бреста
У этого раввина было пятеро детей. Старший сын Шауль родился еще в 1541 году и получил классическое еврейское образование в иешиве, ректором которой был его родной отец. В 25-летнем возрасте Шауль, успевший к тому времени обзавестись женой и тремя детьми, переехал в Польшу. Сначала он преподавал Талмуд в иешиве Брест-Литовска, находящегося тогда во владениях князя Николая Радзивилла, а в 1578 году получил привилегию на добычу и продажу соли в этом регионе.
Торговля шла успешно. Шауль был не только богат, но чрезвычайно влиятелен: в еврейской общине его авторитет был непререкаем, он также находился в хороших отношениях с самыми влиятельными шляхетскими родами Речи Посполитой и даже принимал участие в переговорах с королем Стефаном Баторием и католическим духовенством.
Князь Радзивилл вернулся в родные края из Италии только в 1584 году, познакомился вскоре с Шаулем – и узнал в нём сына своего спасителя. А заодно был настолько поражен умом и ученостью Шауля, что пригласил его в свой замок и сделал советником.
Король на одну ночь
12 декабря 1586 года скончался польский король Стефан Баторий, не оставивший после себя потомства. К тому же Речь Посполитая была уникальным для того времени государством – короля там избирал Сейм, собрание шляхты. Кандидатов было много, в том числе эрцгерцог Максимилиан Австрийский из династии Габсбургов, наследник шведского престола Сигизмунд Ваза и царь всея Руси Федор Иоаннович. Давно уже враждовавшие между собой две ведущие шляхетские группировки – Замойские и Зборовские – никак не могли сойтись на единой кандидатуре нового правителя.
Однако престол не должен был оставаться вакантным, поэтому следовало назначить «временного короля на одну ночь». Эта честь была предложена Радзивиллу-Сироте, но тот неожиданно для всех заявил, что есть только один человек, не принадлежащий ни к каким партиям и мудростью превосходящий всех, и выставил кандидатуру раввина Шауля из Брест-Литовска, который и был единогласно избран временно исполняющим обязанности короля Польши.
Прозвучали громкие возгласы: «Да здравствует король Шауль!» После этого события Шауль получил фамилию Валь, что по-немецки означает «избрание». На следующее утро выборщики все-таки определились с новым кандидатом на престол – им стал Сигизмунд Ваза, и Шауль Валь спокойно уступил ему польский трон. Но поговаривают, что за ночь своего правления король Шауль Валь успел подписать ряд указов, немного улучшивших жизнь польско-литовского еврейства.
Впрочем, евреям Речи Посполитой жилось в тот исторический период и без того неплохо. В 1573 году была подписана знаменитая Варшавская конфедерация – уникальный для своего времени акт о религиозной терпимости. Свою подпись под ней не поставили только католические епископы, полагавшие, что этот документ подрывает государственность, так как «провозглашает свободу всем иноверцам, магометанам, иудеям, протестантам и другим схизматикам».
Благодаря этому уникальному документу Речь Посполитая стала самой толерантной страной Европы. В 1580 году у польско-литовского еврейства появился свой автономный орган самоуправления – ВААД польских евреев. Одна за одной открывались новые иешивы, строились синагоги, возникали новые центры еврейской жизни. Речь Посполитая постепенно становилась еврейским центром Европы. Известно и о хорошем личном отношении к евреям со стороны королей Стефана Батория и Сигизмунда Вазы. «Золотой век» польско-литовского еврейства продлился до середины следующего столетия – до погромов Богдана Хмельницкого, в результате которых, по разным оценкам, погибло до 300 тысяч евреев, а Польша на многие столетия погрузилась во мрак антисемитизма.
Эпилог об исторической правде
О дальнейшей судьбе Шауля Валя после ухода с польского престола известно не много. В 1589 году Сигизмунд пожаловал своему предшественнику на польском троне титул «королевского слуги» – одну из высших должностей при дворе. Спустя четыре года Валь добился от Сигизмунда подписания указа, по которому единственным компетентным органом в делах брестских евреев становился местный еврейский суд, а польские власти потеряли право вмешиваться в эти дела. А в 1596 году имя бывшего короля Шауля Валя фигурирует в официальных документах последний раз – он снова просит, и снова за евреев. Тогда ему удалось выхлопотать для еврейских мещан освобождение от уплаты пошлин на брестской таможне.
Еврей – король Польши?! Такое кажется невероятным? Гораздо проще считать все это народной легендой. Неудивительно, что историки сильно расходятся в оценках этого события. Тем более что исторические факты и художественный вымысел за прошедшие века переплелись так сильно, что отделить их друг от друга непросто.
Первым, кто рассказал о «короле на одну ночь», был польский историк Иоахим Лелевель, который в своей книге «Средневековая Польша» зафиксировал: «Повсюду твердят евреи, что один из них был в течение ночи Королем Польским. Отсюда у германских евреев поговорка: “Счастье непостоянно, как правление Шауля Валя”». Эта история оказалась также отражена в изданной в начале XX века 12-томной англоязычной «Еврейской энциклопедии».
То, что у этой легенды есть историческая основа, полагал и историк Густав Карпелес. А другой немецкий историк, Яков Каро, считал, что пьяные шляхтичи запросто шутки ради могли избрать еврея королем. В своей «Истории евреев Польши» Александр Краусгар высказывается весьма уверенно: «Мы не решаемся сомневаться в существовании Шауля Валя. Для этого налицо ясные и не подлежащие сомнению доводы. А потомки Валя, и поныне существующие в Люблине, дают этим доводам еще большую вероятность».
У Шауля Валя было 13 детей. Один из его сыновей, брестский раввин Меир Валь, был председателем первого Ваада белорусских и литовских еврейских общин. А в доме-музее Карла Маркса в Трире можно увидеть генеалогическое древо, указывающее на родственные связи идеолога коммунизма с Шаулем Валем. Еще один его потомок был раввином Ленинграда. А в наши дни потомков еврейского короля Польши можно встретить в США, Италии, Польше, Германии, Великобритании, России и Израиле.
Еще при жизни Шауля Валя на его деньги в Брест-Литовске была построена синагога. Внутри здания, при входе, можно было увидеть доску с надписью: «В память о мудреце и гении Шауле Вале, при покровительстве и великодушии которого была построена эта синагога». Она находилась в старом городе – как раз в том самом месте, где воздвигли потом знаменитую Брестскую крепость.
Алексей Алексеев
Комментарии
В 1967-1968 гг. в Польше была развернута широкомасштабная антисемитская кампания. Ее возглавил первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии — ПОРП Владислав Гомулка. Эта позорная кампания привела к эмиграции из этой страны евреев, чудом уцелевших после Холокоста.
Маленький польский городок Едвабне расположен вблизи восточной границы Польши. До войны здесь жили 1600 евреев, что составляло больше половины его населения. 23 июня 1941 года в городок вошли немецкие войска, а 25 июня поляки приступили к еврейским погромам. Они убивали своих соседей топорами, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, рубили головы. Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами. Поляки «согласовали» погром с немецкими властями..
http://evreimir.com/137340/izgnanie-evreev-iz-polshi-hh-vek/
Вот такие короли ...в Польше.