Канал Нехта – польское гнездо белорусской оппозиции

На модерации Отложенный

Канал Нехта – польское гнездо белорусской оппозиции

 

Опубликовал Сергей Сигачев

 

 

Я подписался на тот самый канал Нехта, который ведет из Польши главный белорусский интернет-революционер Степан Путило (он же Светлов), и уже несколько дней его поглядываю.

 

1. Для начала – Нехты две. Одна – "живая", и там может быть 50-60 постов в сутки.

 

Вторая – "итоговая", и там 2-4 поста в сутки.

 

Первая имеет 2,1 млн. подписчиков, вторая около 750 тыс.

 

 Непонятно почему, но число подписчиков "живой" постоянно снижается – скорей всего потому что события выдыхаются. А когда вновь вспыхнут, наверное, и число читателей вырастет.

 

2. Язык канала относительно чистый, грамотный. И очень простой, легко доступный и для 12-летнего подростка.

 

Все тексты имеют три тона: или директивный (сейчас делать то-то!), или событийно-негативный (происходит то-то, ужас), или позитивно-поддерживающий (смотрите, наши вот тут как выступают, класс!).

 

То есть, всё заточено на классическое "вы не рефлексируйте, вы распространяйте".

 

Видео очень короткие, быстрые, чтобы можно было просмотреть на ходу. Также генерируются хлесткие лозунки-кричалки.

 

3. Ведущие канала постепенно вырабатывают и свой специфический сленг. В основном это касается т.н. "языка ненависти". Если внезапно появляется новое слово, оно быстро становится шаблонным.

 

Например – "тихари" (представители госорганов в гражданском), "слабовики" (антоним "силовики"), "каратели" (так именуются любые виды сил правопорядка).

 

4. Подавляющее число протестующих – молодежь в очень широком спектре от 12-и до 35-и. Это 75-80% активных демонстрантов.

 

 

Людей среднего возраста уже относительно немного (18-20%). Старшего поколения за 45 – и совсем мало.

 

На периферии все акции почти полностью молодёжные. Если же смотреть на поток коротких видео, то всё это больше всего напоминает Праздник Непослушания – "большой строгий дядька надоел до смерти, но мы устали ему подчиняться четверть века и сейчас будем делать, что хотим. Весело и с песнями уроним всё, а там будь что будет".

 

Тут как раз и просматривается сходство с Поздней Перестройкой.

 

5. Цивилизационные и региональные разломы почти отсутствуют в мотивации, по крайней мере явно и открыто. Если на Украине были совершенно четкие и оформленные противопоставления "униаты – православные РПЦ" или "Донбасс – Галичина", то тут этого нет.

 

6. Отношение к России настороженное, однако прямой антироссийской риторики ведущие канала старательно избегают.

 

 Есть очень забавные видео "с поддержкой Беларуси из Питера", например 3 школьника растянули БЧБ-флаг где-то на каналах в районе Невского.

 

Также периодически появляются отслеживания "самолётов ФСБ", или войсковых колонн, с некоторым нагнетанием.

 

7. По части политических целей канал исповедует философию "чем хуже, тем лучше".

 

Злорадно отслеживаются и радостно комментируют все мелкие неприятности "режима", колебания валютных курсов, остановки предприятий и т.п.

 

Постоянные призывы к забастовкам и блокировкам заводов, транспорта, сферы жизнеобеспечения – вполне разумно предполагается, что все это дополнительно повышает недовольство населения.

 

При этом остановка предприятий прежде всего ведет к потере контрактов и замещению тех ниш другими поставщиками (например БелАЗ на Катерпиллер, автобусы МАЗа на другие и т.п.), но организаторов это не волнует – главное, опрокинуть режим людей ценой.

 

В этом есть тоже четкое сходство с событиями 1989-го: из массы низового населения почти никто не понимает, что выгодоприобретателем слома режима он не будет.

 

Хотя у части молодежи, в основном столичной, откроются социальные лифты, но их будет немного.

 

8. Делали голосовалку – кто откуда.

 

Выяснилось, что аж 28% посетителей канала – из России.

 

Активно наблюдает за обстановкой и Украина (9%). Белорусов среди подписчиков только 56%.

 

 

9. Очень любопытны данные по формированию стачечного фонда, дабы поддержать бастующих. 2 млн. евро собрали в Белоруссии, и ещё 53 млн. поступили из-за рубежа.

 

 

Т.е. по факту стачечная активность открыто финансируется внешними игроками, заинтересованными в опрокидывании режима Лукашенко и уничтожении национальной промышленности как фактора занятости и конкурента.

 

 

10. "О детальных планах не только на завтра, но и на ближайшие дни, мы расскажем совсем скоро. А пока можете начать блокировать движение на своих машинах уже в 8 утра".

 

И демонстрирующие реально ждут указаний! Без лидеров в толпе, напрямую через этот канал.

 

Вот это, конечно, серьёзное отличие от 1989-го. Такого в Перестройку не было. Можно задаться резонным вопросом, почему же белорусские протесты 2020-го так похожи на мотивацию и поведение москвичей и питерцев эпохи

 

Поздней Перестройки (1989-1990)? Ответ тут, как мне видится, довольно прост: в Белоруссии при Лукашенко долго и целенаправленно строилось гомогенное, коллективистское общество – отчасти схожее с позднесоветским по структуре. Родители этой молодёжи (и она сама) выросли в умеренно тепличных условиях – они были ограждены и от локальных войн, и от исхода русских из Азии, да и от атмосферы терроризма тоже.

 

Российские Девяностые там были сильно смягчены политикой Лукашенко по поддержке внутренней промышленности и агросектора – то есть люди не видели никаких ужасов.

 

Плюс элементы социального государства – хорошие поликлиники, Дворцы Спорта в каждом райцентре, качественная инфраструктура и т.п.

 

К 2020 году в итоге получилось оранжерейное, инфантильное общество – которое не осознаёт последствий выброса собственного производства на помойку и может беспечно играться со своими перспективами.

 

Да и бессменный лидер людям смертельно надоел – как к 1990 году КПСС.

 

Все вокруг серо и стабильно, а молодежи всё-таки нужна реализация в жизни и яркие образы.

Так что сходство Минска-2020 и Москвы-1989 объясняется глубинными причинами, а не случайностью.➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/114...