ВИКТОР СИТНОВ "ЖАЖДА ВИДЕТЬ БОГА" (О ПОЭТЕ НИКОЛАЕ КРУЖКОВЕ. 2003 г

На модерации Отложенный

 

ВИКТОР СИТНОВ, поэт, эссеист, историк-краевед

                                      «Жажда видеть Бога...»

(Феномен творчества и личности поэта)

 

Поэты – «товар» штучный. Они по городу стадом не табунятся, не выстраиваются в колонны по четыре для демонстраций, не сбиваются в «бригады», не лезут во власть. Стайное существование не для них. Они самодостаточны и к людям «выходят» с совершенно конкретной миссией, как посланники свыше. В гениальном и программном стихотворении «Пророк» Александр Сергеевич Пушкин раз и навсегда определил эту миссию призывом Творца:

 

« ...и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей» .

 

Но чтобы жечь сердца других людей глаголом (т.е. Словом), необходимо самому иметь сердце, как «угль, пылающий огнем», обостренное духовное зрение и слух, обнаженные нервы и дар владения магией Слова. Необходимо в своей бренной плоти родиться (или переродиться) заново. Это одновременно Божий дар и крест для избранного человека. Крест этот нелегок и потому дается немногим людям, да и те не всегда в полной мере справляются с этой миссией.

Поэзия – это и искусство, и образ мышления, и способ творческого существования, а не просто рифмоплетство. Сочинять под рифму нынче может научиться и школьник, и пенсионер – была бы охота. При этом многие величают себя поэтами, или это звание им охотно присваивают родственники. И тогда хочется задать вопрос таким стихотворцам: «Если ты Поэт, то кто же тогда Пушкин, и в чем между вами разница?»

Много ли поэтов живет в нашем городе? Как-то в воскресный день я опросил около сотни горожан разного возраста и профессий, включая школьников и студентов – знают ли они местных поэтов? Оказалось, что более половины не знают никого: примерно треть назвала своих близких родственников, приятелей и собутыльников. И только один из десяти (в основном, гуманитарная интеллигенция и старшеклассники) назвали людей, которые действительно имеют отношение к поэтическому творчеству, а имен этих было не более пяти, т.е. хватило пальцев одной руки, чтобы пересчитать. И в большинстве случаев одним из первых в этой пятерке называлось имя Николая Кружкова.

Как филолог, пятнадцать лет руководивший городским литературным объединением и знакомый с сотнями пишущих в рифму, могу ответственно и уверено сказать, что Николай Николаевич Кружков – Поэт с большой буквы. Заявляю это с радостью и гордостью за своего земляка. В июле 1953 года щедрая на таланты древняя Вохонская земля подарила Отечеству еще одного «поцелованного Богом» замечательного Поэта и Гражданина.

Его имя переживет не только наше поколение, по той простой причине, что уже на сегодняшний день Николаем Кружковым, помимо лазерного диска, выпущено пять поэтических сборников, наполненных Прекрасным, Разумным, Добрым и Вечным. Это своего рода многостраничные лирические исповеди: «Откровение» (1992 г.), «Избранное» (2000 г.), «В начале было Слово» (2003 г.), «Лирика» (2004 г.), «Признание в любви» (2005 г.).

Казалось бы, Поэт «озвучивает» свои личные мысли, чувства и образы бытия, но в том-то и заключается секрет и феномен истинного Искусства, что созданное по его законам живою трепетною душою художественное произведение при чувственно-эмоциональном восприятии и сопереживании становится частью духовного опыта других людей. Чем совершеннее произведение (как бы арифметическое произведение авторского душевного заряда на высокохудожественную форму по законам гармонии), тем продолжительней и действенней его энергетика. При этом самому автору не до формул… Мастер, пребывающий в состоянии вдохновения, испытывает захватывающую его радость свободного творчества. Но бывают и муки творчества...

Мало сказать, что Николай Кружков испытал все это. Он пребывает в творческом состоянии постоянно. Посвященный в Слово, он служит ему всю сознательную жизнь. Поэзия стала оправданием и смыслом его земного существования:

 

Иного мне призванья не дано:

И кружатся, и светятся слова,

Закат переношу на полотно

И в сердце открываю острова.

Я слушаю тревожный пульс души,

Я вижу мир – он теплый и большой.

И в дремлющей, светающей тиши

Пишу пером, волненьем и душой.

Это одно из ранних стихотворений Н. Кружкова с предельной искренностью и откровенностью обнажает процесс постижения молодой одаренной душой гармонии мира и магии творчества («Я не волшебник: я только учусь»). Постижение Поэтом красоты, гармонии и сложности Мира продолжается всю жизнь. «Инструментом» этого познания стала для него Поэзия. Кто же изначально вывел его на первую поэтическую тропинку? Кто помог ему открыть в себе ниспосланный свыше Дар?

Отвечая на этот вопрос, Николай Николаевич всегда с неизменно светлым чувством благодарности вспоминает свою любимую бабушку Лидию Антоновну (1903-1972). Это была высокодуховная, одаренная натура с ярко выраженным педагогическим талантом, что позволило ей уже в пятнадцатилетнем возрасте по рекомендации Н.К. Крупской руководить детдомом в Большом Дворе. Именно от нее, учителя русской словесности, маленький Коля услышал первые сказки, стихи и молитвы, получил истинную духовную прививку на всю жизнь.

В пятилетнем возрасте Коля умел читать, а перед школой уже знал наизусть всего Лермонтова. Понятно, что на уроках литературы он получал самые высокие оценки. В его дневнике можно было не раз увидеть отметку «пять с плюсом», которой официально не существовало, и в журнал проставлялось просто «пять». Значительное влияние на развитие творческих способностей Николая в старших классах школы №18 оказал преподаватель литературы и известный в городе поэт Валентин Купцов. Но нередко талантливые ученики идут дальше своих учителей...

В тринадцать лет у Н. Кружкова рождались уже свои довольно приличные стихи, а к окончанию школы он уже твердо решил, что станет поэтом или писателем. Тогда он еще не знал, что поэтами просто по желанию не становятся. Не знал, что желание и труд – это второе условие, а первое – все-таки Талант (Божий дар). К счастью, дарование у Николая было, поэтому все остальные усилия по освоению мастерства дали желанные плоды.

Но путь к вершинам и успеху был довольно длительным. Первое стихотворение в печати появилось у Н. Кружкова только в 1976 году уже по окончании филологического факультета ОЗПИ. Но зато эта публикация появилась сразу в «Московском комсомольце», что было весьма престижно и показательно! Немногие в городе могли похвалиться таким успехом, который был вполне заслуженным.

На «поэтическом небосклоне» нашего района вспыхнула новая заметная «звезда». Быстро набирая силу и высоту, новая звезда прошла сквозь наше литобъединение, долго в нем не задерживаясь. Если Николай и приходил на занятия ЛИТО, то не как ученик, а как молодой мастер с профессиональными советами и докладами, обзорами и лекциями, которые привлекали массу дополнительных слушателей, включая партийно-комсомольских чиновных лиц...

Талант Николая проявлялся не только в поэтическом мастерстве, но и в феноменальной памяти на стихотворную классику. Мы проводили интересный опыт: предлагали Кружкову стихотворную строку наугад из десятков поэтических сборников русских авторов, и он мгновенно определял автора, называл стихотворение и на память дочитывал его до конца, к неизменному удивлению и восторгу присутствующих. Позже подобные эксперименты с ним проводила и его дочь Элеонора (выпускница филфака ОЗПИ). Оказалось, что Николай Кружков знает наизусть и может воспроизвести по памяти около семи тысяч стихотворений (в т.ч. более тысячи своих!) Явление совершенно уникальное, достойное книги рекордов Гиннесса.

Литературно-просветительская деятельность Кружкова заслуживает особого внимания и благодарности земляков. Он более двадцати лет являлся бессменным руководителем и ведущим городского поэтического клуба «Лирика», открытого в 1980 году в ДК им. А.С. Потапова по инициативе работавшей тогда библиотекарем Галины Журавлевой. В разное время в творческую группу клуба входили энтузиасты своего дела: Н. Каталов, О. Зимина, А. Николаев, В. Волкова, С. Каталова, И. Баданина, Е. Каталов, Э. Соков. За 22 года работы своего клуба Н. Кружков организовал и блистательно провел более 300(!) музыкально-поэтических вечеров, дающих огромный духовно-эмоциональный заряд слушателям.

Сначала вечера проводились в ДК им. Потапова, затем 10 лет в ДК «Октябрь» и чуть меньше в Павлово-Покровском ДК. Много выступлений было сделано на выездах, в других городах. Однако, вернувшись в свое «родовое гнездо» (ДК им. Потапова), клуб «Лирика» из-за изменившегося режима нагрузок «приказал долго жить»…

Но Николай Кружков продолжал творить, ибо это его человеческая и гражданская миссия. А зарабатывать на хлеб насущный ему приходилось напряженным и не всегда благодарным преподавательским трудом, в котором он тоже весьма преуспел.

О поэте Кружкове снято уже шесть видеофильмов и написаны десятки статей. Но все это – лишь попытки приблизиться к пониманию его творчества и судьбы. Масштабность и глубину этой личности нам еще только предстоит оценить по-настоящему. Думаю, что и потомкам будет над чем поразмышлять.

Только вдумчивое и неспешное погружение в лирические произведения Кружкова поможет заинтересованным искателям истины понять духовное бытие Поэта и через него узреть философское и художественно-эмоциональное отражение нашего общего бытия в кризисно-драматичную эпоху тяжело больного и суетного мира...

Возможно, для неподготовленных или суетных душ поэзия Н. Кружкова поначалу может показаться сложноватой. Его стихи нельзя читать на бегу или по диагонали. Это не «Дядя Степа» и не шлягеры из трех слов. «Служенье муз не терпит суеты» – формула, соответствующая творчеству Кружкова. Он, в отличие от других, меньше всего думает о рифмах, ибо не они определяют поэтический заряд произведения. Гимн государства тоже написан стихами, но о принадлежности его к Поэзии можно поспорить. Представьте себе человека, энергично и самозабвенно распевающего Гимн в ожидании электрички на железнодорожной платформе в зимний день. Очень сомневаюсь, что в этот момент на плечи или ладони означенного патриота слетятся синицы с ближайших деревьев. А вот к Николаю «на обмороженной платформе» слетели-таки пугливые, но доверившиеся ему синички в тот момент, когда он согревал свою душу красивыми, горячими и светлыми стихами, посвященными своей Возлюбленной. Божьи птички распознали Божьего человека и потому доверились Поэту.

 

***

Быть Возлюбленной поэта сложно, еще труднее и ответственнее быть его женой. На такой духовный подвиг способна не каждая женщина. Если она будет постоянно ревновать своего мужа к своей вечной сопернице Музе, пытаться «запрячь» его в бытовые заботы и работы, да еще требовать приличного заработка – конфликт обеспечен и гарантировано вечное взаимонепонимание вплоть до разрыва…

Мир и любовь может спасти и сохранить только мудрое терпение или беззаветное служение таланту супруга, духовная близость, взаимопонимание, отсутствие доминирующего комплекса «привязки» к вечному обустройству и переустройству быта. Например, от Николая Кружкова нельзя ждать адекватной оценки чайной заварки, когда в его голове – одновременно Анненский, Гумилев и Мандельштам, а в душе «ангелы поют» или вселенская скорбь и печаль по обреченному человечеству...

Поэт – существо «незаземленное», в бытовом отношении непрактичное. На материальный мир он смотрит сквозь магический кристалл высоких духовных идеалов. Материальная оболочка его мается и страдает всеми недугами и болями эпохи, а духовная сущность постигает первопричины дисгармонии мира и трансформирует свое видение, чувства, мысли в художественной форме – поэтическом слове.

Поэт как бы выпадает, высвобождается душой из дежурных тисков социальной матрицы, исполняя миссию вечного Нео – подлинного видения и постижения бытия, а также гласа попранной Истины.

Продолжительное близкое сосуществование рядом с Поэтом может просветить человека, ищущего истину, а может вызвать комплекс тревоги, психического дискомфорта и отторжения у обывателя, исповедующего личный покой и материальный достаток любой ценой. Для первых – Стихия, для вторых – стишки. У поэта Кружкова стишков нет. За конкретными явлениями жизни он зрит их общечеловеческий философский смысл – как правило, печальный. Отсюда минорное настроение в большинстве произведений.

Размахивание флагом не его амплуа, и барабанный бой – тоже. Ура-патриотическим виршам некоторых стихотворствующих граждан Поэт противопоставляет иные строки: «Мой ветхий деревянный дом», «Тоска на Старой Вохне, когда слеза не сохнет», «Наша вечно горькая доля», «Огрызается век-наркоман», «Жизнь как в сплетне – вкривь и вкось», «Мир на кресте отчаянья распят», «Мы под сердцем все это храним», «Пора мученью положить предел», «Где достоинство, совесть и честь?», «Мы у разбитого корыта», «Мир рвется на куски»…

Однако Н. Кружков не законченный пессимист. Он видит спасение человека в деградирующем социуме через духовное самосовершенствование, через христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Эти добродетели помогают и самому поэту выживать в больном мире. Религиозная лирика занимает большое место в творчестве Кружкова, который постоянно обращается к Всевышнему за советом, защитой, помощью в обретении душевной крепости и духовной зоркости. Без этого поэт не мыслит своего существования: «Бога нет – и поэт умирает». Для него « жизнь не самоцель, а жажда видеть Бога ». Философская глубина этих строк поражает. Тайна, смысл и цель бытия – главный предмет художественного исследования Н. Кружкова. Отсюда – глубина и значимость его поэзии, а самая любимая и главная для него книга – Библия.

Поскольку каждая встреча с философской и религиозной лирикой такого серьезного автора требует последующего осмысления, анализа, неспешного погружения в художественную ткань произведений, то подобные свидания с высоким Искусством не могут и не должны быть частыми, чего, однако, требовали планы и графики работы последнего ДК, приютившего клуб «Лирика». Вдохновение не уживается с расписанием. Творчество нельзя ставить на конвейер. Не выдержав предложенного графика работы, клуб вынужден был прекратить свои ежемесячные встречи с любителями поэзии. Но незапланированные творческие контакты Н. Кружкова с людьми, «томимыми духовной жаждой», продолжаются.

 

К похвалам Николай Николаевич относится спокойно, хотя не лишен некоторой доли честолюбия. Это качество не следует путать с гордыней, являющейся грехом, поскольку человек пытается безосновательно возвысить себя над ближними, тем самым, унижая их. Многие принимают за честолюбие естественную (иногда страстную) потребность Поэта (Художника, Музыканта и т.д.) привлечь к себе внимание окружающих, чтобы поделиться с ними сокровенным и важным, что открыто, постигнуто или сотворено талантом с благословения Всевышнего. Пророки должны быть услышаны. Внемлите Поэтам! Цените и берегите истинных Художников, господа, чтобы потом не пришлось сетовать:

«И было в нем что-то от бога,

Которого мы разменяли...»

 

Аудитория для Кружкова – не возможность встать «в позу», а возможность подарить труд своей искренней и чуткой души ближним. У поэта душа трудится и день, и ночь, а потому всегда полна высокой энергией, предназначенной людям. Мы уже говорили, что Творчество для Николая – единственно возможный и приемлемый способ существования, обусловленный особым зрением и языком души. «Как он дышит – так и пишет» сказано именно о таких, как Н. Кружков.

И так называемая гражданская профессия (или специальность) мало влияет на подлинную духовную жизнь одаренного человека. Обстоятельства сложились так, что Николаю, осознавшему себя поэтом в 13 лет, затем во «взрослой» жизни пришлось работать и учителем, и воспитателем, и оператором вакуумного напыления (на заводе «Экситон»), и товароведом-снабженцем-грузчиком («борт»-инженером), и литсотрудником в газете, и инструктором ГК ВЛКСМ, и ответственным секретарем общества книголюбов, и пресс-секретарем мэра, но поэтом он быть не переставал нигде и никогда. Поэт – он и в Африке поэт...

Как-то один местный дилетант от культуры в приватной беседе «озвучил» свое нелепое мнение, что Н. Кружков на большого поэта «не тянет», поскольку ему недостает соответствующей Судьбы. С дилетантами как духовными дальтониками спорить бессмысленно и не надо. Мудрые же люди понимают, что не судьба «делает» поэта, а Поэт (как Божий избранник) делает Судьбу. Поэт – это уже Судьба, Путь…

Легкой и простой судьбу Николая Кружкова не назовешь. Старший из четырех детей в семье – это уже «прививка» ответственности за других, самостоятельности, трудолюбия, скромности, разумности в запросах и потребностях. Мама Антонина Александровна (1923 г.р.) даже на пенсии еще 20 лет проработала медсестрой, а отцу Николаю Алексеевичу (1927-1996 гг.), преподавателю иностранных языков, для обеспечения многодетной семьи приходилось постоянно брать подработку в разных школах города. Кодекс совести, чести и благородства был привит добрыми родителями всем детям.

Исповедуя этот кодекс в жизни, Николай Кружков не раз попадал в конфликтные ситуации, выступая за справедливость. Так, за открытый протест против телесных наказаний подростков в СПТУ (Крупино) и за «пропаганду» прогрессивных поэтов демократической волны (Высоцкий, Бродский, Галич, Окуджава и др.), педагог Кружков был объявлен диссидентом и, несмотря на то, что вывел свой отряд в образцовые, не раз вызывался в КГБ и, в конце концов, был уволен из колонии как нежелательный (не прогнувшийся) конфликтный «элемент». Таковы были неписаные законы советского времени.

Характерно, что Кружков не сломался и остался верен своим высоким идеалам и дожил до времени, когда его опять пригласили во властные органы, но уже на должность инструктора ГК ВЛКСМ. Однако и здесь его творческую инициативу терпели всего один год и затем, под благовидным предлогом предложили другую работу – ответственного секретаря городского отделения Всесоюзного общества любителей книги (ВОК). Но зато здесь творческие способности Николая, его интеллект и инициативность проявились в полной мере. В областном руководстве ВОК профессиональный «рейтинг» Кружкова оставался самым высоким целых 10 лет!

Многие из выдающихся деятелей культуры приезжали в наш город только потому, что «процедуру» их приглашения брал на себя Н. Кружков. Поддаваясь обаянию его нестандартной личности, интеллекта и эрудиции, корифеи театра и кино, мастистые писатели и поэты неизменно «уговаривались» на выступления в Посаде. Был забавный и показательный случай, когда приглашенный на встречу с местными книголюбами популярный актер и поэт Леонид Филатов, увлеченный полуторачасовой беседой с Кружковым в машине по дороге из Москвы, вообще забыл, зачем он приехал в Павловский Посад. Его удовольствие и удовлетворение от общения с талантливым человеком отодвинули тщеславие и личные амбиции артиста на второй план...

В буреломе и неуправляемой стихии ельцинских реформ погибло немало полезных общественных формирований, в т.ч. и Всесоюзное общество книголюбов. Как и многие советские интеллигенты, Н. Кружков стал жертвой «непродуманных» социальных преобразований, попал в число огромной массы живых человеческих «издержек» на пути дикого капитализма в России.

Слава Богу, что Николай смог воспользоваться своим педагогическим опытом, и ему, в отличие от некоторых знакомых интеллигентов (включая автора этих строк), не пришлось ради хлеба насущного выходить с лотком или раскладушкой на рынок, чтобы торговать всякой мелочевкой и терпеть унижения от оборотней в форме...

Более десяти лет Н. Кружков успешно сочетал педагогическую деятельность с литературным творчеством. Последнее приносит ему духовное удовлетворение, но не материальные блага. Тиражи всех поэтических сборников были в основном раздарены автором друзьям и знакомым. В практичном подходе к реализации своих произведений Кружкова «не упрекнешь»...

А чтобы заработать на хлеб насущный, поэт вставал в 5 утра, а то и раньше, собирал книги, тетради, бежал на электричку и ехал за десятки километров преподавать школьникам русский язык и литературу, и все, что понадобится. Кроме этих коронных предметов в его арсенале еще были: история, граждановедение, риторика, краеведение, основы русской религиозной философии, основы нейролингвистики и еще вагон разных факультативов. Интеллект и эрудиция при огромном опыте общения с разными категориями людей всегда позволяли Николаю Николаевичу успешно находить общий язык, как с детьми, так и с их родителями. Его авторитет в школе был непререкаем, но ходить в кумирах дело трудное и хлопотное, отнимает массу душевных и физических сил. Стихи приходилось писать в электричках.

Домой он приезжал к вечеру. От перенапряжения гудела голова и поднималось давление, но его еще ждала проверка тетрадей и подготовка к завтрашним урокам. Глухой ночью он, переутомленный, падал в постель, чтобы снова встать к пяти. Такую «поденщину» выдержит не каждый, но надо было выживать, помогать маме, дочке...

Несмотря на суетное людское окружение, Поэт все-таки, в сущности, всегда одинок… Иногда это скрытое состояние, но порой обнаруживает себя в конкретных ситуациях. Вспоминается, как в июле 2003 года к просьбе о материальной помощи для подготовки 50-летия поэта многие из местных предпринимателей оказались глухи. А я бы добавил еще и «слепы». Ибо их «камень в протянутую руку» – есть своего рода приговор к забвению самих себя. Расшифровывать не буду. Те, кто не понял, путь почитают Евангелие.

Но есть ведь и другие примеры имен благотворителей поэта: Александр Агуреев, семья Поберевских, Сергей Собко... Это проявление подлинно высоких человеческих отношений как в христианском, так и в гражданском смысле. Эта конкретная помощь ближнего не будет забыта, ибо материализована в причастности к Вечному – к созданию величайшего духовного и рукотворного чуда – Книги. Имена благотворителей будут всегда заслуженно вспоминаться рядом с именем талантливого автора.

Не исключено, что придет время, когда спонсоры встанут в очередь на благотворительство знаменитому земляку, но тогда запоздалая искупительная «дань» может быть и не принята Поэтом, и останутся наши «новые» без индульгенций и без оправдания...

Ну а пока Н. Кружков, хранимый и ведомый Божиим Промыслом, продолжает творить замечательные стихи в старенькой маминой квартирке (где температура в январе 2006 г. опускалась до -2?С). На компьютер он не накопил, и, в отличие от автора этих строк, у него никогда не было даже пишущей машинки. Свои лирические исповеди он привычно увековечивает простой шариковой ручкой, которую уважительно и возвышенно называет «пером» («Пишу пером, волненьем и душой»). Да что там компьютер – у непритязательного в материальном плане Поэта много чего нет...

Были времена, когда иногородние школьники, влюбленные в своего уникального педагога, по собственной инициативе пытались неумело набирать на домашних компьютерах стихи Кружкова в качестве юбилейных сувениров. Ведь из примерно 1200 созданных произведений нашего поэта в изданных сборниках опубликовано не более трети. Однажды хороший знакомый Н. Кружкова, руководитель электрогорского литобъединения М.В. Шариков набрал на компьютере целый сборничек духовной лирики Николая, но средств на издание сборника до некоторых пор не было, пока не появился Сергей Собко…

Только духовное возрождение спасет Отечество. В этом ключе творчество таких одаренных людей, как Николай Кружков, обретает сегодня особый смысл и значимость.

Июль 2003 г.