В Швеции не понравилась сатира еврейского автора

На модерации Отложенный

 

С виду этот полицейский рейд на юге Стокгольма ничем не отличался от прочих, похожих на пресечение торговли наркотиками или задержание лидера преступной группировки.

 

Но в ста пятидесяти картонных коробках, которые стражи порядка терпеливо снесли вниз, погрузили в грузовик и увезли, находился отнюдь не смертельно опасный груз или незаконно хранящееся оружие – там были книги, весь тираж, изъятый по решению суда.

 

Автор – 42-летний шведский комик Арон Флам, еврей, выступающий в жанре стенд-апа, не чурающийся сложных и острых вопросов (таких как израильско-палестинский конфликт), вырезающий  священных коров и критикующий привычные социо-культурные подходы (в особенности, связанные с феминизмом и социализмом).

Его нередко обвиняют в связях со шведскими  правыми популистами, хотя он называет себя либералом и демократом.

 

Но книга «Это - шведский тигр», которую написал Флам и которая вышла в этом году, представила его в совершенно ином свете: речь идет о политике Швеции во время Второй мировой войны: в ней Флам обосновывает утверждение, что Швеция сотрудничала с нацистской Германией.

Это противоречит большинству историков, пытавшихся изобразить Швецию  нейтральной страной, слегка тяготевшей к немцам до 1943 года, а затем обратившей свои взоры в сторону антигитлеровской коалиции.

 

Первые два издания разошлись моментально, но третье было конфисковано полицией. Формально тираж третьего издания изъяли не по причине крамольного содержания, а якобы из-за претензии по поводу нарушения авторских прав, связанных с иллюстрацией на обложке.

 

Но тот факт, что речь идет о книге, где изложена версия, смутившая шведов и представляющая Швецию в невыгодном свете, всколыхнула общество, вызвав серьезный резонанс: почему были предприняты столь странные меры? Должна ли даже такая либеральная и свободная страна, как Швеция, опасаться цензуры?

Нейтральные, на первый взгляд

В 1941 году по просьбе властей шведский   писатель Бартил Альмквист придумал плакат, на котором в цветах шведского флага был изображен сине-желтый тигр с надписью «шведский тигр».

В самой надписи содержался каламбур, поскольку слово «тигр» также означает «молчать».

Другими словами, «шведский тигр» - не только плотоядное животное, выкрашенное в цвета национального флага, но и намек, что «правильный швед держит рот на замке».

Этот плакат во многом схож с разного рода наглядной агитацией, которая использовалась во время войны в разных странах, напоминая населению, что во время войны следует быть бдительным.

 

В то время «шведский тигр», изображался повсюду: на школьных пеналах, на футболках и на шкафах.

Тот же тигр появился и на обложке книги, написанной Фламом, но переосмысленный пародийно: он подмигивает читателю, а на его лапе нарисована свастика.

 

Как считает Флам, тигр стал символом шведской культуры молчания и служит поводом для шутки - шведы сильны, но молчаливы.

«В отличие от американцев, у нас не было кораблей, которым грозило быть отправленными на дно во время Второй мировой войны; на первый взгляд, мы были нейтральными, - говорит Флам. – И тут возникает вопрос, для чего оно нужно, молчание шведов?

Именно об этом моя книга. Обложка - пародия на тигра. В книге я прибегаю к психологии, праву, политике и философии, и все начинается с этой шутки.

Сегодняшние шведы не знают исторического контекста. Они не понимают шутки потому, что их деды так хорошо ее понимали – это было абсолютное молчание по поводу того, что происходило в Швеции во время войны. Чтобы понять шутку, нужно понять контекст. Книга его объясняет».

 

Шутка Флама, похоже, не понравилась шведскому Музею боевой готовности, частному учреждению, расположенному на юге страны – оно занимается военной историей Швеции и обладает правами на оригинальную иллюстрацию Альмквиста.

Руководство музея утверждает, что тигр – «часть шведского культурного наследия» и никому не дано разрешение на использование этого символа. «Их реакция была очень эмоциональной, - рассказывает Флам. - Мне позвонила адвокат, одна из владельцев музея.

Она кричала: вы должны стыдиться, что нанесли ущерб культурному наследию страны». Обратившись в полицию, адвокат «сказала, что хочет уничтожить все книги, даже те, что уже были проданы».

 

Музей пожаловался на нарушение авторских прав, а затем за дело взялась полиция: стражи порядка связались с типографией, где печаталась книга, вызвали Флама на допрос, и в итоге полностью конфисковали третье издание.

 

Как предполагается, судебное разбирательство начнется 24 сентября, и если истцы выиграют, книги будут уничтожены, а Флам должен будет заплатить музею полтора миллиона шведских крон (около 580 тысяч шекелей). Обвинение настаивает на том, что это - не вопрос цензуры, а только вопрос авторских прав. 

 

Следует признать, что, судя по всему, шведское общество было в шоке: многие журналисты, общественные деятели и мастера искусств встали на защиту Флама.

Некоторые пошли еще дальше, утверждая, что таким образом нынешний шведский режим пытается скрыть истинную историю происходившего во время Второй мировой войны. В особенности, учитывая тот факт, что и тогда, и сейчас во главе шведского правительства стояли социал-демократы.

 

Бернадот не хотел спасать евреев


Флам делает упор на то, что шведское правительство сотрудничало с нацистами самым тесным образом.

«Я утверждаю, что шведские социал-демократы (правящая партия в Швеции тогда и сейчас) начали работать с Гитлером еще до его прихода к власти, - поясняет он. - Шведская версия истории не учитывает, что Швеция зависела от Германии и сотрудничала с ней до и во время войны.

Большинство шведов сегодня не знают об этом, но Швеция была союзником Германии с 1933 по 1944 год, когда война подходила к концу.

Только тогда Швеция объявила, что, мол, хватит вести дела с Германией».

 

Флам, у которого есть еще и экономическое образование, подробно останавливается в своей книге на экономической стороне вопроса.

«Немцам требовалось оружие, у Швеции были материалы [железная руда] для изготовления оружия, а швейцарские банки могли отмывать деньги, которые переходили из рук в руки в этих сделках, – подчеркивает он. - Швеция предоставила Германии материалы, без которых ни одна современная армия не могла бы функционировать».

Флам приходит к выводу, что шведское государство всеобщего благосостояния "было построено на золоте, награбленном у евреев и других европейских народов".

Кроме того, он подвергает сомнению героизм шведского дипломата Фольке Бернадота по спасению евреев.

 

«Я сказал бы, что спасение евреев интересовало его меньше всего, - отмечает Флам. – Будучи главой Красного Креста, он выторговал у Гиммлера спасение 30 тысяч узников, среди которых, попутно, оказались и евреи. А потом написал книгу, каким он был героем.

 

По другому следует трактовать и случай с евреями Дании, которых датское подполье контрабандой вывезло в Швецию. Правительство отнеслось к этой акции отнюдь не восторженно, но вынуждено было согласиться с появлением датских евреев по причинам публичного образа.

Что же касается Рауля Валленберга, он был героем. Всегда есть исключения из правил».