Долой стыд или теория стакана воды

На модерации Отложенный Лесби-парады, отмена брака и свободные отношения: Как в СССР 1920-х боролись с буржуазными предрассудками

 

 

 Как в СССР 1920-х боролись с буржуазными предрассудками.

 

Как в СССР 1920-х боролись с буржуазными предрассудками.



Создание СССР принесло не только кардинальные политические перемены жителям страны. Руководствуясь коммунистическими теориями Маркса и Энгельса, большевики призывали народ строить совершенно новое общество, свободное от буржуазных пережитков. В декабре 1917 года Ленин выпустил декреты «О земле» и «О мире», а сразу за ними — менее известные сегодня «Об отмене брака» и «Об отмене наказания за гомосексуализм». Таким образом, с советского человека снимались все моральные ограничения и пропагандировались новаторские идеи о культурных ценностях.

 

Реакция Ленина на демонстрации обнаженных людей: «Так держать, товарищи!»

Первую годовщину декретов праздновали с размахом. 19 декабря 1918 года в поддержку законов организовали шествие лесбиянок по Петрограду. А в Москве абсолютно голые демонстранты осмелились пройти прямо по Красной площади, агитируя прохожих присоединиться к ним. Вместо одежды на них были повязанные через плечи алые ленты с провокационными лозунгами «Долой стыд!». Позже, вспоминая эти события, Лев Троцкий расскажет о положительной реакции Ленина на происходящие у стен Кремля, который на известие о митинге одобрительно заявил: «Так держать, товарищи!».
 

Пролетариат не нуждается в одежде, которая прикрывает красоту тела!./Фото: cont.ws

 

Пролетариат не нуждается в одежде, которая прикрывает красоту тела!./Фото: cont.ws




Колонны раздетых пролетариев возглавлял Карл Радек — один из лучших друзей Троцкого и любимец Владимира Ильича. Происходящее на улице соответствовало внутреннему мировоззрению идеолога организации. По рассказам близко знакомых с ним людей он был закоренелым эротоманом и не стеснялся разгуливать нагишом даже при малолетних детях сестры, у которой жил.

Подобные случаи фиксировались по всей стране, а не только в столице. «Просветительские» шествия людей в красных лентах упоминаются в Севастополе и Краснодаре, а также в других городах.

Агитационная работа организации «Долой стыд!»

В основе «голых демонстраций» лежало четкое идеологическое обоснование: оставить традицию ношения одежды буржуям, которые наживаются на эксплуатации простого народа. Пролетариат же, в силу своей раскрепощенности и широты взглядов, не нуждается в том, чтобы прикрывать свое тело. Когда такой мотивации было недостаточно, приводились другие доводы. Они являлись своеобразной интерпретацией идеи дарвинизма и гласили, что раз человек произошел от обезьяны, он, как и другие животные, не должен прикрывать свое тело.
 

Карл Радек — идейный вдохновитель общества «Долой стыд!»./Фото: relevantinfo.co.il

 

Карл Радек — идейный вдохновитель общества «Долой стыд!»./Фото: relevantinfo.co.il




«Мы — дети воздуха и солнца!

Мы не нуждаемся в ношении одежды, которая скрывает красоту нашего тела!» — заявляли мужчины и женщины, вступившие в ряды сексуально раскованных участников движения.

В 1924 году демонстрации приобрели колоссальный размах — в них участвовало более 10000 человек. Народ активно призывали избавиться от унижающего чувства смущения, раскрепостив тело и дух.

Поведение идейных людей новой формации живо обсуждалось в печати и устно. Журналы посвящали им множество зарисовок и шаржей, составляли забавные каламбуры. По словам современников, реакция на происходящее зачастую была негативной. Встретив на улице или в общественном транспорте активистов в одних лишь лентах с надписью «Долой стыд!», окружающие открыто возмущались и критиковали их, призывали милицию разобраться с нарушителями правопорядка. Особенно тяжело дался этический переворот старикам — сталкиваясь с полностью обнаженными людьми, они испытывали негодование и страх, что их заставят поступить подобным образом.

Теория стакана воды

Созданный в октябре 1918 года Российский Коммунистический Союз Молодежи поддержал идею свободных нравов и включил в свой устав параграфы о половых отношениях. Согласно этим положениям, если комсомолец регулярно участвовал в общественной работе и своевременно вносил членские взносы, каждая комсомолка была обязана отдаться ему по первому же требованию. Пункт об интимных связях имел законное действие более десяти лет, однако в ходе повторной редакции в 1929 году его убрали.
 

Книга о половой жизни, выпущенная в 1927 году./Фото: /www.litfund.ru

 

Книга о половой жизни, выпущенная в 1927 году./Фото: /www.litfund.ru




В это время среди молодежи особую популярность приобрела теория стакана воды. Она базировалась на полном отрицании духовный любви, вследствие чего межполовые отношения сводились к инстинктивному удовлетворению сексуальных потребностей. По задумке, вступление в физическую связь должно было быть таким же простым, как утоление жажды стаканом воды.
 

Каждый комсомолец имел право на удовлетворение своих половых стремлений./Фото: img.politonline.ru

 

Каждый комсомолец имел право на удовлетворение своих половых стремлений./Фото: img.politonline.ru




Комсомольские комитеты всеми доступными способами содействовали раскрепощению молодых людей. В зданиях, выделенных для вечернего обучения классовой борьбе и ознакомлению с идеологической литературой, регулярно проводились мероприятия иного рода — так называемые вечерки. Целью таких мероприятий было приятное общение и более близкие знакомства участников. В конце каждого собрания комсомольский лидер предлагал парням оценить пришедших девушек и выбрать себе партнершу для секса. Отказ вступить в половые отношения грозил ей исключением из союза молодежи.