Сущность «антонова огня» - загадочного смертельного заболевания

На модерации Отложенный 304

В старину люди, не зная истинных причин возникновения болезней, давали им красивые поэтические названия. Согласитесь, «синдром проклятия Ундины» звучит гораздо романтичнее, чем «центральный синдром сонного апноэ», а «грудная жаба» выглядит образнее безликой «стенокардии».

   Из глубины веков до нас дошел и термин «Антонов огонь». Интересно, что былое непонимание совершенно разной этиологии многих заболеваний, при которых конечности болят, изменяют цвет и даже некротизируются, аукается до сих пор.  Разные словари и справочники считают антонов огонь синонимом и рожистого воспаления, и газовой гангрены, а иногда и любого нарушения трофики нижних конечностей.

Однако, при изучении истории вопроса обнаруживается, что на самом деле антонов огонь – это совершенно конкретное заболевание, в наши дни крайне редкое, а в прошлом принимавшее иногда характер эпидемии.

 

  Не касаясь пока причин его развития, вспомним, что нам известно об «огне святого Антония» из исторических источников.

  Упоминания об эпидемиях страшной болезни – «скрытом огне», охватывающем конечности и постепенно убивающем пораженного, - встречаются у средневековых летописцев начиная с 10 века.

Вот как описывает хронист Сигеберт Жамблузский эпидемию 1090 года в Западной Лотарингии:  «Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь.

Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние».

 

Рассматривая многофигурные композиции средневековых художников, например Иеронима Босха или Питера Брейгеля-старшего, невольно обращаешь внимание  на большое количество персонажей с недостающими руками и ногами и  на протезах.  При тогдашнем уровне медицины  вряд ли многие оставались в живых после травматической или хирургической ампутации. Более вероятно, что мы видим людей, перенесших сухую гангрену конечностей с самоампутацией, и количество их впечатляет.

Заболевшие испытывали жгучие боли в конечностях, парестезии, зуд, онемение. Считалось, что излечить недуг помогают мощи святого Антония – христианского отшельника, жившего в 3-4 веке. Этот святой был официальным покровителем больных «горячкой», образовался даже монашеский орден святого Антония, специализирующийся  на их исцелении, поэтому «священный огонь» получил название «антонов».

   Другое названия заболевания – «корчи ведьмы» -  связано с его нервно-психическими проявлениями. Говоря современным языком, у заболевших отмечались спутанность сознания, эпизоды психоэмоционального возбуждения, галлюцинозы, тонические судороги. Вспышки таинственного заболевания преследовали Европу веками, происходили они в районах с влажным и прохладным климатом – Германии, Швеции, Франции, Голландии, России, - и чаще случались в голодные неурожайные годы.  Смертность от «огня святого Антония» была сопоставима со смертностью от чумы, например, эпидемия 922 года на юго-западе Франции, в Аквитании,  унесла жизни 40 тысяч человек.

  К концу 17 века накопились кое‑какие сведения об «антоновом огне».

Было известно, что:

  - болезнь возникала в сельской местности, преимущественно среди бедного населения, которое в больших количествах употребляло в пищу ржаной ­хлеб;

   - среди людей, пивших воду из одного источника, заболевали не ­все;

   - болели обычно семьями, причем соседи заболевшей семьи оставались здоровыми, и это практически исключало инфекционную природу заболевания.

В 1670 году французский врач Луи Тулье попытался систематизировать данные   об эпидемиологии и течении заболевания и выдвинул гипотезу о его причинах. Он обратил внимание на то, что  основу рациона бедняков составлял ржаной хлеб, а распространенным паразитом ржи был грибок спорынья (грибок Claviceps purpurea).

Доктора того времени использовали спорынью в акушерстве для родостимуляции и знали о ее токсичности и клинических проявлениях передозировки - судорогах, расстройствах кровообращения и диспепсии.

Сопоставив эти факты, Тулье сделал вывод, что причина болезни – употребление в пищу муки из зараженного спорыньей зерна.

Но открытие Тулье, связавшего «огонь святого Антония» с потреблением недоброкачественного хлеба, среди современников понимания не нашло, соответствующих выводов никто не сделал. Заболеваемость пошла на убыль только лет через сто благодаря повсеместному вытеснению ржи картофелем. А свойства спорыньи – грибка, паразитирующего на колосьях ржи, - начали исследовать лишь в 20 веке. Эрготамин был впервые выделен из спорыньи в лабораториях фармакологической компании Sandoz профессором Артуром Штолем в 1918 году.

Сегодня мы знаем, что основа химического строения алкалоидов спорыньи (эрготамина, эргометрина и алкалоидов группы эрготоксина)– это производное индола  лизергиновая кислота.

Алкалоиды спорыньи действуют как адреноблокаторы и в токсических дозах оказывают негативное воздействие на  ЦНС, сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт. Передозировка проявляется диспептическими расстройствами, парестезиями, расстройствами речи, подергиваниями отдельных мышечных групп, в тяжелых случаях развиваются бред и тонические судороги. Смертельная доза спорыньи – около 5 г.

Также может развиваться токсический ангиотрофоневроз. Вследствие сосудосуживающего действия эрготамина возникает стойкий спазм дистальных мелких сосудов конечностей,  затем присоединяются инфильтрация эндотелия  и тромбозы.  Клинически наблюдается цианоз, а затем бледность  пальцев, кистей и стоп, беспокоят парестезии, снижается чувствительность, образуются некрозы по типу сухой и реже влажной гангрены.

Специфической терапии отравления алкалоидами спорыньи нет,  лечение состоит в симптоматической терапии и, главное, в прекращении поступления яда в организм.

Отравление алкалоидами спорыньи вследствие потребления муки из пораженной этим грибком ржи или передозировки содержащих их препаратов  носит название «эрготизм» (от французского ergot – спорынья).

И гипотеза доктора Тулье, которой уже три с половиной века, представляется наиболее вероятной для объяснения происхождения эпидемий «антонова огня», уничтожавшего и калечившего население средневековой Европы.

Первые упоминания в летописях об «огне святого Антония» относятся к началу средних веков – времени, с которого культивируется рожь в Европе. Наибольшее число заболевших отмечается в неурожайные годы – то есть когда в пищу шел каждый колосок с полей, собранный часто раньше момента созревания, а в это время спорынья наиболее ядовита. Кроме того, она лучше развивается  при повышенной влажности, и это объясняет большее число заболевших в дождливые года.

Спорынья поражает не только рожь, но и многие дикорастущие злаки. Следовательно, эрготизмом страдают и животные. При их отравлениях описаны  такие же формы  заболевания, что и у людей – нарушения со стороны нервной системы, некрозы клювов, копыт, пятачков, хвостов, ушей. Всем известен смысл выражения «Отбросить копыта», но этимология его покрыта тайной.  Страдающие эрготизмом животные копыта отбрасывают в буквальном смысле – и, может быть,  просторечный синоним понятия «умереть» появился именно при наблюдении картины эрготизма у домашних животных?

 

В общем, при сопоставлении исторических сведений о страданиях пораженных «антоновым огнем» с известными современной науке составляющими клинической картины эрготизма напрашивается вывод, что это одно и то же заболевание.

Во-первых, поведенческие нарушения, возбуждение, галлюцинации, о которых рассказывают исторические источники, соответствуют некоторым клиническим проявлениям отравления спорыньей.

Во-вторых, сухая гангрена выглядит именно как обугленная головешка, и в рассказах о «черных, как уголь, сожженных членах» можно усмотреть гангренозную форму эрготизма, при которой происходит нарушение трофики конечностей вплоть до развития гангрены.

В-третьих, для конвульсивной формы эрготизма характерны тонические судороги разных групп мышц, в том числе сгибателей конечностей, и здесь трудно не вспомнить знаменитую «пляску святого Витта» — массовое явление во времена Средневековья (хотя есть и другие версии, объясняющие, что это такое).

И, наконец, Абсентис в работе "Христианство и спорынья" довольно убедительно доказывает, что   множество эпизодов явного массового умопомешательства и психозов в истории европейских народов — крестовые походы, религиозные войны, охота на ведьм — это проявления эрготизма в психотической форме.

Например, организаторами и фанатичными участниками Первого крестового похода в 1096 году стали бедные крестьяне из значительно пострадавших от эпидемии «антонова огня» районов востока Франции и запада Германии.

В монастырях ордена святого Антония бывали случаи исцеления, хотя лечение состояло в молитвах и смазывании пораженных членов свиным жиром – не потому ли, что, находясь в монастыре, пациент ел хлеб из другой, незараженной, муки?

 

Однако, все приведенные выше рассуждения не могут претендовать на абсолютную истину. Мы не располагаем бесспорными доказательствами, результатов патологоанатомических и токсикологических исследований умерших от «огня святого Антония» у нас нет.  И если мало сомнений возникает в том, что «антонов огонь» - это гангренозная форма эрготизма, доказать, что именно спорынья была чуть ли не основным локомотивом кровавой средневековой истории, в буквальном смысле сведя с ума тысячи людей, очень сложно.  Теория хоть и спорная, но чрезвычайно  интересная, и имеет как сторонников, так и яростных противников.

  В наше время случаев отравления алкалоидами спорыньи, тем более массового, почти нет.  Принято считать, что последняя в истории эпидемия эрготизма случилась в 1951 году во Франции после смешивания доброкачественной и зараженной спорыньей муки. Пострадало триста человек, зафиксировано 5 летальных исходов.  Правда, существует мнение, что имело место отравление не спорыньей, а соединениями ртути, которыми обрабатывали зерно.

   Но был еще один период в истории человечества, когда имело место массовое употребление производных лизергиновой кислоты. В 1938 году швейцарский фармаколог Альберт Хофманн, работая над препаратами против маточных кровотечений, занимался исследованиями эрготамина. Одним из синтезированных им веществ  стал диэтиламид лизергиновой кислоты, или ЛСД-25 (напомню, что лизергиновая кислота — основа химического строения алкалоидов спорыньи).

В 1943 году он случайно обнаружил его яркий галлюциногенный эффект и способность изменять мировосприятие. Препарат стали использовать в психиатрической практике, и постепенно он приобрел большую популярность как средство «расширения сознания». Увлечение ЛСД в 50-60е годы приобрело массовый характер, особенно в США, но последствия бесконтрольного употребления галлюциногенов оказались неприятно разнообразными и часто непредсказуемыми, и в итоге эти препараты были запрещены практически во всех странах.

А вот случаев развития эрготизма на фоне систематического приема ЛСД не описано. На Pubmed есть только одно сообщение по теме – о наблюдении периферической ишемии нижних конечностей после приема ЛСД.

В русскоязычных источниках интересный случай развития острой ишемии верхней конечности после приема ЛСД описывает токсиколог Ш.Л.Мелконян,

Правда, подтверждения, что ангиотрофоневроз у пациентки был следствием именно употребления ЛСД, нет, токсикологический анализ биосред на ЛСД не проводился.

  Таким образом, развитие эрготизма как синдрома на фоне приема ЛСД – огромная редкость, практически казуистика.  Эрготамин спорыньи и синтезированное на его основе вещество действуют по-разному. Но надо заметить, что фармакологические механизмы и развивающаяся при воздействии ЛСД клиническая картина до настоящего времени четко не описаны, хотя этому галлюциногену посвящено большое количество специальной литературы, множество исследований и наблюдений.

Если все-таки проводить параллель с эрготизмом, можно предположить, что отравление спорыньей протекает столь же многовариантно и закономерности его выявить так же трудно.

Это может объяснять путаницу и массу темных пятен в нашем понимании сущности «антонова огня» - загадочного заболевания с многовековой историей.

Но, думаю, на данном этапе интерес к вопросу может быть лишь академическим, вряд ли современным врачам выпадет возможность наблюдать классический «огонь святого Антония».