Лазарь Каганович: как жил на пенсии соратник Сталина, заставший начало 1990-х
На модерации
Отложенный
Человек-метрополитен – это про него. Лазарь Моисеевич стал одним из руководителей строительства московской подземки. В 1935-м она получила его имя, которое гордо носила до 1955-го.
С идеей о том, чтобы переименовать метрополитен (и присвоить ему имя В.И.Ленина) выступил – в свете менявшихся настроений в обществе - сам Каганович.
Взамен в его честь была названа станция «Охотный ряд». Правда, совсем ненадолго – всего на пару лет.
Соратник Сталина и «автор» нового облика Москвы
«Железный Лазарь» был одним из наиболее приближённых к Сталину людей. В 1930-е он стал практическим полным хозяином столицы. Занимался, среди прочего, созданием нового облика Москвы. Именно при Кагановиче был уничтожен Храм Христа Спасителя. Однако опять-таки Лазарь Моисеевич спас от подобной участи собор Василия Блаженного.
Ссылка в город Калинин, которой не было
В 1957 году бывшего соратника Сталина объявили заговорщиком, сместили со всех постов, и отправили в город Асбест - руководить Уральским горно-обогатительным заводом.
Это стало последним местом его работы. В 1961-м падение Кагановича продолжилось: он лишился и партбилета, и рабочего места. Кроме того, отставному политику предписали переехать жить в город Калинин и более не появляться в Москве.
Как Каганович встретил Рабиновича
Каганович и Сталин, фото из открытых источников
Предписание Каганович не соблюдал. Жил в столице. Просил восстановить его в партии. Ходил в Ленинскую библиотеку – уточнял информацию, которая была нужна ему для написания мемуаров.
Очевидцы рассказывали, что однажды «сталинский нарком» оказался в самом хвосте очереди желающих сдать книги и попросил у собравшихся пропустить его вперёд: «Я – Каганович».
«Ну и что?! А я – Рабинович», - ответил ему оказавшийся в середине этой очереди известный физик, обладатель созвучной фамилии.
Какую пенсию получал бывший соратник Сталина
Рядом со Сталиным, фото из открытых источников
При выходе на заслуженный отдых бывшему наркому назначили гражданскую пенсию, которая на тот момент равнялась 120 рублям. Позже, уже при Черненко, размер был поднят до 300. При этом за Кагановичем закрепили ряд привилегий, включая право бесплатно пользоваться закреплённым автомобилем и лечиться в Кремлёвке. Также ему полагался отдых в пансионатах Министерства здравоохранения. И он регулярно пользовался этой возможностью. Частенько играл в лото и домино с другими пенсионерами, которые иногда даже не подозревали, с кем имеют дело.
А вот за билеты на прогулки по Москве-реке на речном трамвайчике (их Каганович обожал) бывшему соратнику Иосифа Виссарионовича приходилось платить лично. При этом бывший нарком нередко выражал неудовольствие расценками вслух: «При мне это стоило значительно меньше!».
Каганович в перестройку
Сталин и Каганович, фото из открытых источников
На пенсии Каганович успел во второй раз жениться. Следил за перестройкой. Пережил полное забвение и неожиданно возникший интерес к его персоне, когда с приходом гласности в его квартире на Фрунзенской набережной стали всё чаще раздаваться звонки с просьбой дать интервью. Лазарь Моисеевич отвечал отказом всем: он ни с кем не общался.
С середины 1980-х практически не выходил из своей большой московской квартиры, где было очень много книг.
Сюда же к нему привезли урну для голосования по выборам народных депутатов РСФСР. Политик внимательно прослушал (ему зачитывали вслух) перечень фамилий в бюллетене и очень удивился, что в списке нет ни одного «представителя рабочего класса». Не к добру это – таким был вердикт бывшего вершителя судеб в СССР. В некотором роде его слова оказались пророческими.
В статусе пенсионера «железный Лазарь» прожил 30 лет, немного не дотянув до своего 100-летия, а до окончания существования Союза – всего полгода.
Комментарии