Мертвый узел по-израильски
Точка зрения
Гарик Мазор 16:03, 9 Мар 2020

Исторически сложилось так, что в израильской политике партии, будь то правого, или левого спектра, фундаментально отличаются от общепринятой в западной общественной парадигме правой и левой идеологии.
Правые в системе Западной демократии представляет консервативное мировоззрение, в то время как левые традиционно выражают либерально- социалистические идеи. Различают оба этих течения подходы к формированию экономического рынка, роли государства в общественной и экономической жизни, подходы в социальной сфере и в национальном вопросе.
В Израиле никогда не было правых консерваторов, как никогда не было и либералов-социалистов. Пожалуй, единственными консерваторами-традиционалистами в Израиле всегда оставались религиозные ортодоксальные партии.
Изначально сионистская идея опиралась на социалистическую концепцию. Однако первые сионисты-социалисты были далеки от принципов социал-либерализма и их социализм был продолжением сталинизма. Тем не менее сталинский социализм не продержался в сионизме долго. Это был период крушения всей идеологии сталинско-большевистского социализма. Рухнул он и в Израиле.
Социалисты-сионисты все дальше отходили от своих прежних принципов, и все больше сближались с Западом. В израильском социализме произошло перерождение от сталинизма к клановой партийной бюрократии. И никаких либеральных идей присущих западной левой идеологии так и не появилось у израильских левых, несмотря на политическое сближение с Западом. Напротив, израильские левые оказались на позициях, пожалуй, самых крайних консерваторов в сионистской идеологии.
Это израильские левые расширяли границы государства, в войнах с иностранными агрессорами.
В свою очередь Израильские правые берущие свое начало от ревизионистов Жаботинского также не смогли противопоставить социалистам никакой идеи консерватизма. Просто не было в новом государстве никаких традиций консерватизма в общепринятом смысле. Единственными традициями было местечковое прошлое и трагическая история галута, с которыми в Израиле усиленно боролись. Поэтому все различие между израильскими правыми и израильскими левыми выразилось в борьбе за власть различных групп бюрократии.
Не имея никакой внятной консервативной идеи правые стали опираться на расовые различия в стране. Они позиционировали себя как выразители интересов выходцев из стран Востока и Магриба и противопоставляли сефардскую общину ашкеназийской. При этом сами руководители правых в подавляющем большинстве были представлены все той же общиной выходцев из стран Восточной Европы.
Выходцы из стран Востока использовались всего лишь как инструмент в борьбе за власть. Единственное, что скрепляло народ и страну идейно — это вековые традиции религиозного консерватизма. В такой ситуации все различия между правыми и левыми свелись к одному-единственному вопросу — арабскому. Но и здесь все ограничилось только лозунгами. Реальное политика и реальное положение Израиля всегда определяли и продолжают определять арабо-израильский вопрос, а не лозунги правых, или левых.
Как следствие, политика левых израильских правительств никогда не отличалась от политики правых правительств в том, что касается арабо-израильского конфликта. Левые говорили о мире, но возвращали в границы государства разрозненные территории, утраченные в периоды арабских агрессий. Левые расширяли еврейские поселенческие анклавы в Иудеи и Самарии так же, как это делали правые.
Либеральная идеология не требовала многовековых традиций. Напротив, она этим традициям противостояла и ломала их. Различия в лозунгах обострялись, в то время как политическая действительность продолжала определять действия израильских правительств.
Левые выдвинули лозунг «мир в обмен на территории», что отвечало принципам западного либерализма, а правые, как бы, противостояли этой идее. В реальной политике лозунги левых последовательно осуществлялись правыми правительствам, как и все территориальные отступления. Начиная с Кемп-Дэвида в 1976 году и дальше, через Хеврон, Гуш-Катиф, Амону. Через замораживание строительства в Иудеи и Самарии. Именно правые во главе с Бегиным, передавая Синайский полуостров Египту, впервые на практике осуществили левый лозунг «территории в обмен на мир». И именно правые тогда в Кэмп-Дэвиде впервые официально признали палестинскую проблему и обязались решить этот вопрос.
Продолжение последовало в Мадриде в 1991 году, когда Ицхак Шамир, тогдашний глава правительства от правой коалиции, пожал руку Арафату и признал его легитимной стороной переговоров.
В 1993 году левое правительство Рабина-Переса подписало с Арафатом Ословское мирное соглашение. Фундаментом для «Осло» послужили обязательства израильской стороны, подписанные Бегином в Кэмп-Дэвиде в 1976 году. Подписывая ословские договоренности, Рабин рассчитывал отделить сектор Газа от последующего переговорного процесса.
Ословские соглашения имели официальное название -«Западный берег — сейчас, Газа — потом». Главная опасность для Израиля состоит в территориальном расчленение страны и произойти это может через объединение Газы и Западного берега.
Сама идея вживления арабского палестинского государства в Израиль основывается на объединении двух этих арабских анклавов. Следовательно, целью носителей этой идеи является территориальное расчленение Израиля.
Утрата территориальной целостности подрывает весь фундамент суверенитета и безопасности не только в случае Израиля, но и любого другого государства. И неважно каким способом объединить Газу с Западным Берегом: наземными, или подземными транспортными и коммуникационными магистралями. В любом случае речь идет о территориальном разделе Израиля.
Чтобы нейтрализовать опасность раздела, Рабин и Перес пошли на создание палестинской автономии на Западном берегу, оставив Газу за рамками соглашения.
Политический расчет был сделан на то, что автономия станет основой для будущего Палестинского государства, не включающего в себя Газу. Однако все получилось совсем не так, как рассчитывали архитекторы «Осло». Газа никуда не испарилась и осталась частью требований не только палестинцев, но и всего арабского мира в любых переговорах о создании палестинского государства. Идея расчленить Израиль и вытеснить с карты Ближнего Востока не сошла с повестки арабского мира.
Подписание ословских соглашений привело к новому витку насилия со стороны палестинцев. Рабин и Перес привезли в Израиль из Туниса отсиживавшихся там террористов ФАТХа во главе с Арафатом, предоставив им полную международную легитимацию в качестве партнеров на переговорах по урегулированию конфликта. В ответ Арафат развязал Вторую интифа,ду жертвами которой стали тысячи израильтян. Мир так и не состоялся и конфликт не закончился.
В результате израильтяне стали все дальше отходить от левых, а электорат правых усиливался из года в год. »Осло» стало могильщиком израильской левой идеологии. Потеряв власть более чем на десять лет, израильская левая партия «Авода» превратилась в политического банкрота.
К идейному банкротству израильских левых привело «Осло», к политическому — утрата власти.
Ни одна политическая партия не может оставаться жизнеспособной без власти. Точно так же, как банкир становится банкротом, не имея доступа к финансам, так и политическая партия становится банкротом, не имея доступа к власти.
Правые в этой ситуации прочно заняли место у руля. Так и не приобретя характера консерваторов-традиционалистов израильские правые превратились в центристов и теперь — в главных носителей идеи двух государств для двух народов по принципу «мир в обмен на территории».
Израильская политическая система хотя и остается многопартийной демократией, но в ней образовалась фактическая монополия одной партии. За более чем десятилетие нахождения у власти вокруг «Ликуда» и премьер-министра Нетаниягу выросла своя бюрократическая и финансовая элита, получившая в свои руки все рычаги влияния в государственных и финансовых структурах. В свою очередь монополия власти «Ликуда» опирается на эту элиту.
Израиль оказался в ситуации, когда сплетение политики, бюрократии и финансовых интересов большого бизнеса привело к невиданному росту коррупции. Собственно, это закономерный итог любой монополии власти.
Однако другие группы интересантов в бюрократии и бизнесе тоже хотят получить доступ к заветным рычагам. Никакой идеологии эти группы противопоставить правящей партии не могут. Левая идея приказала долго жить, правая также бесперспективна. Остается все тот же центризм. Но это не знамя в политической борьбе за власть. Невозможно противопоставить центризм центризму. Поэтому конкуренты правящего «Ликуда» из «Кахоль-Лаван» приняли в качестве лозунга борьбу с коррупцией и лично с премьер-министром Нетаниягу.
Больше никакой идеологии в израильской политике нет. Есть бескомпромиссная борьба за власть различных групп интересантов. Теперь, когда не осталось идеологии, произошло объединение политических партий в блоки, главная цель которых — либо остаться у власти, либо сместить тех, кто у власти, и самим добраться до властных вершин. Мол, вы свое уже нахапали, теперь наша очередь. Отойдите по-хорошему. Но разумеется никто отходить в сторону не собирается. Поэтому борьба за власть принимает все более острый характер.
Образование политических блоков привело к тому, что блок арабских партий занял место равноправного игрока. Пожалуй, одним из самых неоднозначных итогов всего происходящего в израильской политике стал тот факт, что Кнессет теперь состоит из двух крупных политических блоков еврейских сионистских партий и третьего по численности блока арабских антисионистских партий.
Если прежде голоса арабских избирателей распределялись между левыми партиями и частично между другими израильскими партиями, то сегодня, когда больше нет левого лагеря и нет никакой идеологии, голоса арабских избирателей переместились в сторону одного антисионистского партийного блока.
Главная задача — не допустить, чтобы лидеры арабского блока заняли место главы парламентской оппозиции в Кнессете, или стали партнерами по правящей коалиции. Но это маловероятно. И дело не в том, что это арабы. Дело в том, что блок арабских партий опирается на антисионизм — идеологию, подрывающую весь идейный исторический и политический фундамент современного Израиля. Сейчас становится все более очевидным, что перемены в политических конъектурах произойдут. Хочется надеяться, что все израильское общество извлечет из этого урок и разобщенность уступит место объединению всего народа Израиля.
Комментарии
Иными словами, если Ивет не совсем выражает общий социальный интерес, извини, подвинься. Но моя личная трагедия заключается в том, что я этого не чувствую и не понимаю.
А может быть, именно выражает? Ужас какой-то...
Идеи, которая привела к возникновению государства - убежища для народа изгнанника, позволила построить мощную экономику, стать одним из мировых лидеров научно-технического прогресса, инкубатором многих новых технологий.
Да при постоянных войнах с враждебным арабским окружением, превосходящим в разы по численности, да и по ресурсам. Это, конечно особое ЧУДО воссоздания страны народа Книги через 2000 лет изгнания..
Но и проблемы внутреннего размежевания разных движений, политических партий, светского и религиозного населения совершенно закономерно все более проявлялись, и вылились в сегодняшний такой явный кризис.
Но кризис, дающий замечательную возможность все глубже, яснее выяснить, а для какой глобальной цели была дана возможность еврейскому народу вернуться на свою Землю через тысячелетия изгнания
По моему глубокому убеждению, этот кризис является началом второй фазы развития сионистского движения - духовного возрождения
Очень интересная, остроумная беседа. Еще раз поднимает этот важный вопрос: закончилась ли программа сионизма, приведшая к созданию Государства евреев, и успешно развивающегося уже более 70 лет при всех внешних и внутренних проблемах.
Или только закончилась его первая фаза, ступень - физического воссоздания Израиля, и начинается не менее сложная вторая - духовная?
И если признать, что чудо возрождения Израиля произошло не случайно, а соответствует определенной программе развития человеческого общества, то и следующий этап развития сионизма становится все более ясным
О нем говорили веками и сегодня объясняют мудрецы Израиля, каббалисты.
Народу Книги предназначено создать особое общество Единства при всем огромном разнообразии людей. Есть методика, как создается такое общество, основанное на принципах взаимного поручителства ( взаимной ответственности, взаимопомощи)
И все проблемы внешние и внутренние даются ради выполнения этой особой задачи
Ведь весь мир нуждается в таком примере
Поэтому водораздел Израильских "правых" и "левых" заключается не только в разных подходах к распределению социальных благ и уровню демократических свобод, но и взаимоотношению с недружественными по отношению к обоим лагерям евреев согражданами - арабами.
И в данном случае "непонятки" евреев - харедим и светских евреев отходят на второй план.
ИМХО.
А наоборот, стараются вместе с арабским населением разрушить это государство.
Вот и возникает подозрение, что это не идеологические пристрастия а чисто меркантильные. Продать подороже своею принадлежность как граждан Израиля.
Ведь уже никто не скрывает как хорошо оплачиваются все эти так называемые "Правозащитники и якобы Левые"
Вот это совершенно Реальное и обоснованное определение. Для кого делалась вся эта капитализация и экономическая политика Ликуда. И почему сегодня более 50% израильтян голосует против этой политики.
То же самое, что эти политики не озаботились даже, чтобы арабские граждане Израиля стали поддерживать Государство Израиль, а не соседних враждебных "палестинцев".
Вот как недавно показывали русское население прибалтийских стран, Которые готовы были воевать против российских солдат, Если бы Россия развязала войну с прибалтийскими республиками.
Да и не похоже чтобы в Израиле воспитывали своих детей в уважении к государству и окружающими людьми а не законченных эгоистов. Хотя Министр такой религиозный труженик.
Просто удивительно, что воспитание детей бросили на произвол. А учителя в школах боятся своих учеников, И даже делать им замечания. С дебильными либеральными принципами.
Непонято лишь это высказывание : "правые стали опираться на расовые различия в стране. Они позиционировали себя как выразители интересов выходцев из стран Востока и Магриба"(с)
Насколько я знаю деление репатриантов на 1 и 2 сорт, дело и левых и правых.
Дискриминационный закон кнессета 1957 года, разделил всех беженцев Катастрофы на две группы: приехавших в Израиль до 1953 года и после.
Прибывшие до 1953 получали от государства много больше чем прибывшие после 1953г .
Только в 2018г этот перекос устранили.
В 1993 году Кнессет принял закон, по которому государство обязалось оплатить репатриантам из Эфиопии 85 процентов ипотечной ссуды, взятой ими для покупки квартиры. Благодаря такой помощи государства 87 процентов пенсионеров-репатриантов из Эфиопии живут в собственных квартирах, и только 4 процента из них арендуют жилье.
Репатрианты из алии 90-х купили квартиры в предпенсионном возрасте и выплачивают ипотечную ссуду с процентами на нее из своего пособия по старости. Потому их материальное положение очень тяжелое, и они более репатриантов из Эфиопии нуждаются в финансовой поддержке.
Главная задача — не допустить, чтобы лидеры арабского блока заняли место главы парламентской оппозиции в Кнессете, или стали партнерами по правящей коалиции. Но это маловероятно. И дело не в том, что это арабы. Дело в том, что блок арабских партий опирается на антисионизм — идеологию, подрывающую весь идейный исторический и политический фундамент современного Израиля. Сейчас становится все более очевидным, что перемены в политических конъектурах произойдут. Хочется надеяться, что все израильское общество извлечет из этого урок и разобщенность уступит место объединению всего народа Израиля.==
---
Полезно для политической Ясности Именно Отделение Арабов и Леваков от Сионистов.
Мы сейчас увидели ГРАНИЦУ=ЧЕРТУ Между Противниками и Сторонниками Сионизма.
Кстати - кто этот мужик в центре, подскажите?)
Во всяком случае сами Лидеры КХЛ своей Безпрограмностью и Бесцветностью и Обусловили Проигрыш КХЛ по очкам 33:36 Ликуду - это ясно даже нам аутсайдерам!))
Надо "Зрить в корень" - иначе Суть упускаешь.
---
На мой взгляд внимательного аутсайдера - Нетаньяху гораздо Больше Патриот Израиля, чем "бюрократ" - патриот Упорный, Настойчивый, суурер Работоспособный, очень Талантливый и необычайно Компетентный в Экономике, Политике, Высоких Технологиях и Дипломатии Высшего Уровня, то есть он не просто Политик и Защитник Национальных Интересив Израиля, а Выдающийся Государственный Деятель, каких мало в мире - как Тэтчер, Рейган, Аденауэр, ДеГолль, Бен Гурион