ВМВ: Харьковский реванш вермахта.

На модерации Отложенный

 

В январе 1943 года,  Верховное советское командование, вдохновленное  успехами под Сталинградом и на Кавказе, готовило наступление Юго-Западного и Воронежского фронтов к Днепру через 400-километровую брешь, образовавшуюся на юге советско-германского фронта.

Операция Юго-Западного фронта называлась «Скачок». Войска фронта должны были обойти, отрезать и затем уничтожить группировку немецких войск, оборонявшихся на Донбассе, одновременно выйдя к Днепру в районе Запорожья.

Воронежский фронт, операция которого получила название «Звезда», должен был освободить Белгород и Харьков, и весь Харьковский промышленный район.

Противостояли им обломки группы армий «Б» и группы армий «Дон», позже сведенные в группу армий «Юг». Так что операции «Скачок» и «Звезда» имели все шансы на успех.

Однако одной из главных ошибок стала недооценка скорости, с которой германское верховное командование начало выстраивать новую линию фронта, а также стойкости и решимости в обороне немецких сухопутных подразделений. Кроме того, группе армии "Юг", были направлены почти все имеющиеся в наличии из резерва танковые и моторизованные соединения.

К середине февраля 1943 года панцергренадерские дивизии насчитывали по 130−150 исправных танков, самоходных и штурмовых орудий. Ударной силой стали дивизии  «Дас Райх», «Тотенкопф» и «Лейбштандарт Адольф Гитлер», объединенные во II танковый корпус. 

Тяжелый танк «Тигр» под Харьковом

Но поскольку почти все эти дивизии к началу советского наступления были еще в пути, то сначала всё пошло согласно плану советского командования.

Войска Юго-Западного фронта начали свой «Скачок» с 29 января. К 6 февраля в сложных зимних условиях они продвинулись на 127 км, раздробили на части две немецкие пехотные дивизии, захватили Купянск, Изюм и Балаклею.

Воронежский фронт начал операцию «Звезда» и наступление на Харьков и Белгород 2 февраля. К 9 февраля передовые отряды армии Рыбалко достигли пригородов Харькова. 

В тот же день 40-я армия Воронежского фронта полностью овладела Белгородом и тоже нацелилась на Харьков. Город был полуокружен. 

Советские стрелки и бронебойщики

Командир II танкового корпуса СС генерал Хауссер, которому в Харькове также подчинялись остатки нескольких пехотных дивизий и армейская панцергренадерская дивизия «Великая Германия», уже не видел реальных возможностей удержать город. 15 февраля немецкие войска оставили Харьков.

 

 

 

Т-34 с десантом на площади Дзержинского на фоне Госпрома в Харькове

Тем не менее Харькова стало последним достижением советских войск.  Уже 13 февраля начал буксовать «Скачок» — группу танковых корпусов Юго-Западного фронта в районе Краматорска и Славянска атаковали танковые дивизии немцев. Но командующий Юго-Западным фронтом генерал Ватутин принял это за попытку немцев прикрыть таким образом свой отход за Днепр и задержать преследующие их советские войска.

Положение немецких войск к середине февраля было настолько критическим, что 17 февраля в Запорожье лично прилетел глава государства и верховный главнокомандующий германских вооруженных сил Адольф Гитлер. Он одобрил план  командующего группой армии ЮГ Эрихом Манштейном по контрнаступлению танковых сил вермахта во фланги противника и пробыл в городе еще два дня. К этому времени передовые советские танковые части  были уже на расстояние в 30 км от Запорожья и в 20 км от Днепра.

19 февраля немецкие танковые клинья начали свою атаку на фланги советских частей армии Харитонова.

Немецкие Т-4 и бронетранспортеры в донецкой степи

Оценить масштаб и замысел немецких контрударов советское командование смогло не сразу. Сначала их приняли за попытку замедлить выход армии к Днепру. Но немцы уже располагали силами, достаточными для полного окружения армии Харитонова. Это стало понятно лишь через несколько дней ожесточенных боев, в результате которых противник смог окружить и разорвать армию на несколько частей.

Панцергренадеры корпуса СС под Харьковом

Танковая армия Рыбалко получила приказ с севера от Харькова нанести удар в тыл немецкому танковому корпусу и нейтрализовать его нажим на 6-ю армию. 

Однако уже к утру 2 марта группа была атакована сама всеми тремя дивизиями танкового корпуса СС. Последнее танковое звено армии Рыбалко было охвачено с трех сторон и окружено.

Немецкий средний танк Pz-IV

К 7 марта 1943 года немецкие танковые клинья начали охватывать Харьков с трех сторон.. 11 марта начались бои уже в городской черте. Главным и очень неприятным противником немецких танков были 76,2-мм орудия ЗИС-3, установленные в подвалах домов и замаскированные на перекрестках.

Советские артиллеристы у пушки ЗиС-3

17 марта Харьков был вновь в немецких руках.

А уже 19 марта немецкое наступление было прекращено из-за весенней распутицы. 

Немецкий танк, подбитый в Харькове

Обе стороны израсходовали свои силы и перешли к обороне. Затишье на этом участке советско-германского фронта продлится до июля 1943 года, до сражения на Курской дуге, южный фас которого сформировался в результате описанных событий.

Эрих фон Манштейн о харьковской эпопеи написал так:«В последний раз в войне конец этой борьбы ознаменовался триумфом победы германской армии. Но эта борьба заключала в себе такую массу напряженнейших положений и почти смертельных кризисов, что эту кампанию по праву можно отнести к числу наиболее захватывающих этапов Второй мировой войны».

Немецкое командование, несмотря на численное преимущество противника,  смогло заново выстроить южную часть советско-германского фронта и отбить все попытки Красной армии овладеть территорией Восточной Украины и выйти к Днепру.

Третьему рейху, несмотря на тяжелейшие поражения от советских войск зимой 1943 года, удалось одержать очень важную победу, и взять реванше за сталинградскую катастрофу.

Советский Союз получил отрезвляющее напоминание о том, что Германия на пятом году Второй Мировой войны, хоть и сдавлена со всех сторон коалицией своих врагов, по-прежнему сильна, опасна и способна жестоко наказать за любую оплошность.