10 заповедей

На модерации Отложенный

Можно ли жить не по лжи?
(фрагмент)


 

– Тебе можно детективы на библейские сюжеты писать. Хорошо у тебя получается.

– Нет, с библейскими сказочниками тягаться не смогу. – честно признался Роман. – Хотя расскажу, пожалуй, ещё об одном сюжете из Ветхого Завета – об уничтожении очень важного документа, и о подлоге его текста.

– Какого документа?

– Скрижалей с десятью заповедями. Я тебе говорил вчера, что к разговору о заповедях этих мы ещё вернёмся, вот сейчас и поговорим.

– А с этим-то что случилось? И что – подлог именно этого текста – заповедей?

– Да, именно этого. Нам ведь в общих чертах известна сказка об этих скрижалях и о десяти заповедях, которые на них высечены. Из них мы, правда, вспомнить обычно можем лишь несколько: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй. Ну, кое-кто ещё вспомнят: поклоняйся Господу, Богу своему, не сотвори себе кумира, не произноси имени Бога напрасно, почитай отца и мать свою. Кто-то ещё вспомнит: не завидуй. Есть ещё и чисто иудейская: помни день субботний, не делай в оный никакого дела. Эти заповеди Моисею Господь на горе Синай продиктовал. В книге «Исход» в главе двадцатой об этом говорится. Вот о странной истории с этими заповедями я и хочу рассказать. Далее там пишется, что спустился Моисей с горы со скрижалями, на которых заповеди высечены, а там его народ уже другому богу поклоняется. Надоело им ждать Моисея, обратились они к его брату Аарону с просьбой: «Сделай нам бога, который бы шёл перед нами». Аарон собрал у них золотые украшения, и отлил им из них Золотого Тельца – это в главе 32-й рассказ. Так вот, когда Моисей, сошедши с горы, увидел это безобразие – поклонение другим богам, он «воспламенился гневом», бросил сгоряча скрижали и разбил их о землю.

– Это с заповедями-то Господними так поступил?

– Да! Был в гневе великом. А теперь что далее было, читаю: «И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек».

– То есть, написавши под диктовку Бога «не убий», он тут же и убил аж три тысячи? Так это он, может, просто самодурствовал, своевольничал?

– Нет, он волю Господню исполнял. Тот-то даже и большего требовал: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Еле уговорил его Моисей меньшим наказанием для своего народа отделаться.

– То есть, Господь диктовал под запись: «не убий», и тут же говорит: «истреблю». Что-то совсем ничто не вяжется. Абсурд какой-то! А что же со скрижалями, с десятью заповедями? Моисей же их разбил...

– Так вот и именно, что история с этими заповедями совсем непонятная, запутанная. Скрижали-то они с Богом восстановили, новые вытесали. Вот в главе 34 читаем: «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». Обрати внимание: «слова, какие были на прежних скрижалях». Но вот что интересно – текст-то на них теперь уже не тот, что ранее в библии упоминался, причём не только в 20-й главе «Исхода», но ещё и повторён в 5-й главе книги «Второзаконие». Теперь заповеди на скрижалях стали такими: ты не должен поклоняться богу иному, кроме господа, он бог-ревнитель; не делай себе богов литых; праздник опресноков соблюдай; шесть дней работай, а в седьмой покойся; и праздник седьмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеничной и праздник собирания плодов при конце года; три раза в году должен являться весь мужской пол твой перед лице владыки, господа бога израилева; не изливай крови жертвы моей на квасное; и жертва праздника пасхи не должна переночевать до утра; самые первые плоды земли твоей принеси в дом господа твоего; не вари козлёнка в молоке матери его.

– Последняя мне знакома, у Юрия Полякова повесть такая была – «Козленок в молоке». А куда же подевались «не убивай», «не кради», «не завидуй», «почитай отца и мать свою», «не лжесвидетельствуй»?

Или их и не было вовсе? Мы о них знаем лишь со слов Моисея? Никаких других свидетельств о них нет? Допустим, Моисей по памяти пересказал. Но это же совсем другое, совсем не то, что потом они с Богом на дубликатах скрижалей написали. Он, что же – врал с первым вариантом заповедей? И почему именно тот вариант, достоверность которого совершенно, выходит, сомнительна, выдаётся теперь нам за заповеди Господни, а этот вариант, документально подтверждённый, замалчивается? Какая-то подмена произошла! Вот где детектив-то! Ничего не пойму!..

– Не могу тебе, Максим, ничем помочь. Это разве что богословы могут объяснить. Не зря ведь столько трудов они понаписали с их толкованиями и объяснениями. И ещё напишут – этим можно бесконечно заниматься. Меня иногда защитники религии спрашивают: а вы Библию читали? Читал, говорю. Но, конечно, не всю – там же 1200 страниц, причём такого противоречивого текста, что если читать вдумчиво, с разбором, то от прочитанного и крыша может поехать. Да и не обязательно всю-то читать. Для того, чтобы познать вкус моря, не требуется выпить всё море, можно выпить один стакан. Если уж на то пошло, так я прочитал гораздо больше, чем большинство из тех, кто в церковь ходит. Поэтому и в бога религиозного поверить не смогу. Библия – это наилучший «справочник атеиста». Или вот ещё о том, как чтение библии на отношение к ней сказывается. Это генерал Антон Деникин написал: «Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего».

– Отменяет он, значит, Ветхий Завет... Так ты ведь правильно говорил вчера, что отвергая Ветхий Завет, мы, следовательно, отвергаем и этого жестокого, злобного Яхве, то есть лишаем Иисуса отца, и он тогда – сын простого плотника Иосифа, никакой он не сын Господень, самозванец какой-то. У Деникина, «всецело приемлющего христианство», тут явная нестыковка, нарушение логики.

– А зачем верующему человеку логика? Это же вера, здесь не размышлять, а верить надо. У церкви принцип такой: «Толковать библию положено батюшке. Негоже люду мирскому вдаваться в понимания и толкования! Так и до греха недалеко. Все знания от бесов». Я же – материалист, к религии, как и к любой идее, могу подходить только со здравым смыслом, критично. Вот взять сюжет с Ананией и Сапфирой, или со скрижалями этими. По наличию подобных моментов и должна оцениваться любая провозглашаемая идея, понятно, что и религия в том числе. Хорошие лозунги или заповеди, в идеях имеющиеся и прописанные – это совсем ни о чём не говорит. Нет идей, хоть самых реакционных, профашистских, где бы не говорились слова о справедливости, например, или о хорошей жизни для тех, кто эту идею принимает, ей следует и ей служит. Кто-то удачно подметил, что Иисус столько о гуманизме не говорил, сколько Гитлер или Сталин.

– Это точно. – согласился Максим. – Насчёт того, чтобы «осчастливить» – это в их идеях в первую очередь было.

– Лживые идеи обязательно должны маскироваться, прятаться под мишуру, красивую облатку, за которой лежит основное. Вот так и с религией: выполнять заповеди «не убий», «не укради», оказывается, не так уж и обязательно. Ну, случилось, совершил грех – с кем не бывает? Можно же потом раскаяться, молитвами свои грехи замолить. Ты Богу-то ещё и милей даже будешь, чем не согрешивший. Вот что в Писаниях говорится: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» – это в христианстве, Евангелие от Луки. Из Талмуда цитата: «Там, где стоит кающийся, праведники стоять недостойны». А вот в исламе, Муслим 2747: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!». Это нам религии и церковники такое внушают, это мы перед ними исповедуемся, чтобы они нам грехи наши отпустили. Откупаемся у них за небольшие свои грешки – это те, которые против человека. Но есть грех, которому прощения нет – это против веры, против Бога: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем», Евангелие от Матфея.