«Гевалт-кампания»

Популизм и укрепление евроскептицизма в Европе могут достичь новых высот на выборах в Европейский парламент, который обещает стать более расколотым и более националистическим. Но избиратели на континенте демонстрируют такое тревожное равнодушие, что даже местная «гевалт-кампания» вряд ли сможет изменить положение.

26 мая, в 18:00 по бельгийскому времени, в 19:00 по израильскому, начали поступать результаты выборов в Европарламент из двадцати восьми стран континента. Данные передавались в здание парламента в Брюсселе, где они транслировались на огромных экранах в сопровождении анализа и комментариев.

Окончательные результаты подсчета голосов сотен миллионов избирателей, как правило, не слишком интересуют страны, не входящие в ЕС. В Израиле, где традиционно делается упор на результаты выборов в США, это безразличие, с одной стороны, понятно, учитывая структуру институтов, которые сложны даже для самих европейцев, но удивительно и опасно с другой стороны, учитывая огромное влияние европейской политики на жизнь в Израиле.

Европейский парламент, нижняя палата Европейского союза, представляющая почти полмиллиарда человек, имеет 751 место разного веса для каждого государства-члена, эти места распределяются между различными партиями. Они затрагивают, в частности, европейское законодательство, политику и международные соглашения, отношения с советом министров и политику Еврокомиссии. Кроме того, они влияют на бюджет ЕС, надзор за его институтами и личность некоторых его членов, наиболее важным из которых является президент Еврокомиссии.

 

В свете исторических обстоятельств, которые привели к созданию ЕС, особенно травматического опыта Второй мировой войны, и в свете ценностей, которыми ЕС руководствовался на протяжении многих лет, там до сих пор преобладает либеральное большинство, поддерживающее проект европейской интеграции среди политиков и чиновников в организации. Умеренные партии, правые и левые, обычно составляли большинство.

Но тенденция популизма, радикализма и евроскептицизма угрожает достичь новых высот на этих выборах и поставить под сомнение те фундаментальные ценности в коридорах Брюсселя и Страсбурга, которые считаются универсальными: мир, единство, свобода, терпимость, права человека и защита правопорядка. Новый парламент, вероятно, будет более расколотым, более националистическим, с более сильной оппозицией существующей миграционной политике и, как ни странно, даже самому существованию ЕС в его нынешнем виде.

Все это, конечно, также повлияет на Израиль. Наши популистские политики обычно любят концентрироваться на либеральной природе ЕС, что также помогает группам, продвигающим эти ценности в нашем регионе (или, проще говоря, левым). Но будущее Евросоюза гораздо важнее этого: это свободное перемещение из Израиля на соседний континент; израильская экономика, которая поддерживает торговые отношения с ЕС в объеме 36 млрд.

евро в год; сообщество высшего образования и исследований, получающие выгоду от грантов, стипендий и программ обмена; государственные органы, получающие выгоду от проектов по согласованию законодательных норм. И, конечно же, ЕС также затрагивает политические вопросы — в том числе отношения с Ираном и с палестинцами. Более консервативный Евросоюз не обязательно принесет Израилю больше пользы по этим вопросам.

Безразличен не только Израиль

Безразличие к судьбе ЕС, конечно, проблематично не только для израильтян, но, прежде всего, для самих европейцев, которые с растущим опасением смотрят на снижающийся график показателей явки избирателей. После первых выборов в 1979 году эти показатели снизились с 62 процентов до 43 процентов на последних выборах в 2014 году. Эксперты обвиняют в этом громоздкую и безликую систему, неспособность рекламировать актуальность европейского альянса для гражданской жизни, и отсутствие преемственности поколений, которое заставляет молодых людей, не помнящих Второй мировой войны, принять на веру как должное мир и процветание на континенте.

В результате ЕС начал кампанию, которую многие израильтяне сразу прозвали бы «гевалт-кампанией», чтобы повысить явку избирателей и осведомленность о влиянии Европарламента на жизнь. «На этот раз я голосую!» — гласит лозунг в разных странах, обращенный в основном к молодежи. Это кампания в лучших традициях теории «главное – это участие». Как дали понять в Брюсселе, чем выше явка избирателей, тем меньше власти у популистских партий «с обеих сторон» и тем выше уровень доверия к институтам и законности их действий.

В основе этой веры лежит в значительной степени либеральный взгляд, согласно которому большинство потенциальных избирателей придерживаются умеренных позиций. Но эта концепция не имеет четкой исследовательской базы. Голосование в разных странах с использованием различных методов, включая обязанность голосовать, не предсказывает результаты в отношении партийных предпочтений. Иными словами, большее число избирателей не означает, что они обязательно отдадут предпочтение либеральным ценностям. Тем более это касается евроскептицизма, который появляется в этом случае по обе стороны политической карты.

Во многих разговорах в Брюсселе на этой неделе повторялось одно и то же явление: упорный отказ лидеров европейского проекта выразить четкий протест против тех сил, которые угрожают уничтожить «общую моральную основу», которой они так хвалятся. Вместо этого ЕС подчеркивает важность самого демократического процесса, процедуры, и считает, что усилия евроскептицизма также будет свидетельствовать о желании принять участие в системе, а не уничтожить ее.