О главном в марксизме. Для кандидатов исторических наук и «чайников»

На модерации Отложенный

      Здесь и сейчас мы будем говорить о главном в марксизме. О его ядре. Те же, кто хочет получить общее представление о творчестве классиков в популярной форме, могут обратиться к краткому очерку «Что такое «марксизм»?».

      Марксизм, как творчество именно Карла Маркса и Фридриха Энгельса, складывается из четырех компонентов.

      Это сделанное главным образом Марксом развитие политэкономии.      Их общее детище – появление на свет диалектического материализма.

      И как апофеоз их совместной деятельности – открытие законов развития человеческого общества.

      Если указанные выше три пункта относятся к области науки, то четвертая часть – ложка дегтя их необузданных революционных фантазий - идет вразрез с их же научной составляющей. Превращая марксизм в смесь праведного с грешным.

      Кто не слышал о «Капитале» Маркса? Многотомный труд, занявший бОльшую часть его жизни. Однако эта работа посвящена всего лишь одной буржуазной формации. Только части человеческой истории. Да и к тому же – ее экономической составляющей.

      Материалистическая диалектика же – универсальный инструмент для изучения любых процессов. От бабочки-однодневки до космоса. Но главное - для понимания нашего с вами исторического процесса.

 

   

      И вершина деятельности Маркса и Энгельс – открытие ими законов истории. Что, судя по проведенному опросу, остаётся неведомым для большинства пользователей Интернета. То есть тот самый случай, который крыловский персонаж выразил одной знаменитой фразой: «А слона-то я и не приметил!».

      С этим «слоном» советская идеология поступала оригинально. Законы полагалось знать, но не применять к СССР. Потому, что, например, закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил мгновенно сокрушал миф о социализме в Советском Союзе. Закон же о трех ступенях буржуазной революции рассыпал в прах базовый тезис режима о «Великой октябрьской социалистической революции». А «вождя мирового пролетариата», Ленина, ставил на его законное историческое место - главаря кровавого зачисточного этапа буржуазного переворота. Такой разрыв шаблона в ту пору был недопустим.

      Что касается иллюзий Маркса и Энгельса о близости конца эры капитализма, то они сегодня вызывают лишь улыбку. Потому, что Маркс-ученый утверждает: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора». Но как революционер, он в упор не видит, что капитализмом охвачены всего лишь четыре страны на планете. А весь остальной мир еще наслаждается феодализмом, представляя собой огромный резерв развития.

      Двойственность самого марксизма, естественно, "производит" и марксистов двух типов. Тех, кто нащупал его ядро и теперь вооружен законами истории и диалектикой. То бишь тех, кто следует завету Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Зри в корень!».

      И тех, кто разглядел в наследии классиков лишь макулатуру – неизбежные в любом творчестве производственные отходы. А, значит, следующих иному совету нашего мудрого шутника: «Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью.».

Бобер, Пчёлка.