Марксизм и коронавирус

На модерации Отложенный

      Наберём полную грудь воздуха и под рокочущую музыку Мусорского грянем: Как во городе было во Ухани!

      А что там стряслось? Да ничего особенного. Китай чихнул, и вся планета ушла на карантин.

      Самоизолировались.

      Но вот - интересное дело. Несмотря на жесткую изоляцию, мы, как никогда, вдруг ощутили себя одним целым. Не смотря на различие рас, одинаково не пускаем детей в садики и школы. Тщательно, не менее 20 секунд, моем руки всякий раз только при упоминания общей напасти. И проявляем острый интерес к движению этого вызова по планете. А как там дела в Италии? А в Японии? Новая Зеландия - молодец! Держится. А Америке и так полагается биться в истерике.

      Старина Маркс учит нас: главный двигатель объединения мира - концентрация и централизация капитала. Бесспорно. К тому же, фактор положительный. Поскольку дает рост экономики и благосостояния. И Евросоюз показывает, как объединенная экономика организованно устраняет границы по Шенгену. Ведет к общим дипломам и единой конституции.

      Но вот, оказывается, и отрицательные факторы тоже несут положительную нагрузку. Как говорится, нет худа без добра.

      Боевые действия в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Африке сдвинули с насиженных мест миллионы людей. И они, летя на свет, стали сокрушать не только святые европейские «ценности», но и не менее святые рубежи Европы и Соединенных Штатов. Теперь несметные массы «инородцев» хотят дышать той же атмосферой, которая была доступна раньше инородцу Зидану лишь в порядке исключения. Как великому таланту.

   

   

      Нецивилизованная часть мира прорывается в цивилизацию нецивилизованным образом. Так идет процесс смешения народов. Так укрепляется мировая генетика. Казалось бы, независимо от движения самого капитала. Впрочем, базис и надстройка, как известно, прочно связаны между собой.

      Не от хорошей жизни школьники и студенты переводятся на дистанционное обучение. Но эта вынужденная практика плюс компьютеризация всей планеты может привести к коренному изменению учебной системы. Ведь трудно признать естественным привязку детей к школьной парте на целых 10 лет в их самый подвижный, самый динамичный период.

Как будто не наш Лев Толстой более ста лет назад переносил занятия с детворой на природу. В идеале видится индивидуальное обучение каждого по индивидуальной программе. А пока был бы благом возврат к гимназиям и реальным училищам. Или деление старшеклассников на гуманитариев и естественников на манер английских школ.

      Изменение мира всегда начинается с изменения детства. Общество отвоевало у капитализма своих младшеньких, запретив ему их безжалостную эксплуатацию в ночное время, под землей, а потом и участие в труде по возрасту. Но качнуло маятник в другую сторону. Усадив их, ни за что ни про что, на скамью школьную зазубривать на 80% непригодный или бесполезный материал. Заменило кошмар трудовой кошмаром учебным.

   

   

      В общем движении к единому всепланетному государству земляне сейчас завершают этап национальных образований – стран. Коих сейчас насчитывается около 220. В ООН – зарегистрировано 193, в ОИ в Рио участвовало 207. Есть и «неучтенные» - например, Абхазия, ДНР, ЛНР, Приднестровье.

      Европа первой шагнула к сотворению новой общности, укрупненной до масштаба региона – Евросоюзу. От законов исторического процесса «никуда не спрятаться, не скрыться».

      И мы продолжаем следить за движением мира в соответствие с этими законами. Памятуя о том, что всеобщему прогрессу способствуют не только «правильные» лидеры типа Петра Первого, Бисмарка, Гарибальди, Рузвельта или Ли Куан Ю. Но и фигуры мерзкие, на манер Мирабо, Ленина, Сталина, Гитлера.

      Точно так же, мир развивают не только «правильные» изобретения. Такие как электричество или Интернет. Но и явления негативные. Периодически природа землетрясениями и цунами испытывает на прочность наши рукотворные сооружения. Экономические кризисы разрушают слабые структуры. А наша социальная жизнь, время от времени, сдает экзамен тому или иному вирусу. Все они вместе – выявление сильных и слабых мест людского рода. Что заставляет нас наращивать научные и технические «мускулы», становиться сильнее и устойчивее к крутым проказам истории.

      Нашли. Определили. Справились. Идем дальше.

Пчёлка, Бобер.