Автоматизация мат-тех базы, культура мышления и связь с социально-экономическим строем.
На модерации
Отложенный
Современная эпоха – эпоха четвёртой научно-технической революции, ведущей к кардинальной перемене всего жизненного уклада общества. И, как и всякий революционный процесс, имеющая значительную часть труднопрогнозируемых последствий. Что означает необходимость тщательнейшего анализа вероятных исходов, взаимосвязи с трансформациями социальных и индивидуальных форм сознания, дабы избежать негативных поворотов в развитии как собственно общественной мат-тех базы, так и самой общественной культуры.
Здесь - палка о двух концах. С одной стороны, видимые уже сейчас подвижки в устройстве мат-тех базы оказывают влияние на культуру (например, унификация благодаря коммуникационным интернет-технологиям; общетиповое брендирование продукции для, в прошлом, совершенно различных народов и т. п.). С другой стороны, нельзя забывать, что наука сама по себе есть форма общественного сознания, отражающая структуру и противоречия господствующих производственных отношений; а техника является инструментом господствующих социальных сил, что и определяет цели (а следовательно – и формы) её развития. Так, например, первая в мире ЭВМ Z1 была разработана в Третьем Рейхе для известных целей войны, а не для решения задач мирного хозяйствования. Таким же образом в наши дни дело обстоит и с автоматизацией процессов производств и автоматизацией индивидуального быта. В последнем особенно наглядно проявляется взаимосвязь с господствующим культурным компонентом. Это означает, что рассматривать процессы автоматизации и роботизации, а также культуры – нельзя в отрыве от всех других сфер жизнефункционирования общества: экономики, политики, идеологии и т. п.
Тяга к автоматизации и роботизации была у человечества во-все времена, как сокращение затрат на производство, облегчение труда. Автоматические системы различного спектра действия создавались с незапямятных времён (полагаю, имя Герона Александрийского не нуждается в представлении). Однако, в то время такие «новации» носили точечный характер в силу действовавших экономических отношений рабовладельчества. Собственно, к рабам и относились как к биороботам. Соответственно, в отношении классово-антагонистических сообществ культурное значение автоматизации и можно увидеть на аналогии с этими самыми рабами. Однако, непосредственные производители сами по себе рассматриваются правящим классом как издержки; что и породило стремление заменить их техникой.
Тем не менее, и в последующие времена чудо инженерной мысли использовалось, и весьма практично. Можно привести такие примеры, как средневековая гидромеханическая «стиральная машина», ткацкий станок Жаккарда (между прочим, использовавший двоичную систему программирования) и т. д.
***
Так или иначе, чудеса 2-й НТР наталкивались на консерватизм мышления. Люди с крайней подозрительностью и даже страхом относились ко всяким новшествам, подобно тому, как сейчас с шизотипической страстью кричат об «опасностях» ГМО, чипизации и т. п. самих по себе. Например, под колёса паровым омнибусам кидали камни и палки; в Англии законодательно (до изобретения глушителя) запретили автомобили на улицах и т. п. Выходили различные художественные творения, подчёркивавшие как позитивные, так и негативные стороны автоматики. По данной теме, например, можно обозначить неплохой фильм 1922-го года Бастера Китона «Электрический дом», где показано почти то же, что почти столетие спустя именуется «умным домом».
***
И так, вернёмся к современной эпохе. Мы имеем две основных линии автоматизации: первая – автоматизация технологических процессов и производств и вторая – автоматизация быта.
Марксисты, начиная с классиков, ставили эти процессы во-главу угла, т. к. только избавление человека от излишней части физических действий способно позволить человеку полней саморазвиваться.
Однако, при классово-антагонистических обществах этот процесс имеет свои противоречия. Так, например, из-за отчуждённости предприятий друг от друга, автоматизация становится «средством не только обесценения живой рабочей силы, но также и превращения её в излишнюю, либо полностью в определенных процессах, либо сокращая её в общем до минимально возможной численности» (Маркс), приводит к росту безработицы и, как следствие, падению покупательской способности. Как пишет В. Л. Иноземцев, «примером подобных процессов может служить развитие компании "Юнатед стейтс стил", где в 1980 году в сталелитейном производстве было занято 120 тыс. человек: через десять лет это число сократилось в десять раз при прежнем объеме выплавки стали, что было достигнуто за счет семикратного роста производительности труда в сталелитейной промышленности». Какое уж тут может быть саморазвитие – возникает как раз противоположный эффект: возникает ещё большее отчуждение людей друг от друга, их конкуренция за место под солнцем.
Более того, согласно марксизма, действительная автоматизация недостижима в условиях дифференцированности хозяйственного комплекса, целевой разнонаправленности производств, т. к. это ставит потолок собственно научно-техническому развитию – помимо невыгодности вложения средств в сам процесс автоматизации, окупающийся только в долгосрочной перспективе.
Хотелось бы отдельно рассмотреть вектор автоматизации быта. Появление в конце XIX века бытовой техники и её дальнейшее развитие значительно облегчило то, что Ленин называл «работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею». Теперь же появились т. н. «умные дома», позволяющие регулировать многие системы жизнеобеспечения в доме. Однако, использует ли человек открывшееся свободное время для действительного саморазвития? Ответ очевиден: потребительская психология утилитаристского капитализма подменяет стремление к реальным социальным достижением стремлением к личным примитивным удовольствиям, лени. Это и определяет всё техническое развитие: продать, в сущности, бесполезный продукт, коих можно наштамповывать всё больше и больше, намного выгоднее, чем вкладываться в реально необходимые вещи.
Мы имеем огромное количество дорогих игрушек, но проблемы дороговизны атомных опреснителей, разработок в сферах медицины и т. п. не решены до сих пор. Да и зачем их решать, если в т. н. «информационном» обществе на это и спроса-то нет? Мы видим на этом примере, что не сама возможность диктует реализацию, а как раз культурный компонент оказывает на неё влияние.
***
Собственно, учёт изменений в психологии человека и культуре общества можно провести лишь при понимании сущности автоматизации как оптимизации системы «человек-машина». Любые средства производства являются своеобразным дополнением человека, усилением его энергии, превращением последней в конечный продукт. Соответственно, чем выше уровень техники, тем больше значение разума человека в производственной системе. А рост квалификации означает и рост общекультурного уровня (что весьма мешает капитализму: работник начинает видеть противоречие между потребностями общества и целями производства; начинает меньше вестись на всякого рода безделушки и т. п.).
Задачей всякого рода производства является создание неприродных, не-естественных предметов, соответственно несводимых к эмпирически фиксируемым вещественным формам. Технитизация же этого процесса позволяет более широко раскрыть человеческий творческий потенциал, создать потребность индивидов в нравственном развитии – при условии совпадения целей производств с потребностями непосредственных производителей, при преодолении отчуждения человека от человека. Но в противоположных условиях автоматизация делает людей «сознательными придатками бессознательной, но однообразно действующей машины» (Маркс), эдаким безвольным орудием капиталиста.
В культурно-эстетическом плане это выражается в унификации широких масс, в формировании масс-культуры, эксплоатирующей примитивные желания людей (пирамида Маслоу). Это вступает в противоречие с необходимостью общего развития трудящихся для совершенствования производственного процесса.
***
Как же будет обстоять дело в обозримом будущем? Мы можем предположить два основных сценария развития материально-технической базы общества в зависимости от производственных отношений. Наиболее оптимистичный – возникновение единого народно-хозяйственного комплекса, при котором:
1) автоматизация не приведёт к повальной безработице за счёт возникновения новых сфер человеческой деятельности (не может же человек сам себя уволить в условиях общественной собственности!, а вот в условиях единого нар-хоз комплекса перевод с одного предприятия на другое людей, ресурсов и т. п. – основа функционирования экономики); соответственно, возникнет больше времени для саморазвития, необходимого для дальнейшего участия в социальном процессе. Когда труд становится основой жизни, тогда развитие человека становится неразрывно связанным с развитием всей мат-тех базы, когда человек«находится в абсолютном движении становления» (Маркс) – такое положение вещей означает полностью и всецело сознательное преобразование обществом действительности, возникновение эффекта аутодетерминизма. «Если характер человека, — писал Маркс, — создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».
Здесь к месту было бы вспомнить тему автоматизации управления народнохозяйственным комплексом, разрабатывавшуюся в соц-странах, а именно – Киберсин (Чили) и ОГАС (СССР). Как только произошёл переход на «рыночные рельсы», как эти проекты были свёрнуты «за ненадобностью»: хаотичные законы рыночного регулирования не терпят централизованного контроля с помощью вычислительных систем…
Поэтому, возможен и второй вариант развития событий.
2) Неизбежный ход развития науки приведёт к обострению противоречия между сокращением затрат на «издержки», т. е. рабочую силу посредством автоматизации и ростом эксплоатации трудящихся, попыткой занять их в сфере «информации». В этом случае будет достигнут известный предел потребления «грузом», офисным планктоном, люмпенами и т. п., от которого буржуазия и сейчас стремится избавляться как методами «позитивной» евгеники, так и разработкой различных систем биологического «выкашивания» низших слоёв населения. Такой процесс приводит к дальнейшей биологизации человека, разделению общества на «культурные элиты» и «низшую» часть, которая постепенно истребляется как люди, в морально-нравственной части, и как индивиды, в физическом плане. Вот только как долго сможет существовать такое агонизирующее общество?
***
Как мы видим, автоматизация – противоречивый процесс, отражающий соответствующие противоречия в самом обществе, проводящем его. Она зависит от интересов тех, в чьих руках собственно научно-технический инструментарий. С одной стороны мы имеем милитаризацию настроений с целью попытки стабилизировать дохнущую капиталистическую экономику. И эти тенденции в обозримом будущем приводят к всё большей опасности очередной мировой войны, так же и к реализации сценария фильма «Время», разве что касательно всех жизненных благ.
С другой стороны мы имеем неизбежный рост сознательности масс вслед за развитием науки и техники, и, как следствие, организационной способности для противостояния господствующим социальным порядкам и дальнейшей их качественной смене, революции в экономике, культуре и науке, когда процесс развития станет сознательным, целенаправленным, когда начнётся подлинная история человечества.
Комментарии
совершенно верно.
При капитализме автоматизация ведет к безработице и в конечном итоге к геноциду "лишнего" населения (что мы наблюдаем в РФ-ии сегодня).
При социализме, автоматизация - благо, высвобождающее человеку свободное время для творчества и совершенствования.
единым стянуты узлом,
есть зло, одевшееся благом,
и благо, ряженое злом.
(с)
позапрошлом веке, как только выявили наличие классов. Получился новый взгляд, многое делающий
очевидным. Теперь снимаются ВСЕ разногласия, оставляя одну, ИСТИННУЮ точку зрения. ИЗУЧАЙТЕ (это не беллетристика, надо ДУМАТЬ!):
ЛЮБОЙ антисоветчик - либо сознательная жидва и клевещет в своих КЛАССОВЫХ интересах на НАШУ
Родину сознательно, либо жидва по скудоумию, быдло, по скудоумию поверившее жидве и лгущее потому, что не способно понять, что несёт. Это прямо вытекает из концепции жидвы. Исключений не встречал.
http://icty0.livejournal.com/400512.html - концепция жидвы, 1-я ч.
http://icty0.livejournal.com/414677.html - концепция жидвы. Продолжение.
http://icty0.livejournal.com/449878.html - почему жидва?
http://icty0.livejournal.com/414787.html - агитка.
Учитесь!!! Не верьте в плутинские сказки для лохов. Советский народ уничтожают, поэтому ни о каком
будущем для нас речи не идёт. А вот для тех, кто позволяет себе быть доверчивыми лохами, рисуют
сказочные картины, чтобы бараны не сопротивлялись по пути на бойню. Прошу репост в доступных
соцсетях!!!
конституцию народ не просто не принял, а не мог принять В ПРИНЦИПЕ! Ибо не могли граждане СССР
голосовать законституцию ДРУГОЙ, тем более - НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ страны - эрэфии! Советскую
Конституцию жидвеотменить не удалось! Поэтому мы должны восстановить действие ЗАКОННОЙ
Конституции СССР 1977 годаи отдать назначенную госдепом плутинскую колониальную администрацию
под суд!!!
https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=h.. - Россия, которую мы...
https://www.youtube.com/watch?v=hNZZrydl8VE - О несуразностях капитализма.
https://www.youtube.com/watch?v=NudbMkUHI-Q