Когда начинать бояться: главные последствия разрыва ДРСМД еще впереди

Споры США и России о характеристиках крылатых ракет и пусковых установках ПРО отвлекают от реальных угроз
Прошедший 23 января брифинг представителей МИД и Минобороны России, посвященный характеристикам крылатой ракеты 9М729, которую в США считают нарушающей нормы договора о ракетах средней и меньшей дальности, ожидаемо не произвел впечатления на США. Пресс-атташе американского посольстве в Москве Андреа Калан фактически обвинила российских представителей во лжи, заявив, что они могли изменить технические данные ракеты, чтобы создать «видимость транспарентности». Впрочем, у России тоже имеются претензии. Москва последовательно обвиняет США в нарушении того же договора — в частности, через развертывание системы противоракетной обороны Aegis Ashore, имеющиеся в составе которой пусковые установки Мк 41 могут использоваться для запуска крылатых ракет морского базирования «Томагавк». Вместе с тем на фоне возможных в среднесрочной перспективе последствий крушения договора публичная дискуссия по поводу характеристик и пусковых установок крылатых ракет может оказаться спором о луже на асфальте посреди наводнения. В потенциальных угрозах разбирались «Известия».
Медленно и опасно

Брифинг Минобороны РФ по ракете 9М729 не разубедил США
Высокоточные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности стали реальной угрозой в 1980-х годах. Наиболее известным воплощением этой угрозы давно и прочно является американский «Томагавк» — крылатая ракета морского базирования, выпускающаяся в различных модификациях до сих пор.
Все версии «Томагавка», предназначенные для поражения наземных целей, роднит следующее: относительно небольшие габариты — ракета выполнена в калибре 533 мм, что позволяет запускать ее через торпедные аппараты подлодок; относительная простота конструкции — это дозвуковой летательный аппарат с турбореактивным двигателем, не испытывающий в полете сильных перегрузок; развитая система управления, обеспечивающая полет в режиме огибания рельефа местности и высокую точность попадания, а в последних модификациях — еще и возможность перенацеливания в полете.

Запуск крылатой ракеты «Томагавк» с борта американского эсминца USS Barry
США произвели несколько тысяч ракет этого типа, и сотни «Томагавков» были использованы во многочисленных локальных конфликтах, начиная с войны в Персидском заливе в 1991 году и до наших дней.
Однако в 1980-е годы эта ракета предполагалась в том числе и для уничтожения целей на территории СССР — считалось, что маловысотный полет и высокая точность делают ее серьезной угрозой даже для плотной советской ПВО, несмотря на относительно низкую скорость полета, а возможность применения ядерной боевой части в сочетании с высокой точностью позволяла уничтожать в том числе хорошо защищенные малоразмерные цели.

Крылатые ракеты AGM-86 ALCM под крылом американского стратегического бомбардировщика B-52
В США рассказали о разработке новейшей гиперзвуковой крылатой ракеты
Ракетами корабельного базирования дело не ограничивалось: помимо флотской BGM/RGM/UGM-109 «Томагавк», в серию пошла ракета AGM-86 ALCM для стратегических бомбардировщиков и «сухопутная» версия морской ракеты — BGM-109G GLCM — для армии США.
Эта угроза воспринималась всерьез: американские крылатые ракеты нового поколения еще на ранних стадиях разработки в начале 1970-х стали одним из главных стимулов обновления ПВО СССР, приведшего к созданию зенитных ракетных систем семейства С-300 и истребителей-перехватчиков МиГ-31, а для обеспечения возможности перехвата маловысотных и малозаметных целей потребовался серьезный скачок в развитии отечественной военной радиоэлектроники.
Главная угроза
«Авангард» и другие: о роли новых систем в стратегических силах
Как гиперзвуковые системы влияют на конфигурацию ядерного сдерживания
Вместе с тем вплоть до конца 1980-х крылатые ракеты воспринимались как второстепенная угроза. Главной угрозой считались ракеты баллистические — и опасность от развернутых в Европе «Першингов-2» средней дальности воспринимались едва ли не более серьезно, чем от остального американского арсенала.Дальность «Першингов-2», по советским данным, составляла 2,5 тыс. км, что позволяло ракетам, развернутым в западной Европе, поражать в том числе Москву — с учетом очень небольшого подлетного времени, составлявшего для баллистических ракет 5–7 минут, это грозило внезапным обезоруживающим ударом.
Позднее были опубликованы данные о характеристиках «Першинга-2», свидетельствовавшие, что дальность полета этой ракеты была меньшей и Москва в их зону досягаемости не попадала. Но в 1980-х эти данные в любом случае были бы встречены с недоверием, а кроме того, в перспективе ожидалось развертывание ракет «Першинг-3», в дальность полета которых Москва попадала уже с гарантией.

Запуск ракеты «Першинг-2»
Средняя угроза: кому начинать бояться первым
К чему приведет намерение США выйти из договора РСМД
Советский Союз имел свой, еще более внушительный арсенал баллистических ракет средней дальности. Однако между советскими и американскими ракетами этого типа была существенная разница: целями для советских ракет были военные, логистические и промышленные объекты в Западной Европе, тогда как находящиеся в Европе американские ракеты поражали цели непосредственно на территории СССР, приобретая в этом случае, как и остальные тактические боеприпасы, находившиеся на территории европейских стран НАТО, стратегическое значение.
Именно эта угроза стала стимулом к заключению договора о РСМД, «под нож» которого пошли в итоге все ракеты наземного базирования с дальностью от 500 км до 5 тыс. км: и баллистические, и крылатые.
Уничтожение последних особой роли не играло — на фоне растущего запаса «крылаток» у ВВС и ВМС США.
Три сестры
Что у нас в «Авангарде»: вопросы к новому стратегическому оружию
В определении нового комплекса остается немало пробелов
Семейство из трех родственных по применяемым технологиям и оборудованию американских крылатых ракет получило название «Три кузины» — так окрестил этот проект один из кураторов их разработки от Пентагона Бенджамин Плаймэл.
СССР под конец своего существования также обзавелся таким оружием, которое с неменьшим основанием можно назвать, применительно к нашим традициям, «Тремя сестрами»: крылатые ракеты воздушного базирования Х-55, а также ракеты КС-122 в составе морского комплекса С-10 «Гранат» и наземного РК-55 «Рельеф». Последний тоже пошел «под нож» ДРСМД, а ракеты морского и воздушного базирования продолжили развитие. Сегодня Вооруженные силы России используют комплекс морского базирования «Калибр», в состав которого, помимо традиционной крылатой ракеты большой дальности, входят сверхзвуковая противокорабельная ракета и противолодочная ракета-торпеда, а также наряду с Х-55 ряд более современных крылатых ракет воздушного базирования, включая малозаметные Х-101 и Х-102 в конвенциональном и ядерном исполнениях соответственно.

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС наносит удары крылатыми ракетами Х-101 по объектам террористов в Сирии
Шаг на пути в тысячу миль: новые ракеты армии США
Пентагон разрабатывает оружие, нарушающее договор о РСМД
Впрочем, крылатые ракеты наземного базирования тоже имеются, но у РК-500, она же 9М728, входящей в состав комплекса «Искандер» наряду с баллистической 9М723, дальность заметно меньше, чем у «Калибра», и составляет 490 км — именно с тем, чтобы не нарушить положения договора о РСМД. Высвободившийся объем, как сообщается, был использован для повышения массы головной части ракеты.
Эти же изменения, по заявлению российского Минобороны, произошли и с 9М729, отличающейся большей мощностью заряда и более совершенной системой наведения. Дальность же, по словам российских военных, чуть сократилась и составляет 480 км.
Реальная угроза
Необходимо отдавать себе отчет в том, что, независимо от того, нарушает ракета 9М729 договор о РСМД или нет, равно как и от того, может ли «Томагавк» быть размещен в стационарной береговой установке в Румынии или Польше, стратегический баланс между Россией и США не меняется ни на йоту, с учетом наличия как стратегических ядерных сил, так и многочисленных крылатых ракет воздушного и морского базирования с обеих сторон: десятки ракет наземного базирования ничего нового здесь не прибавят, а их отсутствие — ничего не отнимет.
«Не остается ничего, кроме гонки вооружений»
Владимир Путин пообещал зеркальный ответ в случае размещения американских ракет в Европе
Эту фразу можно было бы воспринять как призыв к уничтожению 9М729 — зачем разворачивать раздражающее американцев оружие, если оно ничего не дает, однако это было бы неправильно: крылатые ракеты в составе «Искандера» в «разрешенной» дальности до 500 км — востребованное высокоточное оружие, позволяющее решать большой объем задач в локальных конфликтах без расходования дорогостоящего летного ресурса фронтовой авиации и на расстояниях, недоступных классической ствольной артиллерии и РСЗО.
Наконец, сам факт согласия на эти требования будет принят за признание нарушения договора и неизбежно повлечет за собой новый виток требований, касающийся уже иных соглашений, включая СНВ.
Всё это в совокупности делает крушение договора о РСМД неизбежным, однако нужно понимать, что легализация «явочным порядком» крылатых ракет — лишь мелкая неприятность на фоне возможного последующего развития событий, а именно возвращения в строй баллистических ракет средней дальности.

Пусковая установка «Искандер-М» и ракета 9М729 в выставочном павильоне КВЦ «Патриот» в Московской области
Пять букв от ящика Пандоры: чем грозит выход США из ДРСМД
Подписант договора экс-президент СССР Михаил Горбачев высказался за его сохранение ради системы мировой безопасности
Главным противником, против которого США могут понадобиться ракеты такого типа, называют Китай, рост морской мощи которого уже позволяет Пекину оспаривать господство ВМС США в Тихом океане, во всяком случае, в западной его части. В этих условиях баллистические ракеты «на второй линии островов» в западной части Тихого океана дадут США возможность в случае конфликта быстро поразить важнейшие цели на китайском побережье без использования межконтинентальных ракет — наземного или морского базирования, не важно.
Существующий уровень технологий обеспечивает США при необходимости достаточно быстрое (в течение 4–5 лет) создание и прохождение испытаний ракеты дальностью до 4–5 тыс. км, которая может быть размещена на мобильном шасси.
Вместе с тем очень плохие отношения с Россией делают практически неизбежным развертывание этих ракет в Европе у случае их появления, особенно с учетом того, что формальным поводом для разрыва РСМД было выбрано именно «нарушение договора со стороны Москвы».
Назвать эту ситуацию просто очень опасной будет слишком бледным отражением реальности: мир в ближайшие 10 лет может вернуться к военно-техническим реалиям противостояния 1980-х, но в отличие от того периода без чувства страха перед возможной ядерной войной, которое было у большей части политиков того времени — современников, свидетелей или непосредственных участников Второй мировой.
Комментарии