Про русское счастье. Часть 1

На модерации Отложенный

Хочу покопаться в шестеренках такого неуловимого механизма, как русское счастье, учитывая, что эти темы в ГП довольно обсуждаемы, и оставляют больше вопросов, чем ответов. Часто, следуемые в этих статьях выводы прикрыты известными авторитетами, научными исследованиями и с трудом понимаемыми терминами. В моем жизненном опыте случалось пару искренних попыток пробиться за умные научные формулировки к самому содержанию, для чего потребовалось затратить огромное количество усилий. К своему удивлению, я увидел, что содержания там на одно и то, довольно банальное предложение. Не знаю насколько это правильно, но для себя на данном этапе сделал вывод, что для маститых ученых и экспертов этот наукообразный язык, служит для связки слов, этакое подобие русского мата в научной среде и читать его простым людям даже вредно, дабы не закупоривать себе мозги еще одним неудобоваримым жаргоном.

На мой взгляд, про русских я могу говорить с полным основанием, потому что родословная моя в этом плане чиста, никаких порочащих связей до прапрародителей не прослеживаются. Полагаю, что и не проследится, т. к. в глубине там беспросветное "крестьянство", что само по себе не плохо, потому что без какой то доли "сермяжной правды" в этом вопросе заблудишься, измучаешься и захочешь опять припасть к руке всякого рода "авторитетов". Здесь уместно, думаю, предупредить, что я всеми руками за культуру, образование и науку и не умоляю заслуг "научного подхода". Но всему есть мера, наука не занимается, принципиально, началами и концами, что вполне разумно, иначе это была бы уже не наука, а доморощенное гадание на кофейной гуще.

Про счастье тоже имею некоторое представление, потому что к счастью, на самом деле, всего две траектории и взяв в юности курс по одной из них, реально понял, что он тупиковый. Там мне действительно повезло, что у меня с этим опытом ничего не получилось, кроме страданий и боли и когда этот процесс достиг дна, засиял лучик совсем другого, прямо противоположного, вектора.

Сначала расскажу о первом пути. Западные деятели обвиняют нас, русских, что мы живем светлой мечтой о халяве, что довольно обидно для чувствительной русской души. Типа, "русский дурак" думкой богатеет. Предлагаю, все таки, простить им это заблуждение, потому что западная цивилизация построена по функциональному признаку и там требуется только образцовое выполнение функций, за которыми понятие "человек" полностью растворяется и затирается. "Незаменимых у нас нет" - это все из этой культуры. Да, благодаря этому они достигли впечатляющих успехов, но там есть свои пределы, что сейчас проявляется во всей своей красе и трагизме. Причина в том, что использовать друг друга как вещи (а функция, это тоже вещь), оценивать человека через призму вещевизма, противно нашей человеческой природе, как бы мы ее в себе не душили. И до этого прекрасно работающая связка "капитал-рабочая сила" дала огромную и уже не затираемую трещину. Эпоха отчуждения продукта от производимого его человека, с легкой руки Маркса, закончилась, а та творческая, креативная энергия, которая нужна для прорыва цивилизации в новые просторы из под палки и принуждения не рождается.

И вот, русский человек, этой "западной напасти" вполне себе целенаправленно сопротивляется, чему очень способствуют наши оцивилизовавшиеся, на западный манер, "кумиры". Как сопротивляется чуть повзрослевший ребенок поучающим его родителям, типа, сам знаю.

А ребенку и невдомек,  что он еще ничего не знает и не умеет, но надеется, что оно само там как то сложится и начнется у него взрослая, самостоятельная и красивая жизнь.

И здесь такая штука - что простительно ребенку, для взрослого уже не катит. Можно, конечно, отключить себе мозги, эмоции, да и всю работу сознания и жить этаким овощем - улыбаешься, слюна течет... И это, в некотором роде, путь счастья, который принимает в России свои формы. Опора (или скорее ее видимость), которая у нас всех была в лице советской власти и которая лучше нас знала, что нам делать, давая тем самым некоторую иллюзию растительного счастья, рухнула, взамен ничего стоящего не предложив. Этим не приминули воспользоваться доморощенные, неискушенные и не совсем чистоплотные политики, запев очередные наши народные песни - "Народ у нас хороший, работящий, только власти и царям не подходящий. Мы новый образованный правящий класс, выбирайте нас. Вам не придется напрягаться, заживете всласть, мы все сами сделаем за вас".

Мне сейчас трудно вспомнить как работали мои мозги еще десяток лет назад, но я реально считал, что кто то точно лучше знает, как мне обустроить свою жизнь. Действительно, сладкая мечта о халяве, затуманивала мозги, отрубала волю и перекидывала ответственность за собственную жизнь на кого угодно, только не на самого себя. Вообщем, растительное счастье мне не покатило, за исключением тех моментов, когда глушил себя спиртным и было мне короткое счастье:))) Сейчас понимаю, что таким образом возможно заглушить страх взятия ответственности за собственную жизнь. И это реально страшно, потому что взявший ответственность, как бы становится вровень с окружающим его миром и гарантий уже не может дать даже страховой полис, с его стопроцентной гарантией, по меткому заявлению О. Бендера.

Хочу сказать, что в России с такого рода счастьем очень многим и впрям везет. Не буду брать уж совсем левые примеры (помойки, алкоголизм, наркотики...), но это и чиновники, которые надеются отделаться казенными, канцелярскими методами; и рейдеры, обирающие, как медведь в лесу, кем то выращенную малину; и разного рода "халтурщики" от журналистики до строительства и госкорпораций за государственный счет... Да и само наше правительство лихо подает в этом примеры, качая земные недра и гордясь своими успехами на этом поприще. Российская власть сама выступила запевалой в этой красивой беспомощности и теперь всеми силами ищет на кого бы переложить этот российскую "патерналистскую заботу", при этом сохранив "царскую", ручную модель управления. Замечаю, что все большее количество управленцев понимают, что экономически уже не возможно удержать такую модель – ни по количеству людей, ни по уровню жизни.

По видимому, все идет к тому, что такого рода призрачное, российское счастье скоро не возможно будет сохранить ни за какими стенами, оранжереями и замками, даже в локальном виде. Этот процесс уже достиг своего предела и сейчас переворачивается в свою противоположность, все больше обостряя противоречия и не давая возможности удерживать огромное количество балансов. Ускользает "сладкая жизнь" из под пальцев, как для каждого конкретного человека (кто сподобился найти там его), так и для нашей страны. Счастье "вещи", механизма, робота обнажается в своей искусственности, превращаясь в зыбкую субстанцию.