ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА. О выступлениях оппозиции и… альтернативе

На модерации Отложенный
В последнее время в прессе появляется все больше сообщений о выступлениях недовольных и акциях оппозиции. Безусловно, выступления оппозиции – это дело хорошее. Но здесь есть два тонких философских обстоятельства.

Первое из них – это то, что выступления, акции оппозиции, ее возросшая активность, ее все более смелые, или значимые, или явные шаги, все это – некий совершенно естественно-закономерный процесс.

Что такое «естественно-закономерный»? Столкни камень с горы – и он обязательно прокатится через эту точку, эту и эту.

То, что сейчас происходит с нарастанием оппозиционной деятельности – даже среди самых умных, образованных и активных людей – это всего лишь некий «естественно-закономерный» процесс. Так как это касается общества и его трансформации во времени, этот процесс называют еще «общественно-исторический».

Суть этого «естественно-закономерного» процесса в следующем:

Как только страна попала в глобальный экономический кризис, так сразу же стало ясно, что социально-экономическое давление будет нарастать, что, в свою очередь, будет множить недовольных, а количество средств, инструментов у правительства, у правящего слоя, будет уменьшаться, хотя бы потому, что будут кончаться деньги, исчерпываться финансовые источники тушения недовольства.

Следовательно, выступления будут нарастать, следовательно, будет расти активность оппозиции, множиться количество акций, увеличиваться их частота и масштабность. По-другому просто быть не может, как и с камнем, который столкнули с горы.

Примерно с год назад, а точнее, в апреле 2009-го года, понимая эту ситуацию, видя ее, мы инициировали социально-экономический проект «СельхозЕва», проект, фактически, по спасению людей, по выведению их из-под удара.

Люди же, которые достаточно умны, чтобы видеть, прогнозировать такое развитие событий, но находящиеся в некой политической колее, мыслящие в рамках политических проектов, действуют по другому. Их естественное действие – это не спасать людей, выводить их из пожара, а усиливать политическую активность.

(В скобках замечу, что спасать людей, выводить их из-под удара – это гораздо более адекватное текущей ситуации действие, чем усиливать политическую активность. Точнее, более результативное и более полезное для общества. Но так как никто не знает, как их спасать, их используют в свою колею – хоть чтоб что-то расшатать, кого-то выкинуть).

И здесь мы переходим ко второму «тонкому философскому обстоятельству»:

Если представить себе, что завтра правительство откажется от власти, а из министерств и администраций уйдут все чиновники и скажут хором: «Пожалуйста, заходите, управляйте!», то тут у оппозиции начнутся колоссальные трудности.

Потому что качество человеческого материала, участвующего в оппозиции, еще менее приспособлено для государственного управления – как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях – чем у тех, кто сегодня этим занимается.

Оппозиции не хватает знаний, опыта, понимания того, что происходит, управленческих навыков. И не потому, что у них слабее образование или что в оппозиции участвует большое количество людей недостаточной квалификации, не позволяющей им занимать управленческие посты в обществе. Но – главное – потому, что у верхушки оппозиции совсем другие специальности, совсем другие склонности, совсем другой эмоционально-ментальный рисунок личности. Профессора, артисты, кто там еще? Не управленцы! Не организаторы жизни общества.

И теперь из этого первого и второго сделаем несколько выводов:

Для того, чтобы жизнь в стране изменилась, для того, чтобы хоть как-то, но принципиально изменить текущую ситуацию, те, кто придут к управлению, должны обладать – обязательно – четырьмя качествами.

Первое. Они должны быть почти святыми, то есть, они должны быть высоко-этичными, чистыми людьми, почти святыми – не желать, причем активно не желать воровать, в любой форме. 

Второе. Они должны быть очень высококвалифицированными управленцами, менеджерами. Под «менеджерами» определим тех, чья специальность – принимать решения. Они должны уметь – и практически, и психологически – выживать в пространствах колоссальной неопределенности, больших потоков информации, и все это превращать в правильные действия. Правильные – это какие? Которые действительно идут в сторону развития, – причем, не на 2-м шаге, чтобы на 5-м обрушиться, а даже чтобы и на 385-м не обрушилось, а приросло пользой. Где найти таких людей?

Третье. Кроме этого, они должны быть философами. У них должно быть стратегическое видение, способность к анализу, умение видеть не только в экономическом, не только в политическом, не только в социальном аспекте. Они не только должны уметь управлять «на практике», то есть, быть хорошими управленцами, хозяйственниками, организаторами жизни, но их сознание, их представление, видение происходящего и его перспектив – все это должно находиться на стратегическом уровне. Таких людей тоже в обществе… маловато.

И четвертое. Они должны быть… человечными. Они не должны хотеть проливать кровь, или бросать народные массы в жернова прогресса ради хороших целей. Забота о людях должна быть их естественным качеством.

Несмотря ни на что! Несмотря на то, что никто не скажет им «спасибо»... Впрочем, мы опять перешли к первому.

Уверен, такие люди есть. Другие дело, что они не занимаются политической деятельностью, потому что не она приведет к тому, чтобы появились такие управленцы. Чем сегодня занимаются эти люди? Они занимаются двумя вещами. Первое – это все большей тренировкой, отточенностью своих качеств, навыков, умений, делая все большие масштабные проекты. Второе, чем они занимаются – они делают проекты, все более и более масштабные, оттачивая на них свои качества по управлению, по деланию дел. Им не то что бы некогда, им бессмысленно заниматься сейчас, на этом этапе, да и на любом другом, тем, что сегодня называется «политической деятельностью».

Это отдельный философский вопрос. Суть его в следующем:

То, что сейчас называется «политической деятельностью» – эти формы политической активности и борьбы были изобретены 150 лет назад. Первая демонстрация трудящихся, например, произошла в 1886-м году в Чикаго.

Раньше в человеческой истории таких форм политической борьбы не было, а сегодня они морально уже давно устарели. Они УЖЕ перестали быть адекватными текущей реальности. Хотя всего каких-то 200 лет назад они ЕЩЕ не были адекватны текущей реальности. Это и есть «исторический процесс»… естественно-закономерный.

Тем, кто хочет действительно, как 150 лет назад, что-то поменять в обществе принципиально, нужно находить свои формы, адекватные современному обществу, современному состоянию развития человеческой цивилизации, а не использовать эту кальку в виде политических партий, забастовок и прочего, что родилось – волей и социальным творчеством выдающихся людей! – во второй половине XIX века. …А здесь хотят на старом прокатиться. Нельзя в старые мехи налить новое вино.

Так вот, первое – это то, что лидеры оппозиции не понимают, что эта, используемая ими разновидность «политической деятельности», сегодня уже никуда, ни к каким успехам развития общества, не ведет – она даже не учит людей тем качествам, которые должны быть у тех, кто сможет этим сверхсложным организмом, обществом, управлять.

Второе – это то, что политическая деятельность (и, вообще, если можно так сказать, «нахождение сознания в этом слое»), не предусматривает для человека самого главного, что нужно ему для того, чтобы управлять или даже просто жить, принося хоть какую-то пользу обществу. Я имею в виду такое качество, как этичность.

До тех пор, пока люди друг друга боятся, не доверяют, пытаются обдурить, обжулить, исходят из того, что своя рубашка ближе к телу, а если я подвигаюсь, то только на короткое расстояние, но принципиальная позиция у меня «мои интересы превыше всего», а ее форма проявления отражает лишь степень мягкости характера – пока люди стоят на этой обычной позиции, никаких принципиальных изменений в обществе не будет. И сегодняшние оппозиционеры через какое-то время станут теми же самыми бюрократами, управленцами, ненавистниками простого народа, как это произошло с волной «новых» управленцев в 91-м году, или в 1917-м.

Ничего уже нельзя изменить в обществе, стоя на позициях «мне, мое». Время, когда это было возможно – прошло. Так же, как и время демонстраций. Исторический поезд ушел.

Сегодня нужно воспитывать в себе, в своем окружении, в других людях – совершенно новое мировоззрение, ключевой точкой, исходным пунктом и стержнем которого является высокая этичность. Не воровать, не ставить свои интересы выше интересов других людей, возлюбить ближнего своего. Да, можно сказать и на таком языке, исторически сложившемся и знакомом каждому. Иначе – не пролезть, как и верблюду, в игольное ушко. Это единственный путь. Иначе – на те же круги… Не будет у людей жадных, хитрых, не умеющих – хорошей жизни. Никогда.

Так вот. Те, у кого есть шанс действительно что-то принципиально изменить в этом мире, они не занимаются этими формами политической активности, потому что эти формы… не позволяют быть, существовать, появиться принципиально другому обществу.

А также потому, что они видят всю эту «политическую активность» как некий естественно-закономерный – практически, природный! – процесс. Нет чести для этих людей участвовать (даже на командных должностях) в этих процессах. Камень катится с горы. Прокатился столько-то – в этой точке количество протестующих возрастет, а их выражения несогласия станут громче.

Видя это как некий естественный процесс – точно так же, как солнце встает или приходит весна – они знают, что наступит момент, когда общество будет максимально готово к тому, чтобы начать усваивать правильные идеи. И все, что остается до этого этапа созревания – понимая, что «не может яблоко созреть раньше лета, нельзя траву тащить за волосы, чтобы она быстрее выросла»… – все, что можно делать в этой ситуации – это первое и второе. Что они и делают. Проекты. Для увеличения своей управленческой мощи, силы, совершенства, для того, чтобы когда придет эта точка, быть как можно более подготовленными, ввязанными в среду, с более подготовленными качествами, имея достаточно сил для того, чтобы предложить обществу свои идеи, свои проекты.

Без этих людей у общества нет шансов.