Солженицыну – 100
Да не подумают читатели, будто я, по дурному примеру Маяковского, хочу воскликнуть: Солженицын и теперь живее всех живых! Жив не он сам, а его богатое наследие: прозаическое, драматургическое, публицистическое и мемуарное. Из его биографии упомяну те события и даты*, которые стали переломными как для него самого, так и для страны в целом (сперва скрытые, а со временем явные).
Родился 11 декабря 1918. С декабря 1942 по февраль 1945 был на фронте. Дослужился до воинского звания капитана. 9 февраля 1945 арестован СМЕРШем за переписку с другом, воевавшим на другом фронте, в которой Сталин именовался паханом и подвергался резкой критике. 7 июля 1945 осуждён ОСО НКВД на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в различных лагерях, – последний, самый длительный и тяжёлый, – в Экибастузе (Казахстан).
Освобождён по окончании срока заключения – 7 февраля 1953 (за месяц до кончины пахана) и с начала марта начал отбывать ссылку в Кок-Тереке (Казахстан). После освобождения из ссылки, с мая по конец августа 1956, работал учителем математики и физики** в школе посёлка Торфопродукт Владимирской области. Реабилитирован 6 февраля 1956. В конце июня того же года переехал в Рязань, к жене Н.А.Решетовской, с которой возобновил свой брак в феврале.
Первые публикации – в «Новом мире» Твардовского: «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11) и два рассказа: «Случай на станции Кречетовка» (впоследствии возвращено подлинное название места действия – Кочетовка) и «Матрёнин двор» (1963, №1). Последовали восторженные отклики прогрессивных советских писателей, в том числе В.Каверина, И.Эренбурга, С.Маршака, В.Лакшина), а также на «самом верху» (Хрущёв). Но и начало травли приходится на тот же 1963-й год, а после смещения Хрущёва в октябре 1964 травля усилилась, и делами Солженицына начал заниматься КГБ. В начале ноября 1969 исключён из Союза писателей РСФСР. 8 октября 1970 Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе за 1970 год.
28 августа 1968 Александр Исаевич знакомится с Натальей Дмитриевной Светловой и сближается с ней. 30 декабря 1970 у них рождается сын Ермолай, а 23 сентября 1972 – Игнат. В марте 1973 Солженицын разводится с Н. А. Решетовской, а 20 апреля вступает в брак со Светловой. 8 сентября того же года появляется на свет их третий сын – Степан.
12 февраля 1974 Солженицын арестован, а 13-го выслан из СССР в ФРГ, где его принимает Генрих Бёлль. Спустя месяц переезжает в Цюрих, а в 1975 – в США, где поселяется с семьёй в Кавендише, штат Вермонт. Там они, не теряя веры в возвращение на родину, живут и работают до первой половины 1994.
В июле 1989 начинают возвращаться произведения писателя: «Новый мир» Залыгина публикует Нобелевскую речь Солженицына, а затем – «Архипелаг ГУЛАГ» (в отрывках по согласованию с автором). 27 мая 1994 Солженицыны прибывают в обновлённую Россию и 21 июля – в Москву, после двухмесячной поездки через всю страну. Жизнь и работа в России, встречи с Ельциным (16 ноября 1994) и с Путиным (16 мая 2000) В 2006 году в Москве начинает выходить 30-томное собрание сочинений Солженицына.
Александр Исаевич умер 3 августа 2008, не дожив до своего 90-летия четыре месяца и восемь дней.
2
Теперь – о моём отношении к творчеству и личности Солженицына. Поскольку по основной своей специальности я литературный критик, а количество только русских (советских) писателей, продукцию которых я анализировал, достигает сотни, ясно, что я не мог пройти мимо произведений Солженицына. Хочу привести названия своих статей (наиболее для меня важных) – проблемных и рецензионных, посвящённых творчеству писателя.
Опубликованные:
1. Еврейский мир в романе «В круге первом». Экс-газета «Обозрение», 1992.
2. Антисемит ли Солженицын? «Еврейский камертон» – приложение к газете «Новости недели», 2001.
3. Сталин, Солженицын и Еврейский Вопрос. Журнал «Континент», Москва, №118, 2003.
4. Шестидесятые в лицах. Трифонов, Солженицын, Твардовский и журнал «Новый мир». «Континент», №121, 2004.
5. Галич и Солженицын. «Еврейский камертон», 2008.
6. Три Александра: Галич, Солженицын, Володин. «Континент», №143, 2010.
Неопубликованные:
1.Солженицын всегда со мной, 1993.
2.
«Слова, что бременем набрякли»***.О пяти новых рассказах писателя, 1996. (Имеются в виду рассказы, опубликованные в двух номерах «Нового мира» в 1995 году.)
3. Это он, Господи! (К 80-летию со дня рождения Солженицына), 1998.
4. Войнович против Солженицына (О книге В.Войновича «Портрет на фоне мифа), 2002. Полемика.
5. О пьесе «Республика труда», 2004.
6. О разновидностях рака**** (По страницам художественных произведений Солженицына), 2011.
7. Несколько пьес о стране чудес (Солженицын – драматург), 2013.
8. Переплетённость русско-еврейских судеб глазами автора «Двухсот лет вместе», 2014.
Мне кажется, что названия статей говорят сами за себя. Понятно моё весьма позитивное отношение к сочинениям героя этой статьи. Только в последнем из них, наряду с благожелательными размышлениями, имеется и достаточно острая, но не перечёркивающая книгу полемика с её автором.
Кстати, напоминаю и об общественной деятельности Солженицына на протяжении последних семи-восьми лет его пребывания в СССР (до высылки) и начиная с 1994 в постсоветской России, а также о связанной с этой деятельностью блестящей публицистике писателя.
3
Однажды, а именно 17 февраля 1997, я написал большое письмо Солженицыну. Вот оно в сокращении:
Дорогой и многоуважаемый Александр Исаевич!
Я один из Ваших давних читателей и почитателей, с неослабевающим интересом читал и переживал всё Ваше, что удавалось выхватить из самиздата или услышать по одному из «вражеских» голосов. Мой переезд в Израиль в 1990 году на постоянное жительство ни в малейшей степени не повлиял на моё отношение к Вам. Более того, именно в Израиле я познакомился с Дорой Штурман и её замечательной книгой о Вашей публицистике.
В 1967 году, к трёхлетию Вашей высылки, я сочинил этюд под названием «Ca ira!». В августе 1988 года отправил письмо в редакцию «Книжного обозрения», на полосах которого разгорелась дискуссия о Вас. Оно не было опубликовано, и такая же судьба ждала всё (на эту «тему»), что вышло из-под моего пера потом, в том числе большую (свыше печатного листа) статью «Солженицын всегда со мной», написанную уже в Израиле, в начале 1999 года, одобренную Дорой Штурман, но не принятую к публикации в «Новом русском слове», а также рецензию на Ваши новые рассказы («Новый мир», 1995, №5 и 10), давно валяющуюся в редакции «Вопросов литературы»). Наконец, в самое недавнее время я послал И.И.Виноградову в «Континент» статью «Четыре портрета маршала Жукова» (один Вашей «кисти», три других – И.Бродского, Е.Ржевской и Виктора Суворова). Она разделила судьбу предыдущих.
И вот, перечислив написанное мной о Вас (добавлю ещё весьма сочувственный разбор очерка «Как нам обустроить Россию?»), сообщу основную цель, которую я преследую этим письмом. Как любой автор на моём месте, я бы хотел, разумеется, чтобы всю эту кипу «испечатанной» бумаги прочитал прежде всего герой моих писаний. Но, с другой стороны, понимая, как Вы заняты, и что, возможно, чтение моих опусов не покажется Вам стоящим затраты даже нескольких часов Вашего драгоценного времени, я не хочу быть назойливым. Может быть, Вас заинтересует какая-нибудь из моих работ, посвящённых Вам, а может быть, и ни одна из них. Готов незамедлительно выслать то, что (и если) Вы выберете. Стоит ли добавлять, что в любом случае я не буду на Вас в претензии.
Я желаю Вам и Вашей жене долгих лет жизни, здоровья, бодрости и счастья в творчестве. Нынешние российские «слепые поводыри слепых», как и их предшественники, предпочитают не слышать голос Солженицына. Но я ни минуты не сомневаюсь, что Россия ещё вернётся к Солженицыну.
Неизменно преданный Вам
Копелиович Михаил Владимирович
17 февраля 1997
Ответ не заставил себя долго ждать: он написан 12 марта того же года. Привожу письмо Солженицына в сканированной копии (см. на отдельном листе). Упоминаемые в письме Дора Моисеевна и Сергей Александрович – советолог Дора Штурман и её муж, соавтор ряда её книг – С.А.Тиктин.

Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=4j35w7gkZYw
После публикации критической статьи о Булате Окуджаве («Москва», 1979, № 7) Владимира Бушина, по его утверждению, в 1980-х годах несколько лет не печатали (если не считать трёх изданий романа о Марксе и Энгельсе «Эоловы арфы» в 1982, 1983 и 1986 годах).
С 1987 года публикуется в газетах «День», «Завтра», «Советская Россия», «Правда», «Патриот», «Молния», «Дуэль», «Своими именами» и других изданиях.
В своих публикациях отстаивает идеалы Советского Союза, образ И. В. Сталина.
Как фельетонист выступает с критикой ряда российских политиков, общественных деятелей, писателей, журналистов, телеведущих. В частности критике подвергнуты деятельность: Никиты Михалкова, Александра Яковлева, Егора Гайдара, Евгения Евтушенко, Фёдора Бурлацкого, Анатолия Собчака, Григория Явлинского, Бориса Ельцина, Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Даниила Гранина, Владимира Солоухина, Льва Разгона, Александра Солженицына.
Однако нельзя отбрасывать то, что Солженицын внес огромный вклад в развенчании сталинизма и преступную эпоху всей советской власти.
Комментарий удален модератором