Коррупция в Хакасии. Виктор Зимин подсел на металл
30.12.10 12:05
Фирма супруги главы Хакасии пыталась продать в Китай дорогую электротехническую сталь под видом обычного лома. В День энергетика 22 декабря на Саяно-Шушенской ГЭС торжественно запустили очередной гидроагрегат (4-й по счету из десяти). О том, насколько важен для страны проект по восстановлению СШГЭС, можно судить хотя бы по тому, что на символическую кнопку пуска жал вице-премьер Игорь Сечин, а глава правительства Владимир Путин внимательно наблюдал за церемонией из Санкт-Петербурга по телемосту.
Всего на восстановление крупнейшей в России (и одной из крупнейших в мире ГЭС), по официальным данным, потребуется более 37 млрд рублей – гигантские деньги. Но, как водится, то, что для государства убытки и расходы, для отдельных его служителей - источник личного благосостояния. Речь, прежде всего, идет о металлическом ломе, в который после аварии превратилось оборудование СШГЭС. И хотя разрушенные гидроагрегаты сделаны вовсе не из золота, их утилизация, как выясняется, воистину «золотая жила».
Вес каждого из 10-ти гидроагрегатов, по официальной информации РусГидро, составляет более 2 тыс. тонн. Помимо них подлежит утилизации масса иного оборудования и металлоконструкций. В общей сложности речь о сотнях тысяч тонн металла, в том числе специфической электротехнической стали, цены на которую доходят до 30 тыс. рублей за тонну.
Судя по всему, на этот лакомый кусок положил глаз глава Республики Хакассия Виктор Зимин. Сразу после аварии он стал настойчиво добиваться места в Совете директоров РусГидро и 30 июня вошел в него. Кроме того, была создана 100% «дочка» РусГидро - ООО «Дирекция по восстановлению и реконструкции СШГЭС». В совет директоров «дирекции» вошли пять человек, причем только двое из них представляли интересы самой РусГидро, остальные - сотрудники государственных органов. Так, председателем Совета директоров компании стал тогдашний замминистра энергетики С.Светлицкий, а членом - заместитель В.Зимина А.Новоселов.
Вскоре в орбите СШГЭС буквально из ниоткуда появилось ООО «Промметалл». Основным владельцем компании (62,5% уставного капитала) оказалась супруга В.Зимина, работающая учительницей в школе - стало быть, тема сбора макулатуры и металлолома ей близка. К слову, данные об этой доле супруги в уставном капитале «Промметалла», также как и о 50% доле в уставном капитале ООО «Статут» в налоговой декларации главы республики отсутствуют.
Компания «Промметалл» стала активно принимать участие практически во всех тендерах, связанных с утилизацией и вывозом металла с места аварии. Только по общедоступной информации, компания приняла участие в 13 торгах на общую сумму более 100 млн рублей, выиграв 2 конкурса. Но не по всем работам и услугам обязательно проведение открытых конкурсных процедур, поэтому сколько закрытых тендеров выиграла фирма жены Зимина известно только ней и некоторым менеджерам РусГидро.
Однако лоббирование интересов жениного бизнеса по утилизации лома металла (4-6 тыс. рублей за тонну) – это семечки. Получить доступ к электротехнической стали и вывезти ее из страны под видом обычного лома черного металла – вот проект, достойный главы региона. Ведь в этом случае лом, вывезенный по цене 4 тыс. рублей за тонну можно легко реализовать по 30 тыс. рублей за тонну.
Доступ к металлу был получен с помощью первого зампрокурора Хакасии Н.Макеева, к компетенции которого относятся «курирование и координация деятельности районных прокуратур в сфере, не относящейся к уголовному преследованию». Сделано это было следующим образом: прокуратуры Бейского района и г. Саяногорска инициировали иск против РусГидро, и горсуд Саяногорска под предлогом загрязнения участка нефтепродуктами обязал компанию очистить урочище Карлов Лог, где хранилась большая часть вывезенного после аварии с СШГЭС металла. Что странно: Карлов Лог находится на территории другого субъекта Российской Федерации – Красноярского края.
Странности, тем временем, продолжились. Территория, где был складирован металл, по указанию Следственного комитета при Прокуратуре РФ находилась под охраной, а сам металл – под арестом в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, возбужденному по факту аварии на СШГЭС. Но буквально за несколько дней до вынесения решения суда СКП «снял статус» вещдоков.
Схема почти сработала: с помощью административного ресурса была обеспечена возможность оказания влияния на результаты тендеров, обеспечен физический доступ к металлу. «Промметалл» отправил электротехническую сталь в Китай. Однако четко сработали красноярские таможенники: груз был арестован как контрабандный, иркутская и читинская таможни уведомлены о возможном повторении аналогичных попыток контрабанды. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «контрабанда», которая, согласно российским законам, является тяжким уголовным преступлением. А с учетом того, что, судя по масштабам дела, работала организованная группа, содеянное тянет до 12 лет лишения свободы.
Скандал пока тлеет под ковром, однако жареным уже пахнет на самом верху. В частности, именно с ситуацией вокруг саяно-шушенского лома связывают недавнюю волну увольнений в Минэнерго, когда практически одновременно покинули свои посты два заместителя министра энергетики В.Азбукин и уже упоминавшийся С.Светлицкий. Кроме того, по некоторым сведениям, компетентные органы всерьез взялись за ближайшее окружение В.Зимина. Как известно, вице-губернатором главы региона стал его двоюродный брат В.Крафт, руководителем Госкомзаказа племянница Е.Ольховская. Должность председателя Аскизского районного совета занимает брат главы региона Владимир Зимин, «прославившийся» в Хакасии тем, что отнял покос у ветерана ВОВ Владимира Ботова, а тот пожаловался в приемную президента РФ. В Саяногорске, при поддержке правительства республики, захватывает бизнес крупнейшего в стране гидростроительного предприятия СУОС очередной родственник Зимина - А.Витман. При строительстве обводного канала СШ ГЭС именно предприятие А.Витмана «Плотина» получило контракт на поставку бетона, а генподрядчиком была компания «Бамтоннельстрой», директор которой А.Голышев впоследствии стал первым замом Зимина.
То, что под Зиминым шатается кресло, в Хакасии давно не секрет. Некоторые хакасские политологи полагают, что скандал в стиле Кущевской пойдет во вред всем, поэтому ситуация будет развиваться по примеру экс-мэра Архангельска А.Донского, осужденного за подделку диплома о высшем образовании. Как известно, с 1993 года Зимин предоставлял в кадровые службы несуществующий диплом о высшем образовании. Тот же документ был представлен в администрацию президента РФ.
Как следует из копии диплома, Виктор Зимин в 1989 году, якобы, поступил в Томский инженерно-строительный институт и получил там диплом: Я № 270791, регистрационный № 141Т. Ректор Михаил Слободский сообщал в ответ на запрос прессы, что указанный диплом (Я № 27079 от 22 июня, регистрационный номер 141т) «Зимину Виктору Михайловичу не выдавался». Сейчас же на официальном сайте Правительства Хакасии можно прочесть, что в 2007 г. В.Зимин окончил заочный учебный курс в Томском государственном архитектурно-строительном университете (ТГАСУ) по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство».
Единственное, что непонятно, будет ли федеральный центр устраивать публичную антикоррупционную порку, или «снесет» его по-тихому.
Александр Седунов
29 декабря 2010 г.
Информационное агентство «InterRight»
Там же
« Макеев и его команды - это зам прокурора Республики Хакасия
Макеев и его команды
Судя по сообщениям хакасских СМИ, для руководства республиканской прокуратуры нет более важного направления работы, чем опека бизнеса, прежде всего, малого и среднего. Этот участок «как святой Франциск мотыжит» первый зампрокурора республики Николай Макеев.
10 ноября 2010 г.
Марта Валиева
Именно он поставил свою подпись под соглашением о сотрудничестве с региональным отделением Деловой России (дабы, как было торжественно заявлено, «сформировать в Республике Хакасия благоприятные условия для развития и защиты интересов предпринимательства»). Все тот же Макеев возглавляет и некий Общественный совет по защите прав малого и среднего бизнеса при прокуратуре Республики Хакасия, куда через СМИ призывает обращаться за защитой обиженных коммерсантов. Два года назад Президент Дмитрий Медведев заявил, что отечественных предпринимателей «замучили» проверками и «наездами» по коммерческим наводкам, и потребовал от правоохранительных структур и властных органов прекратить «кошмарить» бизнес.
Руководство прокуратуры Хакасии, как видно из сказанного выше, позицию главы государства всецело поддерживает… но только, если речь идет о своем или дружественном бизнесе. Неугодных же «кошмарить» можно и нужно.
Месть за племянника
Один пример из многих. Саяногорские предприятия «Полигон» и «Чистый город», занимающиеся вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов, все последние месяцы пребывают в состоянии бесконечной проверки, инициированной никем иным, как «защитником бизнеса» г-ном Макеевым. Проверяющие из всех возможных ведомств по его наводке наведывались в эти компании более десятка раз. Были из прокуратуры Республики Хакасия, прокуратуры города Саяногорска, прокуратуры Бейского района, а также ОБЭП Саяногорского ГОВД, отдела по налоговым преступлениям Саяногорского ГОВД, Ростехнадзора, Госкомитета по тарифам и ценам, Управления ФАС по Республике Хакасия, Госкомэкологии Республики Хакасия, Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, органов пожарного надзора.
При этом в Едином сводном плане проверок субъектов предпринимательства, опубликованном на сайтах Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Хакасии, упомянутые предприятия не значатся. В республиканской прокуратуре говорят: спокойно, все по закону, проверки внеплановые, а основанием для них послужили жалобы «граждан Выдриной и Аносовой». Правда, те, в свою очередь, заявляют, что ничего такого не писали, а подписи подделаны. Другим поводом для проверок стало «обращение председателя комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и порядку Могилиной С.В. о нарушениях бюджетного, жилищно-коммунального законодательства и другим вопросам на территории МО г. Саяногорск». Но и в этом случае выяснилось, что о своем авторстве этой бумаги депутат Могилина не в курсе. Неужели прокуратура использует поддельные и сфабрикованные заявления, причем не только от граждан, но и должностных лиц с целью инициирования проведения незаконных проверок?
Ситуация с наездом г-на Макеева на ООО «Полигон», «Чистый город» и «Жилищный трест» становится гораздо яснее, если учесть, что учредителем либо гендиректором в них, является один и тот же человек - бывший вице-мэр Саяногорска Виктор Панюшкин. Именно с его подачи несколько лет назад началось уголовное разбирательство, а затем последовала отставка зампрокурора города Саяногорска Валерия Обрезкова. Последний доводится Николаю Макееву племянником. Сложно поверить, что действия второго должностного лица в республиканской прокуратуре - банальная вендетта, попытка свести личные счеты с использованием должностных полномочий. Но как иначе объяснить смысл указивок, которые потоком спускаются из республиканской прокуратуры в городскую: «проверить все предприятия, учредителем либо руководителем которых является Панюшкин В.П., и доложить о результатах в прокуратуру республики». В переводе на русский это значит: делайте что хотите, но чтобы нарушения нашлись!
А прокуроры кто?
Чтобы лучше понять характер и мотивы работы г-на Макеева на посту первого зампрокурора Хакасии, нужно заглянуть на несколько лет назад. Николай Николаевич пришел на эту должность в 2002 г. До этого он возглавлял отдел кадров прокуратуры Алтайского края. За какие же достижения он был столь серьезно продвинут по службе? А вот за какие: провальная кадровая политика, пьяные дебоши, покрывательство подчиненных и – апогей – громкий сексуальный инцидент с коллегой по службе (все это слова из вступившего в законную силу решения суда). А вот как случившееся описывала пресса: после очередного прокурорского застолья галантный Николай Николаевич вызвался довести на своей автомашине сотрудницу аппарата краевой прокуратуры до Барнаула. По дороге он стал уговаривать женщину вступить с ним в близкие отношения, а в ответ на ее отказ пустил в ход кулаки.
В общем, последовал грандиозный скандал, в результате которого прокуратура Алтайского края подверглась комплексной проверке со стороны Генпрокуратуры. Выводы ее шокировали: усилиями главного кадровика Макеева кадровая работа в ведомстве была развалена. Наиболее профессиональные и честные сотрудники были уволены или разбежались, зато на работу были приняты пять молодых девиц без высшего образования. Около десятка сотрудников ведомства совершили уголовные преступления. Сам же «кадровик» в Барнауле, будучи в нетрезвом состоянии, приставал к девушке, и «спровоцировал злостное хулиганство» в отношении прохожего, который встал на ее защиту.
Неизвестно, кто и что предпринял для спасения любвеобильного прокурора, но пошел тот не по этапу, а на повышение. И на новом месте, в Хакасии, старых привычек не бросил. Учинил с коллегами дебош в ночном клубе «Малибу». Сорил деньгами в казино «777», что, впрочем, не помешало ему обзавестись несколькими квартирами и новой автомашиной. А в промежутках между этими делами сформировал команду (кадровик же!)
И вот заместителем прокурора Саяногорска стал упомянутый выше племянник г-на Макеева Валерий Обрезков, который и раньше трудился под присмотром дяди, возглавляя прокуратуру алтайского курортного поселка Белокуриха. Прибыв в Саяногорск, г-н Обрезков вскоре вселился в элитную квартиру площадью 150 квадратных метров, рыночной стоимостью не менее 1,5 млн. рублей (по меркам тех лет, очень большая сумма). Однако в договоре купли-продажи элитного жилья фигурировала цифра 700 тысяч рублей. И из этой суммы уплачены были только 250 тысяч рублей, причем из бюджета прокуратуры. По условиям договора оставшуюся сумму в рассрочку должен был выплатить лично Обрезков, но им не было сделано ни одного платежа.
Секрет такой «благотворительности» по отношению к ответственному работнику прокуратуры как всегда прост. Застройщик прокурорского дома, компания «Саянстрой», испытывала проблемы с правоохранительными органами, которые подозревали ее в уклонении от уплаты налогов, «серых» зарплатных схемах. А главное, лицензии на право проектирования жилых помещений у «Саянстроя» не было. Но все это ерунда, если есть дружественный прокурор, не так ли?
Квартирный вопрос прокурора Обрезкова недолго оставался для правоохранителей секретом. Было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями. Грянул скандал. Из прокуратуры г-на Обрезкова уволили, но дело ему удалось замять. Причем, как говорили тогда хакасские силовики, постановление о прекращении дела было изложено так, что хоть завтра дело отправляй в суд для вынесения приговора, но в конце документа - совершенно нелогичный вывод об отсутствии состава преступления. По слухам, именно герой этого материала хлопотал сначала о занижении квалификации содеянного родственником (злоупотребление должностными полномочиями вместо взятки), а потом о прекращении дела. Мало того: полученную нечестным путем квартиру Обрезкову даже позволили продать.
Впрочем, и сегодня в команде кадровика Николая Макеева еще осталось немало людей, достойных своего шефа. Это начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства пенсионерка Белякова (злые языки в прокуратуре говорят, что она давно уже выжила из ума), ее заместитель и альтер-эго г-жа Гончаренко, курирующий «нужные» уголовные дела прокурор Саяногорска Федоров, зампрокурора Саяногорска Парфентьев, больше известный среди коллег не раскрытыми делами, а страстью к застольям. Короче говоря, кадровая работа в прокуратуре Хакасии строится Николаем Макеевым по проверенному еще на Алтае принципу: кем бы ты ни был - пьяницей, коррупционером, или просто бездарностью - будь мне верен, исполняй мои приказы, трави тех, на кого я тебе укажу, и останешься работать. Все они так и делают.
Но, как показывает тот же алтайский опыт, высокое руководство не будет терпеть подобные выкрутасы на местах до бесконечности, особенно в свете нынешней реформы правоохранительной системы. Борьба с коррупцией и беззаконием приобретает все более зримые очертания. Времена меняются: уютного кресла можно сегодня лишиться очень легко, и уйти - не на новое повышение, а совсем наоборот.
Источник
Марта Валиева
Комментарии