Начало конца империи

На модерации Отложенный

 

 

2 августа 1914 года. Война объявлена. Российская империя. Санкт-Петербург.

 

2 августа 1914 года. Война объявлена. Российская империя. Санкт-Петербург.

 

К войне такого масштаба Россия оказалась совершено не готова, несмотря на огромные вложения в военную промышленность до войны.

 

Армию сотрясала нехватка всех видов вооружения и снаряжения, а страна в итоге скатилась к нехватке продовольствия в городах, что привело к свержению Николая Второго.

 

А чем обернулся снарядный голод в Первую мировую войну для России?

 

Весьма красноречивое свидетельство на эту тему.

 

Получив в конце 1914 г. директиву расходовать в день не более одного снаряда на орудие, командир артиллерийской бригады генерал П.М. Волкобой сразу догадался, к чему это приведет:

"Наш солдат нам этого не простит.

Нас, офицеров, всех зарежут, будет такая революция, какой еще мир не видал!..

Мы все погибнем в ужаснейшем бунте."

 

 

 

Он оказался прав.

 

В августе 1917 г. он стал свидетелем расправы солдат над другими офицерами и сам едва уцелел.

На его глазах были убиты комиссар фронта (Ф.Ф. Линде), начальник дивизии и командир полка.

Сам Волкобой, почтенный старик, с седой бородой... “дедушка”, как звали его солдаты... убежал в землянку, плакал и умолял пощадить.

Солдаты со смехом выволокли его из землянки, посадили в автомобиль и отвезли в штаб его корпуса.

 

Источник: Сергеевский Б.Н. Указ. соч. С. 159—161; Краснов П.Н. На внутреннем фронте //Архив русской революции. [Берлин, 1921]. Т. 1. С. 111—112.

 

Довольно распространенная сейчас точка зрения, будто накопленных к 1917 г. снарядов с избытком хватило еще и на Гражданскую войну, относится к разряду мифов.

 

Она не учитывает, что нужда в снарядах зависела от количества имеющихся орудий, а оно в 1917 г., как и в 1915 г., не выдерживало сравнения с артиллерией противника и союзников. Снарядный голод был преодолен в основном в легкой артиллерии, и то только в отношении имеющихся орудий, а не к потребности войск в поддержке артиллерии.

 

Что касается тяжелой артиллерии, то голод не обострялся не по причине мощно развернувшейся работы русских военных заводов, а лишь потому, что количество этого рода орудий было все время значительно меньше нужной для армии нормы.

 

К тому же в 1916 г. начали поступать выстрелы для таких гаубиц из Франции, Англии и Японии (1,7 млн; в 1917 г. — еще 906 тысяч, тогда как в 1915 г. — лишь 129 тысяч).

 

Сведения из весьма полезной книги Владимира Поликарпова "Русская военно-промышленная политика. 1914-1917". Есть на Истмате.