Бездарности, погубившие русскую армию

На модерации Отложенный

1914 год. В Первую мировую войну вступает Российская империя. После «японского позора» по русской армии прокатилась волна реформ и кадровых перестановок. Но не все бездарности покинули свои посты.

1914 год. В Первую мировую войну вступает Российская империя. После «японского позора» по русской армии прокатилась волна реформ и кадровых перестановок. Но не все бездарности покинули свои посты. Они продолжали губить русских солдат и в 1914 году. Один генерал из окружения Брусилова, за короткий промежуток времени, успел покомандовать одной кавалерийской и тремя пехотными дивизиями. Думается, что он продолжил менять посты, если бы не успокоился в немецком тылу.

Теперь становится понятным, почему на протяжении почти всей войны русская стратегия не отличалась какой-либо грамотностью или смелостью. К подобным моментам можно отнести бездарную операцию Рененкампфа в Восточной Пруссии. А форсирование Карпат войсками Юго-Западного фронта 1915 года? Ну и конечно совершенно провальная операция русской армии 1916 года, на которой мы остановимся более подробно.

В мае 1916 года г. части Юго-Западного фронта перешли в наступление. Разгром нескольких австрийских армий означал успех. Генерал А.И. Деникин впоследствии писал в своих мемуарах:

Когда армии Юго-Западного фронта в мае перешли в наступление, увенчавшееся огромным успехом - разгромом нескольких австрийских армий, когда после взятия Луцка моя дивизия большими переходами шла к Владимир-Волынску, я, да и все мы, считали, что в нашем маневре - вся идея наступления, что наш фронт наносит главный удар.

Но Деникин ошибался.

Главный удар предполагалось нанести войсками Западного фронта генерала Эверта. Войска Брусилова проводили лишь отвлекающий маневр. А тем временем под командованием Эверта был собран ударный кулак с небывалым до того количеством артиллерии и технических средств, сосредоточенный по направлению на Вильну.

Брусилов хорошо справился со своей задачей, стянув против себя главные силы противника. Но накануне главного наступления, между Эвертом и начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом Алексеевом состоялся разговор.

В своих воспоминаниях А.И. Деникин воспроизводит этот разговор.

… происходит исторический разговор по аппарату, сущность которого заключается приблизительно в следующем:

Алексеев. Обстановка требует немедленного решения. Вы готовы к наступлению, уверены в успехе?

Эверт. В успехе не уверен, позиции противника очень сильны. Нашим войскам придется наступать на те позиции, на которых они терпели раньше неудачи…

Алексеев. В таком случае, делайте немедленно распоряжение о переброске войск на Юго-западный фронт. Я доложу государю.

Как итог - хорошо спланированная и подготовленная наступательная операция провалилась. Переброска корпусов Западного фронта шла медленно и свежие силы не успели влиться в наступательный порыв Юго-Западного фронта. Началась бессмысленная бойня. На что следует обратить внимание, в мясорубку была брошена и гвардия, потерявшая в боях основу своего личного состава.