По следам Чичикова
На модерации
Отложенный
По следам Чичикова
Дядя Гиляй (В. Гиляровский) в разное время был актером, табунщиком, бурлаком, спортсменом, редактором, лазутчиком на войне, бытописателем, исследователем "дна". Был человеком замечательным, а главное был журналистом, писателем и "королем репортеров". Род Гиляровского по материнской линии связан с Усачевыми хуторами Полтавщины, пока «лукавый», Потемкин не отправил запорожскую орду служить на границу, и Ивану Усатому пришлось перебираться на Кубань. Но тяга к Малороссии, Полтавщине никогда не остывала в крови Владимира Алексеевича. Он неоднократно совершал поездки на Дубровский конный завод близ Миргорода, бывал в Сорочинцах, Диканьке, собирая по крохам все, что так или иначе связано с жизнью Гоголя.
Приходит на память свидетельства современников Гоголя, записанные Гиляровским о том, как приехавшей в Миргород по делу в повитовый суд матери писателя Марине Ивановне миргородские чиновники, злые на ее сына за Хлестакова, не предложили даже сесть, и она простояла два часа, пока не получила справку. "Утешением" может служить лишь то, что современные "самостийни" прохиндеи и "незалежни" хунвейбины от чиновничьих "мирских глистов" совсем европеизировались и не держат лавок для посетителей в присутственных местах, а на туалеты повесили амбарные замки (при пустых закромах Родины), чтобы "чернь и быдло" не гадили в панские нужники. Хотя надо признать прототипы Чичикова, Ноздрева, Собакевича, списанные с миргородских и полтавских служивых захребетников и помещиков, приторговывавших мертвыми душами и бравшими мзду - щенками, "и чем дают"... Сегодняшним самостийным реформаторам, на "мерсах", торгующих "ненькой" и разворовавшим Украину и на кушак не годятся.
Сам Гиляровский не переносил в журналистской среде никакого чистоплюйства, барства, показного народолюбия, мазеповщины. Вот как описывает К. Паустовский "вездесущего дядю Гиляя": "Молокососы! - кричал он нам, молодым газетчикам, трухлявые либералы! В газете должны быть такие речи, чтобы у читателя спирало дыхание. А вы что мямлите?" Гиляровский не продавался - а его соблазняли и не раз. Он запечатлевал и следил за жизнью страны, а не описывал либерально-заплаточное латание засаленных шаровар.
Как журналист Гиляровский славен тем, что не только первый установил и оповестил о точном месте рождения Гоголя, в Б. Сорочинцах, а не в Яновке, но установил и прототип Чичикова. Вот как это описывает сам Владимир Алексеевич: "И всю правду Гоголь писал, всю правду! Вот Коробочку взять... Сколько таких коробочек было! А ту Коробочку прямо, скажем, с моей тети Пивинской, списал... А что мысль написать "Мертвые души" взята с моего дяди Пивинского..."
Далее Гилляровский рассказывает. "У Пивинских было 200 десятин земли и душ 30 крестьян и детей пятеро". Существовали Пивинские винокурни (гуральни -изготавливающие самогон).
Тогда у многих помещиков были винокурни, но акцизов с гурален никаких не было. Вдруг начали разъезжать полтавские чиновники и собирать сведения о всех у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятидесяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино (гнать самогон). Задумались мелкопоместные - хоть погибай без винокурни. Да и договора с московскими трактирами срывались. В Москве тогда взяли моду по трактирам вместо чая подавать малороссийские водки. Да все перегонные: и на анисе, и на тмине, и на мяте, и на зверобое, и зорные от семидесяти болезней, и на ягодах, и на фруктах, и на цветах разных. И Харлампий Петрович Пивинский хлопнув себя по лбу, поехал в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых. А так как своих, да и с мертвыми до пятидесяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал к родственникам в Яновку и накупил у родителей Гоголя за эту горилку мертвых душ, записал их себе, и сделавшись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино. При этом снабжал московский трактир у Калужской заставы и дал тему Гоголю, который бывал в Федунках, да и вся Миргородщина знала про мертвые души Пивинского.» (В те времена в Белокаменной будочниками были выходцы с Малороссии и крещенные евреи с «черты оседлости» крышевавшие трактиры.) Этот пример позволил евреям "малороссийской Хайфы" - Кременчуга не только арендовать, но и открывать дополнительные гуральни, кредитуя уплату оброка и покупку мертвых душ мелкопоместными. Так в с. Пустовойтово, где была экономия Остроградских, у казакоманящих мелкопоместных "бердычивских дворян", Абрамовичи держали винокурни, накапливая первоначальный капитал для приобретения Чукотки и "Челси"...
На Украину в очередной раз пришла руина. От одного хмурого взгляда дяди Сэма у "хохляцкых зверхныкив" помаранчевые оселедци дыбкы встают. Но все же, когда смотришь на заразительно смеющегося Сирка, как будь-то Владимир Алексеевич Гиляровский обращается к нам словами гоголевского Тараса Бульбы:
- Эй, гетман и полковники! Не сделайте такого бабьего дела! Не верьте ляхам (дяде Сэму): продадут псяюхи!
От себя лишь уточню: "Не верьте американским прихвостня, потерявшим «ум, честь и совесть» парторгам, бухгалтерам завгарам, шоколадным в соплях Петюням - продают псяюхи "неньку" Сэму, как Манилов и Собакевич Чичикову мертвые души"…
Комментарии