Общественное производство средств платежа

На модерации Отложенный



Каждый человек имеет возможность производства платёжных средств.
Это возможность возникла в ходе роста производительности труда - как только появилась возможность производить больше, чем потреблялось, так сразу возникли излишки. Эти излишки человек мог обменять, собственно, первый обмен и был торгом - отторжением собственности в обмен на труд (услугу) или имеющийся иной излишек (или даже часть необходимого) у другой стороны сделки.
В этих отношениях ещё не принимали участия деньги, как универсальный эквивалент товара, тем не менее, эту классическую функцию денег (как средства платежа) уже успешно исполняли излишки.

Сегодня же торг необходимого, как и излишков, происходит за деньги (на самом деле, конечно, за суррогаты, если это не золотые монеты) - их и используют в качестве средства платежа. Тем не менее, эти самые современные средства платежа обмениваются, в том числе, на труд. Таким образом, труд остаётся тем самым средством, через которое человек получает доступ к деньгам (как к средству платежа и не только).
Но, труд может и сам по себе являться средством платежа. Это может выглядеть, как анахронизм, тем не менее, примеры таких отношений - неохваченных денежным обращением - есть в жизни у любого. Например, отношения в семье: родители ставят на ноги детей и помогают своим родителям. Сама по себе мысль о возмездности таких отношений может вызывать нравственное отвращение, но, проблема, на самом деле, в оценке стоимости таких усилий. Скажем, при семейном подряде в бизнесе каждый член подряда уже вполне может понимать: на что он может расчитывать в пересчёте на деньги или долю от выручки/прибыли за какой объём работы.
В более сложных системах учёта личного труда в коллективном производстве, труд одного специалиста может прямо обмениваться на труд другого: комбайнёры и водители в колхозе (бульдозеристы/водители в золотодобывающей артели) работают каждый в страду (сезон) на единую цель (сбор урожая/добыча), после достижения которой каждый получает долю урожая (или выручки) согласно отработанного времени (с учётом разницы в тарифах).

Таким образом, обмен индивидуальными трудовыми усилиями происходит в форме сложения для получения результата, а результат распределяется по условиям, оговорённым при вступлении в колхоз/артель.
Но и на этом не заканчивается возможность обмена: бартер, как форма взаиморасчётов, является такой же формой обмена трудовых усилий. Особенно чётко проявляется возможность труда, как средства оплаты при бартере услуг - "услуга за услугу": своими услугами клининговое агентство может оплатить услуги рекламного, в том случае, если в обоих агентствах услуги оказывают не наёмные работники - это и есть пример производства средств платежа с обоих сторон.
Если остановиться на последнем примере подробней, то можно понять следущее: даже в том случае, когда оплата услуг проходит через расчётный счёт (агентство К оплачивает агентсву Р за рекламу и получает от агентства Р за уборку) происходит, фактически, тот же обмен трудом (для упрощения, примем, что расходные материалы отсутствуют или предоставляются заказчиком). Если же между этими двумя агентствами мы влючим в пример третье предприятие, скажем, артель перевозчиков/грузчиков (на тех же условиях по расходным материалам), то цепочка несколько удлинится, но суть трудового обмена останется прежней - "услуга за услугу".
В такую цепочку можно включить рыболовецкий колхоз, сельскохозяйственный кооператив, производственную артель и даже золотодобывающую - то есть, собственно говоря, включить можно полный народно-хозяйственный комплекс.

 

Какие же плюсы может иметь такое платёжное средство, как человекочас?

#гезелль