Гениальность граничит с безумием

На модерации Отложенный Гениальность граничит с безумием

Опубликовано 28 сентября, 2017 - 08:53

«Увы, и почему гений и помешательство стоят так близко друг к другу?» - сокрушался французский писатель и философ Дени Дидро в XVIII веке. И до сих пор ученые не могут определить, что есть гениальность: то ли это высшая степень творческой одаренности человека, то ли одна из форм патопсихологии.

Абсолютное большинство тех, кого мы называем гениями, имели различные отклонения от психической нормы. Сократ, Джонатан Свифт, Петр I, Наполеон, Николай Гоголь, Фридрих Ницше, Эдгар По, Михаил Врубель, Федор Достоевский, Эрнест Хемингуэй, Сальвадор Дали... Этот список можно продолжать до бесконечности.

«Отлет от действительности»

Итальянский ученый XIX века Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» выдал афоризм: «Гениальность - это недалеко зашедшее помешательство, а помешательство - это далеко зашедшая гениальность». Но где пролегает незримая черта, разделяющая эти два полярные состояния? И так ли они противоположны?

Концепция вероятностного прогнозирования, получившая широкое распространение в современной психологии, показывает, что мышление гениев и безумцев имеет много общего. Рассматривая тот или иной предмет или явление, они выделяют такие признаки, которые вряд ли увидит обычный человек.

Вот, к примеру, простой тест: какое из четырех слов - человек, змея, лошадь, телега - является лишним? Большинство людей назовет телегу как единственный в этом ряду неодушевленный предмет. Пациент психиатрической клиники, в частности эпилептик, мышление которого привязано к конкретной ситуации, скорее всего, выделит змею как самую опасную. А ход мысли гения вообще трудно спрогнозировать. Например, он может сказать: «Я вижу разные сочетания атомов». (Впрочем, такой же ответ может дать и шизофреник.)

На первый взгляд, гениальность и безумство - явления схожие. В том и другом случае наблюдается «отлет от действительности». Но если отлет безумца - это дорога в никуда, в историческую и культурную пустоту, то отлет гения - прорыв к новым высотам человеческой мысли, очередной виток в развитии культуры и цивилизации.

В современной науке существует несколько направлений, пытающихся разгадать природу гениальности. Например, классики гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и Карл Дункер утверждают, что гениальность -это преодоление феномена функциональной установки, функциональной фиксированности, то есть инерции нашего мышления. Многие века ученые соглашались с Птолемеем, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. И лишь Коперник дерзнул преодолеть инерцию мышления, выйти за рамки стереотипов.

Несомненно, что гении - это люди с определенным типом психики. Они одержимы навязчивыми сверхценными идеями и приступами вдохновения, способствующими творчеству. Зачастую гениальные открытия и произведения рождаются как бы помимо их воли, это скорее продукт их бессознательного, а не акт сознательного творения.

При всем том многие исследователи считают, что гениальность и помешательство очень тесно связаны. Ломброзо писал, что гениальность есть не что иное, как продолжение странностей и даже аномальностей человеческой природы. Немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер выделил признаки среднестатистического гения: это человек психопатичный или невротичный, сверхчувствительный, раздражительный, обидчивый, капризный, с бурными аффективными реакциями и частыми перепадами настроения: у него практически отсутствует способность к приспособлению.

Его образ жизни, его поступки часто непонятны и странны для окружающих. А любое отклонение от нормы, по мнению обывателя, есть признак помешательства. Объявляя гения безумцем, обычные люди защищаются от мысли, что есть кто-то, кто превосходит их по интеллектуальному и творческому потенциалу.

Кроме того, они просто не в состоянии понять, как можно написать такой роман, или картину, или симфонию; как вообще человек способен до такого додуматься. А все непонятное считается ненормальным.

А поскольку сами гении дают массу поводов для подобных пересудов, людская молва чуть ли не всех их поголовно записывает в безумцы. И порой имеет все основания для этого.

Прыжок в жерло вулкана

Нашу галерею портретов гениев-безумцев начинает Эмпедокл, греческий ученый и философ (490-430 годы до нашей эры).

Он совершил ряд открытий, значительно опередивших свое время. В частности, он сумел определить, что свет находится в движении (правда, не сумел измерить его скорость: не было еще таких приборов).

Эмпедокл утверждал, что воздух - это субстанция, что Земля имеет шарообразную форму (только за это современники могли объявить его сумасшедшим). В числе других его важнейших открытий - центробежная сила, теория эволюции и итальянская школа медицины. То есть вклад этого ученого в науку трудно переоценить.

Вместе с тем Эмпедокл свято верил в то, что он - бог. А поскольку окружающие не принимали его претензии на божественность всерьез и постоянно подтрунивали над ним, он при большом стечении народа заявил, что прыгнет в жерло вулкана Этна и выйдет оттуда живым и невредимым. Чем закончился этот эксперимент, описал поэт Ричард Осборн: «Великий Эмпедокл, грешная душа; прыгнул в Этну и зажарился».

За давностью лет трудно поставить точный диагноз. Но налицо явные признаки безумия этого гения.

Перевернутый желудок

Великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю психиатр Бурно поставил безапелляционный диагноз: шубообразная шизофрения. Другой диагноз - маниакально-депрессивный психоз. Психические отклонения наблюдались на протяжении всей его жизни.

Гоголя постоянно преследовали зрительные и слуховые галлюцинации, нередки были периоды апатии и заторможенности, вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители.

Кроме того, Николай Васильевич был убежден, что все органы в его теле смещены, а желудок вообще перевернут вверх дном. Болезнь резко обострилась после того, как 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Николая Языкова, с которой Гоголь был в дружеских отношениях и ощущал душевную близость. Эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии.

Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег рукопись второго тома «Мертвых душ», что впоследствии объяснил дьявольским искушением. Состояние его все время' ухудшалось, и 21 февраля Гоголь скончался. Доктора так и не смогли определить подлинную причину его болезни и смерти. Скорее всего, он сам себя довел до полного физического и нервного истощения.

Между прочим, Гоголь страдал тафофобией - очень боялся быть похороненным заживо. И есть версия, что это его опасение сбылось. Когда в 1931 году была проведена эксгумация, пошли слухи, что голова писателя в гробу была повернута вбок, а внутренняя обшивка оказалась разодранной. То есть Гоголь, находясь в летаргическом сне, был похоронен заживо.

Загадка Перельмана

Григорий Яковлевич Перельман (р. 13 июня 1966, Ленинград, СССР) — российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре. Этого мужчину с длинными волосами и нестриженными ногтями называют человеком мира. Он вошел в список ста самых знаменитых людей планеты.

За человеком-загадкой, избравшим образ жизни аскета в крохотной питерской квартирке, многие годы охотились репортеры. Но лишь пару раз удалось заснять затворника идущим в магазин с авоськой. За Григорием Перельманом закрепилась слава чудаковатого отшельника и странного человека. Некоторые даже называют его петербургским "человеком дождя".

Нелюдимый гений принципиально почти не дает интервью. От премии за доказательство гипотезы он отказался, проживал вместе со своей матерью. В 2014 году появились новости, что он на 10 лет уехал работать в Швецию.

Один из блогеров писал о нем:

    «Не знаю даже, что меня поражает в Перельмане больше всего: его фриковая натура или научная гениальность. Эти качества в талантливых людях, подобно ядерному коктейлю, создают новую реальность и меняют прежний мир. Их единицы, но они двигают рывками прогресс, заставляя остальную массу говорить о себе, как о безумцах. Так было во все времена и наше не исключение».

А вот мнение одного из журналистов, бравшего у него интервью:

    - Мы замечательно поговорили. Он произвел впечатление абсолютно вменяемого, здорового, адекватного и нормального человека. Реалистичный, прагматичный и здравомыслящий, но не лишенный сентиментальности и азарта… Все, что ему приписали в прессе, будто он «не в себе», - полная чушь!

Падающего не толкай!

Немецкий философ Фридрих Ницше подарил миру идею сверхчеловека - свободной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личности, которая выше всего сущего.

 

Он объявил грядущий приход новой, здоровой морали, которая должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. «Падающего толкни!» - призывал Ницше. То есть больные и слабые должны погибнуть, уступить дорогу сильным.

Эти философские идеи явились следствием психического заболевания под названием «ядерная мозаичная шизофрения», или, в просторечии, одержимость. Одним из основных симптомов этого расстройства является мания величия.

В психиатрической клинике, куда философ попал после резкого обострения болезни и где он провел последние 11 лет своей жизни, он рассылал записки типа: «Через два месяца я стану первым человеком на Земле».

Но под конец жизни он мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я глупый, потому что я мертвый». В медицинской карте Ницше отмечено, что он пил из сапога собственную мочу, принимал больничного сторожа за канцлера Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у лестницы, прыгал по-козлиному. Вот такая ирония судьбы. Не толкай падающего, да не упадешь сам!

Итак, многие гении на основании некоторых отклонений от психической нормы объявлялись безумцами. Но существуют ли вообще так называемые нормальные люди? Когда об этом спросили немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, он указал на шкаф в углу кабинета:

- Вот нормальный человек!

Как говорится, комментарии излишни.