Катком по общей памяти: Отношение властей и простых поляков к воинам-освободителям
На модерации
Отложенный
“Президент Валенса вывел из Польши советских солдат без крика и перестрелки - слава ему за это! Президент Дуда “выведет” из Польши памятники советским солдатам - славы в этом нет и не будет, зато шума и крика гарантировано на много лет вперед. Не могу извиняться за всю Польшу. Ведь я всего лишь один из граждан этой страны. Но скажу прямо - мне стыдно за наших фундаменталистов во власти. Они знают, что творят. Уже появились цветочки, плодов же вскоре будет немало. Вот только на Восток мы никогда их не продадим…” - сказал в сердцах один знакомый поляк. Другой поддержал: “Мне тоже стыдно по той же самой причине!..”
МЕСТА ДЛЯ ЧЕСТИ И ПАМЯТИ НЕТ
Поводом для таких суждений послужило уничтожение в начале сентября исторического Мавзолея памяти советским воинам в провинциальном городке Тжчанки Великопольского воеводства. Причем, как объяснили представители Минкультуры Польши и Института национальной памяти (ИНП), произошло это в соответствии с законом, который был принят обеими палатами парламента и утвержден президентом страны.
Чем руководствовались власти, уничтожая очередной символ воинской славы? Объяснение традиционно простое: дескать, россияне из этих мест давно уже выехали, а властям сооружение мешает реконструировать площадь - на его месте по планам развития города должен быть воздвигнут современный Центр общественной интеграции. Кроме того, под разрушенным местом памяти, которое считалось воинским кладбищем для десятков солдат Красной Армии, никаких останков не обнаружили. Мол, они еще в 1953 году были перенесены на общее военное кладбище. Стало быть, объект - уже не место солдатских захоронений, которые обязалась обихаживать Польша, а носит символический характер и может быть исключен из списка госохраны.
По некоторым данным СМИ, Институт национальной памяти и Красный Крест не предоставили документов, подтверждающих якобы проведенную много лет назад эксгумацию останков под мавзолеем, не указали мест их перезахоронения. Эти инстанции проигнорировали несоответствие действий властей договору от 1994 года, заключенному между Россией и Польшей по части того, что считать “могилами и местами памяти жертв войн и репрессий”! Не произвел на них большого впечатления и протест посольства РФ в Польше, подключение МИД России. Дело все равно было сделано - мощные экскаваторы не оставили от исторического символа воинской памяти и славы камня на камне.
Как говорится, процесс пошел! О нападениях на памятники в честь советских воинов сообщают регулярно. На прошлой неделе Минобороны РФ призвало польские власти найти похитителей бронзовой плиты с персональными данными о захороненных в братской могиле военнослужащих Красной Армии. В варшавском парке подвергается осквернениям и обливается краской памятник. В городке Пененжно недалеко от границы с Россией под корень снесли монумент легендарному советскому генералу Ивану Черняховскому. Предварительно лишь сняли бронзовый барельеф. В Щецине вандалы с молчаливого одобрения местных властей повредили памятник “Благодарности Красной Армии”. На варшавском Мемориале советских воинов испохабили надгробия.
ЧЕРНЫМ ПО КРАСНОМУ
Давно известные и вроде бы навсегда укоренившиеся в сознании символы, напоминающие полякам о сотнях тысяч воинов-освободителей, погибших за их же свободу, в одночасье стали неуместными. Как по команде исчез термин “освобождение Польши Советской Армией от фашистских захватчиков”. На смену пришли более современные и уместные по мнению здешней политической элиты определения: “оккупация”, “закабаление” страны наступавшими на Германию советскими войсками - якобы творящими беспредел, насилие, разорение… Недавний случай в Гданьске: местный студент-художник, оглупленный пропагандой, изваял и поставил в одном из парков скульптуру советского воина с пистолетом в руке, насиловавшего беззащитную польку. Студента тогда пожурили и отпустили, скульптуру убрали.
Впервые о том, что Красная Армия “не освободила Польшу, а завоевала”, я услышал под конец 90-х годов. С тех пор подобная трактовка встречалась все чаще. Она прописалась практически и во всех местных СМИ, не говоря уже о суждениях политической элиты страны - какая бы партия ни выигрывала выборы.
С первых шагов новых властей страны стала складываться и политика “декоммунизации”. Начали с малого - сноса нелюбимых памятников и переименования части улиц. Много лет назад мне довелось наблюдать, как в Варшаве, накинув удавку на шею, снимали с постамента отлитого в бронзе Феликса Дзержинского.
На замену оперативно подготовили схожую по силуэту статую поэта Юлиуша Словацкого. Прежние названия исчезали чуть ли не каждый день. Моментально не стало аллеи Первой Армии Войска Польского, где располагалось в то время Торгпредство РФ и ряд других российских и международных организаций.
Многие улицы в Польше сначала носили имя царя Александра какого-то, потом Пилсудского, потом Гитлера, затем Сталина, после него какой-нибудь жертвы, например, коммунистки Веры Костшевы, потом опять Пилсудского, а в будущем могут стать улицами Дмовского или Ярузельского. Зависит от оборота, какой примут события. Директор Института национальной памяти Януш Куртыка требует от властей Щецина, чтобы они изменили названия улиц, сменив поблекший красный цвет на вылинявший черный. Как обычно, население сопротивляется.
Совсем не удивлен, что ИНП хочет раздавать улицы своим любимцам. Так делали все: и оккупанты, и патриоты. Но директор Куртыка хочет ликвидировать также и Защитников Сталинграда. И речь-то ведь не о бывшем покровителе города.
Сталинградские улицы есть во многих городах Европы, потому что в Сталинграде защитили всю эту Европу. Если уж Куртыка ищет противоположность, может, он изменит название на Завоевателей Сталинграда? Тоже нехорошо, потому что Шестая армия Вермахта завоевывала, да не завоевала город. ИНП терпеть не может и улицу 9 Мая. Это логично, поскольку покровителями улиц он хочет сделать околощецинских руководителей послевоенного подполья, мечтавших войну продолжить и вызвать третью.
Куртыка в своем циркуляре к органам местного самоуправления требует немедленной ликвидации “всех форм увековечивания преступных систем: национал-социализма или коммунизма”. Похоже, ИНП хочет вообще стереть память, которая существует в названиях, и рад был бы задним числом изменить историю так, чтобы во Второй мировой войне США и Англия вместе с Третьим Рейхом сражались против СССР.
Щецинский маленький Куртыка по фамилии Стефаняк, директор воеводского ИНП, согласен оставить название улицы - 26 Апреля - в память об освобождении города Красной Армией. Но при условии, что изменится интерпретация даты. Не “освобождение”, а “прекращение административной деятельности Третьего Рейха”. Может, и улицу 9 Мая оставит, объясняя, что в этот день прекратилась административная деятельность Третьего Рейха на всей его территории?
ИНП перестал быть грозен, его разоблачения девальвируются, а переписывание истории придает институту черты политического кабаре. Из ста органов самоуправления, терроризируемых ИНП по поводу изменения названий улиц, с инструкциями института согласились лишь несколько. Другие отказывают, ссылаясь на сопротивление жителей. Народ чувствует, что имеет дело с одержимыми фанатиками.
ИЗ СЕРДЦА НЕ ВЫЧЕРКНУТЬ
Сегодня мало что изменилось в программе “декоммунизации” страны. Разница видна лишь в масштабах. В начале века говорили, что по стране снесут лишь два-три десятка памятников, переименуют некоторые улицы, причем исключительно по усмотрению местных властей. По закону от 22 июня 2017 года (дату наверняка выбрали не случайно) подлежат устранению почти 500 памятников советским солдатам, а число публичных объектов для переименования измеряется почти тысячей. На демонтаж всех памятников отведен ровно год, удалять их поручено воеводам после консультации с ИНП.
Беседовать сегодня на эту тему с политиками бесполезно. Ответ однозначный: “Советский Союз способствовал началу Второй Мировой войны, а также вместе с немцами вторгся в Польшу. Таким образом, это совместная ответственность за развязывание Второй мировой войны… Если это памятники на кладбище - то они под защитой. Если нет - то почему мы должны их ценить?”…
Нельзя сказать, что простые поляки согласны с такой оценкой. Люди, не забывшие совместное героическое прошлое в борьбе с нацизмом, провели немало выступлений против сносов. И тех, кому небезразлична судьба нашей совместной истории, советских солдат, покоящихся в польской земле, еще немало в этой стране. В Польше существуют и активно действуют организации, настроенные на дружбу с Россией, по собственной инициативе ремонтирующие кладбища советских воинов. В День памяти всех умерших, первого ноября каждого года, тысячи поляков по всей стране обихаживают и зажигают свечи возле памятников и на могилах советских солдат. Уверен, так будет и дальше - людскую память и благодарность никаким катком не задавить!
Комментарии
Комментарий удален модератором