Бетховен увертюра Эгмонт
На модерации
Отложенный
https://www.youtube.com/watch?v=ke-ztQ8NMQM&ab_channel=%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%94%D1%8F%D0%B4%D1%8E%D1%80%D0%B0
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году.
Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки.
Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием.
События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев.
Герцог Альба
Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек.
Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело.
Восстание закончилось победой в 1576 году.
А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.
Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.
Увертюра начинается медленным вступлением . Здесь даны две резко контрастные темы.
Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:
Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные.
В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер.
Тема воспринимается как просьба, жалоба:
Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа.
Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер.
Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа.
Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем.
В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей».
Изложенная в мажоре , она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам.
Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:
Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется.
На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ».
Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:
Но «борьба» на этом не заканчивается.
Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа.
Неравный поединок внезапно обрывается.
Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов.
Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой , в которой показан итог борьбы.
Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.
Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.
Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу — основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».
vanbethoven.ru/5.php
Комментарии
Клерхен и Эгмонт
https://www.youtube.com/watch?v=dFSsvoue_RQ&ab_channel=pustinnik50
Ты нисходишь, как само счастье, непрошеный, невымоленный, нежданный.
Развязываешь узлы суровых дум, смешиваешь воедино образы радости и боли, неостановимым кругом течет внутренняя гармония и, окутанные сладостным бездумьем, мы уходим все дальше, все дальше и перестаем быть.
Эгмонт засыпает, музыка сопровождает его сон.
Стена за его ложем словно бы разверзается, и возникает сияющее виденье.
Среди льющегося прозрачно-ясного света Свобода в небесном одеянье покоится на облаке.
Лицо ее — лицо Клэрхен; когда она склоняется над спящим героем, оно печально: она оплакивает его.
Вскоре, овладев собою, она ободряющим жестом показывает ему на пучок стрел, а также на жезл и шляпу.
Она призывает Эгмонта к радости и, дав ему понять, что смерть его принесет свободу провинциям, хочет увенчать его как победителя лавровым венком.
Эгмонт поворачивается и теперь лежит на спине, лицом к ней.
Венок, который она держит, как бы парит над его головой.
Вдали слышится военная музыка, бьют барабаны, свистят рожки; с первым еще тихим ее звуком виденье исчезает.
Музыка становится громче.
Эгмонт просыпается.
Тюрьма слабо освещена лучами утренней зари.
Первое его движение — он прикасается к голове, потом встает и озирается, не отнимая руки от чела.
Венок исчез! Прекрасное виденье, тебя спугнул свет дня. Да, то были они, две сладостные утехи моего сердца.
Божественная свобода приняла обличье моей возлюбленной, милая девушка облеклась в небесное одеянье подруги.
В суровый миг они явились мне слившимися в единое виденье, скорее грозное, чем прельстительное.
Окровавленными ногами она приблизилась ко мне, на развевающихся складках ее одежды алела кровь.
То была моя кровь и кровь многих благородных мужей. Недаром пролилась она. Шагай по ней!
О, храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди!
Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с неправедно захваченной земли!
Чу! Слышишь!
Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед.
Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести!
Теперь и я выхожу из темницы навстречу почетной смерти.
Я умираю за свободу.
Для нее я жил, за нее боролся и ей в страданьях я приношу себя в жертву.
Глубину сцены занимают испанские солдаты с алебардами.
Ну, выводите их всех!
Смыкайте ряды, мне вы не страшны.
Я привык стоять с копьем в руке лицом к копьям, со всех сторон окруженный грозной смертью и с удвоенной силой, с удвоенной страстью чувствовать жизнь.
Барабаны.
Враг обступает нас со всех сторон!
Мечи блестят, друзья мои, смелей!
Ведь дома жены, старцы, дети! (Показывает на стражников.) А этих принуждает их владыка, не сердце их влечет.
За родину идите в бой! За благо высшее сражайтесь, за свободу.
В чем вам пример я ныне подаю.
Гёте. Эгмонт.
http://www.sky-art.com/goethe/prose/egmont/egmont_1_ru.htm
Я рада тебя видеть.
Светлана.
(с)
http://maxpark.com/user/4295063220/content/5991396
Эгмонт уходит.
Что за милостивый господин. Истый нидерландец! Вот уж ничего испанского!
Е т т е р. Вот бы его нам в правители! За ним идешь с охотой.
З у с т. Это-то король не допустит. На все места он своих сажает.
Е т т е р. А как он одет - разглядел? На новейший фасон, по испанской выкройке.
П л о т н и к. Красивый господин!
Е т т е р. Да, шея его была бы хорошей поживой для палача!
З у с т. В своем ли ты уме? Что тебе в голову взбрело?
Е т т е р. Довольно глупо, что мысли такие находят! Так уж со мной бывает. Как увижу красивую да длинную шею, так сейчас против воли и подумаю: "А ловко ее рубить!"
А Бетховен - просто велик
Спасибо, милостивый государь,что зашли.
С признательностью, С.В.
Спасибо, милостивая государыня, что нашли время и заглянули!
С искренним уважением, С.В.
Ну-ка спойте что-нибудь. Бракенбург так славно вторит. Прежде вы были веселы, и мне всегда был случай посмеяться.
Б р а к е н б у р г. Прежде!
К л е р х е н. Хорошо, споем.
Б р а к е н б у р г. Что вы хотите?
К л е р х е н. Только что-нибудь хорошенькое, бодрое и веселое. Давайте солдатскую песню, мою любимую. (Мотает пряжу и поет с Бракенбургом.)
И бой барабанный,
И флейта поет,
В доспехах мой милый
Отряд свой ведет,
К бойцам он взывает,
Копье подымает.
Как сердце забилось!
Как силы кипят!
Завиден мне, деве,
Военный наряд!
За ним до заставы
Я - шагом живым!
Пошла бы далеко,
Повсюду за ним.
Уж смят неприятель,
Лишь стали палить.
О, если б, создатель,
Мне воином быть!
http://maxpark.com/user/4295063220/content/5991396
Спасибо Светлане за эту поднятую ей тему о моём любимом по жизни музыкальном произведении. Когда то мы с ней лично пообщались на эту тему и она это помнит!
Эта увертюра к драме «Эгмонт» Бетховена сопровождала меня значительную часть моей юной жизни!
С детства занимался музыкой в хоре мальчиков, был у меня отличный слух и звонкий голос, спели тогда для кино в известном "Марше нахимовцев" (нашёл в Интернете, слушаю - мне там 11 лет),
«Простор голубой, Земля за кормой,
Гордо реет на мачте флаг отчизны родной…»
Мне тогда, в юности, нравилось слушать и классическую музыку.
Так случилось, что в юности летом на каникулах между сменами спорт лагеря (2-3 дня один дома с 6 на 7 класс) шёл днём между окнами низких бараков с открытыми окнами и вдруг в тишине грянула ЭТА музыка из всех открытых окон; она меня просто поразила и «пригвоздила» на месте!! Я стоял восхищённый, держась за дерево и слушал – это включилась у всех одновременно трансляция радио после дневного перерыва (раньше так было). В те времена большие круглые чёрные трансляционные динамики были у всех на стенах.
см. ч.2 (прошу между частями коммент не ставить!)
Музыка ЭТА часто звучала у меня в ушах (хорошая музыкальная память), но пропеть голосом оркестр - я не мог!
Многие годы после этого я ходил и искал по Магазинам грампластинок ЭТУ «мою» музыку, слушал радио, но этой вещи так и не находил, и по радио не попадало её услышать!
И уже, будучи студентом, когда жил в общежитии из динамика на стене услышал и узнал ЭТУ «мою» музыку – и это была радость – её назвали в конце! Зная название, пошёл и купил пластинку с увертюрой (домашних магнитофонов ещё не было).
Увертюра небольшая по времени и поэтому была лишь на пластинах – сборниках разных композиторов, или только «в дополнение» к крупным произведениям. Стало понятно, почему я так долго не мог её найти раньше!
Но это - ещё не всё с «моей» Увертюрой Эгмонта для меня.
Отца своего я смутно помню - он ушёл на войну когда мне было лишь 2 годика – и погиб на фронте.
Моя мама, услышав как-то увертюру Эгмонта у меня дома – сказала:
"Это -любимая музыка твоего отца!".
ВОТ ОНА, РАБОТАЕТ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ! Значит, генетическая память у человека всё-таки есть, несмотря на научное «мнение» генетиков о её отсутствии!
Всего доброго.
Профессор В.К.
У меня есть большая пластинка Эгмонта, на ней и увертюра, и Гремят барабаны, в исполнении Г Вишневской, но Царёв, исполнявший монолог Эгмонта, выше всех позвал.
Бетховен - моя любовь с детства.
Наверное, помните тетради сороковых годов.
На обложках были не только таблица умножения, метрические меры, но и Сурок Бетховена, ноты, слова и картинка Маленький савояр с сурком Ватто, вот и иду я по жизни с этим Сурком, и с любовью к Бетховену.
С искренним уважением и признательностью, С.В.
https://www.youtube.com/watch?v=7pUrCPl1t04&ab_channel=%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Комментарий удален модератором
Знаете..,прочитал Вашу статью,начал интересоваться подробностями и деталями и занесло меня бог знает куда)))) Уже часа 4 сижу,читаю,слушаю,смотрю))))
Любовь к музыке привил нам дедушка.
До революции он служил регентом церковного хора, а после 17 года учительствовал, и я училась у него и бабушки в начальной школе. Помню до сих пор, как он рисует на школьной доске лесенку, по которой вверх бегут нотки и спускаются по другой лесенке вниз...
Глухая деревня после войны, ни электричества, ни радио, а у них хор исполняет, наравне с А мы просо сеяли, новейшие песни.
Самое ценное было заложено в начальной школе, любовь к музыке, чтению, театру...
С искренним уважением и, в знак признательности, ещё одну мою любимую мелодию
Брамс симфония № 3
https://www.youtube.com/watch?v=QARE1uPXoXs&ab_channel=FilinAmvrosiy
https://www.youtube.com/watch?v=jwfEyUkeZ1U
К концу войны в 1648 году большая территория Южных Нидерландов была захвачена Францией, которая под руководством кардинала Ришелье и Людовика XIII вступила в союз с Нидерландской республикой в борьбе против Испании.
Эта эпоха породила великих гениев и великих подлецов. Как сегодня говорят - мрачная эпоха средневековья.
https://www.youtube.com/watch?v=ln1LfQP8zZw&t=28s
А что касается Бетховена - то он непревзойденный гений на века. Подобного драматизма с одной стороны и лирики с другой - трудно найти.
https://www.youtube.com/watch?v=Zpw4jTaIxFc
https://www.youtube.com/watch?v=C5WTGOdOek0
Жаль, что под жернова "майдана" попала и музыка Бетховена. В Киеве объявили, что в основе произведений Бетховена лежат украинские песни.
Спасибо за экскурс в историю, за новые для меня мелодии
С первыми двумя познакомилась впервые.
"В Киеве объявили, что в основе произведений Бетховена лежат украинские песни", - что делать, кому под силу выкопать Чёрное море, ...
А я люблю Взяв бы я бандуру, люблю Запорожца за Дунаем в исп И Паторжинского и Вольгемут, люблю с детства.
Ну, а в знак признательности - Бах, Страсти по Матфею
https://www.youtube.com/watch?v=yHbvDEtZZME
До встречи, С.В.
https://www.youtube.com/watch?v=KNaR7jToWZo
Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфееев; род. 24 июля 1966, Москва, СССР)
https://www.youtube.com/watch?v=pEo8biYtG6Y
Вы меня несколько озадачили Иларионом.
Боюсь, что не смогу дать объективной оценки, ибо с давних пор питаю некоторое неприятие к нему.
Слушала ораторию раньше.
Неплохо, но нет блеска, не возникает желания слушать снова и снова, бесконечно как Баха, и до слёз!
С уважением и признательностью, С.В.
К Толстому вернусь.С.В.
А Толстой был честен.
Кстати немцы открывали церкви на оккупированных территориях... Но об этом пропагандисты молчат. Ибо "всякая власть от Бога" - и это их устраивало.
Комментарий удален модератором
Галле, Луи. 1810-1887
Последние минуты графа Эгмонта
Бельгия, 1848 г.
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/30030/?lng=ru