Витамины Функа
На модерации
Отложенный
Для грамма этого вещества он переработал тонну рисовой шелухи. И не зря – это был первый в мире витамин, В1, предотвращающий полиневрит. Следом Казимир Функ синтезировал десятки других витаминов, заложил основы диетологии и создал препараты, помогающие бороться с сифилисом и раком.
Казимир Функ родился в 1884 году в Варшаве в еврейской семье. На выбор профессии повлиял отец, Жак Функ, известный в городе дерматолог. Это он посоветовал сыну обратить внимание не на практическую медицину, а на биохимию – науку, только начинавшую развиваться в Европе. Казимир отца послушал – после окончания школы отправился в Швейцарию, где в университете Берна сначала отучился, а чуть позже защитил докторскую диссертацию по биохимии. Кстати, его диссертация была посвящена соединению, которое позже будет использоваться в качестве заменителя жизненно важного женского гормона. Получивший докторскую степень Функ тут же был приглашен на работу в институт Пастера в Париже, а затем – в институт профилактической медицины Листера в Лондоне. Здесь ему и было поручено выделить из рисовой шелухи чистое вещество, предотвращающее болезнь бери-бери.
Почему рисовая шелуха? Потому что ранее голландский врач-патолог Христиан Эйкман научно доказал, что именно рисовая шелуха помогает предотвращению болезни бери-бери. Бери-бери – в переводе с сингальского это «крайняя слабость» – была проклятием Азии. Болезнь считалась заразной, потому что другого объяснения тому, что она уносит десятки тысяч человеческих жизней в год, попросту не было. Заболевшие худели, слабели, мучились одышкой, а потом их и вовсе разбивал паралич. Ученые всего мира ломали голову над источником заражения и методом лечения загадочного недуга.
Занялся этим и Эйкман, отправившись в 1886 году в тюремный госпиталь на остров Ява. Используя для своих опытов кур, Эйкман обнаружил, что цыплята, питающиеся шлифованным рисом, заболевали полиневритом, схожим по симптомам с бери-бери. Когда же подопытных животных переводили на неочищенный рис, они выздоравливали. Статистика смертности тюремных заключенных также показала, что среди питавшихся очищенным рисом бери-бери заболевал один человек из сорока. Тогда как среди людей, употреблявших в пищу неочищенный рис, болезни подвергался всего один человек из 10 тысяч. Так Эйкман пришел к выводу, что в рисовой шелухе содержится неизвестное вещество, способное предупреждать полиневрит (бери-бери). За вклад в открытие витаминов Эйкман совместно с британским биохимиком Фредериком Хопкинсом получил в 1929 году Нобелевскую премию. Некоторые ученые того времени сочли решение необъективным, потому что конкретно само вещество, именуемое сегодня В1, или тиамин, выделил Казимир Функ. Он же придумал для полученного вещества термин «витамин» – «жизненный амин», от латинского vita – жизнь и amin – амин, азотистое соединение.
Чтобы обнаружить это бесценное вещество, Функ занялся выделением фракций из рисовой шелухи с помощью разнообразных химических реакций. Это оказалось не так-то просто – как выяснилось позднее, из тонны рисовых отрубей можно было выделить всего чайную ложку чистого тиамина. И все же искомое кристаллическое вещество было получено. Правда, как позже выяснилось, химически чистый тиамин Функу так и не удалось получить – в добытых им кристаллах в основном содержался ниацин. Чистый тиамин ученые получат только в 1926 году, однако и добытый Функом ниацин предотвращал заболевание.
Написав статью, посвященную своему открытию, Функ озаглавил ее коротко – «Витамин». Вот только креативность, проявленную Функом в придумывании названия для нового вещества, его начальство в институте превентивной медицины Листера не оценило.
А потому в опубликованной в декабре 1911 года научной статье в Journal of Physiology полученный Функом компонент именуется «лечебной субстанцией». Слово «витамин» войдет в научный обиход через год, когда Функ опубликует свой труд «Этиология авитаминоза» в первоначальном виде, обойдя цензуру листеровского начальства.
В статье Функ напишет, что птичий полиневрит вызывает нехватка в диете незаменимого вещества, необходимого организму в минимальных количествах. Уже тогда Функ предположил, что это далеко не единственное вещество с подобными свойствами и что должны быть другие. «Общие особенности относят упомянутые недуги к одной группе так называемых алиментарных заболеваний, вызванных недостатком определенных незаменимых веществ в пище. На данный момент известно, что все эти болезни можно предотвратить или вылечить простым добавлением в пищу некоторых защитных веществ, – писал он. – Незаменимые вещества, наверняка имеющие органическую основу, мы будем называть витаминами и в дальнейшем поведем речь о витаминах бери-бери или цинги, имея в виду вещество, предотвращающее ту или иную определенную болезнь».
Но столь привычное нам сегодня название ученые умы принимать не спешили. Только к 1920 году были определены четыре группы веществ, которые мы теперь зовем витаминами. В 1922 году на английском языке вышла книга Функа «Витамин», совершившая определенную революцию в биохимии и медицине. К этому моменту Функ был уже гражданином США, работая в различных фармацевтических компаниях. Функ писал, что витаминная недостаточность может быть вызвана поглощением «безжизненной» пищи, приготовленной из продуктов, которые потеряли свою «действенность» вследствие выращивания их в бедной минералами почве или вследствие чрезмерной тепловой обработки. Функ утверждал, что витаминные добавки необходимы для восполнения питательной разницы из-за ошибок в выращивании, переработке и приготовлении некоторых продуктов. Он также подчеркивал, что для хорошего здоровья необходимы многие витамины, а не один или несколько. В общем, закладывал основу диетологии и витаминологии.
С 1923 года Функ руководил биохимическим отделением Рокфеллеровского фонда в Варшаве, а в 1930-м создал свою биохимическую лабораторию в Париже. К слову, такое перемещение по миру позволяло ему свободно владеть польским, русским, французским, немецким и английским языками. Это же сделало его научные труды доступными и понятными широкому кругу – ведь он переводил их сам. В 1936 году Функ окончательно расшифровал структуру витамина В1 и разработал метод его синтеза. В скором же времени, чувствуя приближение Второй мировой войны, Функ вновь вернулся в США, став консультантом в Нью-йоркском институте витаминологии.
В 1953 году Казимир Функ основал научно-исследовательский институт имени себя и стал его президентом. Институт занимался не только проблемами питания и выпуском конкретных биодобавок, но и созданием медицинских препаратов, помогающих при венерических, гормональных и даже онкологических заболеваниях. Так, в последующие годы Функ разработал минимальную дневную дозу витаминов, которая используется до сих пор, усовершенствовал лекарство «Салварсан» от сифилиса, а также первым в мире выделил никотиновую кислоту и много работал над синтезом гормона адреналина. Он умер в 1967 году в возрасте 83 лет, так и не получив Нобелевскую премию за свои открытия. Однако это не помешало ему войти в мировую науку как основоположнику витаминологии и диетологии.
Комментарии