Американская война против мирных сирийцев.

На модерации Отложенный

Источник: Burning Raqqa: The US War Against Civilians in Syria, Laura Gottesdiener, TomDispatch, truth-out.org, July 27, 2017.


В полдень 7 мая бомбардировщики американской коалиции начали бомбить район, где жила семья Уассима Абдо. Они жили в Табке – маленьком городе на берегу реки Евфрат на севере Сирии. Занятая в то время Исламским Государством (ИГИС, ДАИШ), Табка находилась в осаде поддерживаемых США войск и страдала от ежедневных артиллерийских обстрелов и бомбардировок армии США. В этом городе - втором по величине в провинции Ракка - находились аэропорт и плотина. Это был последний пункт в регионе, который должны были захватить проамериканские войска перед началом наступления на столицу самопровозглашённого Исламского Государства – город Ракку.

Его родители, Мухаммад и Салам, уже однажды покидали свой прежний дом, неподалёку, когда он был разрушен во время бомбардировки, - сказал мне Уассим Абдо. ИГИС арестовывали гражданских лиц за попытку убежать из города. Поэтому в то воскресенье они укрылись на втором этаже 4-этажного дома вместе с другими родственниками, и в это время на фасад их дома упала бомба с американского самолёта. Невестка Абдо Лама схватила двоих своих детей и выбежала из дома, поэтому и спаслась. А его родители и 12-летний кузен были убиты, как и десятки их соседей, заваленные обломками бетона.

Уассим Абдо находится в изгнании за защиту прав человека, поэтому узнал о смерти своих родителей только через три дня, когда Лама позвонила ему из города Кобани на сирийской границе, куда её и её детей перевезли на лечение. Её дочь получила ранение во время бомбардировки, и хотя поддерживаемые США курдские отряды захватили Табку, она не могла там оставаться, так как американские бомбардировщики разрушили все городские больницы и её дочь не могла получить медицинскую помощь.

Война с гражданскими населением.

Бойцы Исламского Государства практически проиграли битву за Мосул после 9-месячной осады проамериканских войск, которые уничтожили практически весь второй по величине иракский город, убив более 40 тыс. гражданских лиц и выгнав из домов порядка миллиона местных жителей. Сейчас США сосредотачивают свои войска и бомбардировщики против других занятых ИГИС районов, готовясь к операции на востоке Сирии под названием «Гнев Евфрата». СМИ много пишут и говорят о жестоком отношении ИГИС к гражданским лицам в Сирии. По словам генерал-лейтенанта Стивена Таунсенда, командующего боевыми операциями в Ираке и Сирии, битва за «освобождение» этого региона от ИГИС – «самая аккуратная кампания в истории мировых войн».

Но сообщения и фотографии сирийских журналистов и активистов, а также личные рассказы людей, оказавшихся в районах американских бомбардировок, представляют радикально противоречащую официальной версии историю. Военные действия армии США больше напоминают войну с гражданским населением, а не с Исламским Государством. Правозащитные организации и местные репортёры сообщают, что за последние месяцы по всей Сирии американские и проамериканские войска бомбами и снарядами разрушили: 12 школ, включая начальные школы и среднюю школу для девочек; медицинские клиники и акушерские больницы; Научный колледж Ракки; жилые районы; пекарни; почтовые отделения; автомойки; более 15 мечетей; культурный центр; автозаправочные станции; автомобили скорой помощи; похороны; резервуары с водой; более 15 мостов; лагеря беженцев; древнюю Стену Рафики VIII века; интернет-кафе в Ракке, где были убиты сирийские независимые журналисты, пытавшиеся сообщать о реальных событиях в городе.

США – одна из самых смертоносных сторон в сирийской войне. В мае и июне США убили больше мирных граждан, чем Сирия, Россия и ИГИС, - по данным английской НПО под названием Syrian Network for Human Rights. «Правительство Трампа хочет добиться быстрой победы», - сказал мне доктор Фадель Абдул Гани. - «Мы наблюдаем, что США нападают и убивают, не обращая внимания на военную пользу и сопутствующий ущерб среди гражданских. Конечно, это военные преступления». И наиболее серьёзна эта война с гражданским населением в оккупированной ИГИС Ракке, в которой местные жители страдают от ежедневных воздушных ударов.

«Отель революции».

Расположенная на месте слияния Евфрата и Балиха на севере Сирии, Ракка была заселена более 5000 лет назад. К концу VIII века она превратилась в имперский город с садами, дворцами, каналами, общественными зданиями и ипподромом для лошадиных бегов. Её промышленные кварталы назывались «горящей Раккой» из-за языков пламени и густого дыма от стеклянных и керамических печей. Этот город на короткое время даже стал столицей империи Аббасидов, раскинувшейся от Северной Африки до Средней Азии. К концу XIII века войны между монгольской и мамелюкской империями уничтожили Ракку и её окрестности. Каждый житель города был либо убит, либо изгнан. По словам профессора Гамбургского Университета Стефана Хайдемана, который работал на раскопках около Ракки, война была настолько испепеляюща, что в округе не осталось ни одного живого дерева.

Только в середине XX века, когда ирригационные каналы от реки Евфрат сделали сельскую местность Ракки процветающей в условиях глобального хлопкового бума, город снова возродился. В 1970-х годах население региона начало быстро расти, потому что тогдашний президент Хафез Асад (отец Башара Асада) начал строительство мощной гидроэлектростанции на Евфрате в 30 милях выше Ракки. Отец Уассима Абдо Мухаммад работал на этой ГЭС. Подобно многим работникам ГЭС и членам их семей, он и Салам жили в спальном районе Табки в 4-этажном доме, неподалёку от места работы. Несмотря на развитие сельскохозяйственного и промышленного секторов, Ракка оставался небольшим провинциальным центром. Абдулазиз Аль-Хамза из правозащитной организации «Молчаливое убийство Ракки», в которой состоят местные и эмигрантские активисты и журналисты, написал, что в местных новостях, как правило, не упоминали этот город в прогнозах погоды.

В середине 2000-х засуха привела к увяданию местного сельского хозяйства и к разорению производителей хлопка, картофеля, риса и томатов. Подобно другим регионам Сирии, фермеры мигрировали из сельской местности в города, которые стали перенаселены, и сирийские государственные службы не справлялись с наплывом людей, порождая недовольство. В 2011 году были организованы массовые беспорядки, и Уассим Абдо начал ходить по Ракке, Табке и окрестным деревням, занимаясь антиправительственной пропагандой. Беспорядки быстро переросли в теракты и правительство медленно терялоконтроль над провинцией. В марте 2013 года антиправительственные мятежники совершили вооружённое нападение на сирийских военных, и армия вышла из города. Ракка погрузилась в анархию, а в США её назвали «отелем революции».

Прошло всего несколько месяцев, и анархия закономерно завершилась оккупацией ИГИС. Боевики установили полный контроль над городом и сельской местностью. Ракка стала столицей Исламского Государства. Сначала ИГИС не пугала антиправительственных мятежников, и родители Уассима не пытались бежать из Табки, надеясь на возвращение сына Азада, которого боевики ИГИС похитили в сентябре 2013 года. Пенсионер Мухаммад Абдо открыл небольшой магазин электроники. Салам была домохозяйкой. Подобно десяткам тысяч других гражданских, которые жили в оккупированной Табке, они испугались, увидев весной 2017 года американские вертолёты и самолёты в небе над городом. По городу начали стрелять гаубицы морской пехоты. В марте американцы пригнали к подножью города курдов, вооружили их и назвали Syrian Democratic Force. Был организован речной десант на быстроходных катерах.

К началу мая район, где жили Абдо, почти ежедневно страдал от американских бомбардировок. 3 мая бомбардировщики совершили 30 авианалётов на город Табку, уничтожая дома и рынки, убив, по официальной статистике, шестерых человек. Ночью бомбардировки продолжились, и чиновники сообщили о семерых убитых, включая женщин и детей. Затем бомбардировки продолжились. 7 мая американские бомбы разрушили жилые дома, убив Мухаммада, Салам и их 12-летнего внука. Через три дня Syrian Democratic Force заявила о полном захвате Табки и дамбы. Началось наступление на Ракку.

Но для семьи Абдо трагедия продолжилась. Тела Мухаммада и Салам оказались погребёнными под обломками здания. Только через 15 дней Рашид, брат Уассима, смог достать технику для разбора завалов. «Никто не мог приблизиться к трупам из-за разрушений и запаха, возникшего после многодневного разложения в условиях сильной жары», - сказал мне Уассим. Вскоре тела убитых были найдены. 23 мая их похоронили на кладбище Табки.

«В Ракке умирает множество людей».

Через несколько дней после похорон Абдо американские самолёты сбросили на Ракку листовки, приказывающие местным жителями разбегаться из города. На фотографиях членов «Молчаливое убийство Ракки» зафиксирован текст этих листовок, включая слова: «Это ваш последний шанс… Отказ от ухода может привести к смерти». Со своей стороны, боевики ИГИС мешали гражданским лицам убегать из города и устанавливали в окрестностях Ракки противопехотные мины. Тем не менее, 5 июня десятки горожан прислушались к американским предупреждениям и пришли на берег, чтобы их переправили на лодках через Евфрат. До войны тут было место для семейных пикников.

Подростки прыгали в реку со Старого моста Ракки, который построили английские войска в 1942 году. В течение всего лета работали многочисленные прибрежные кафе.

«Река – главная достопримечательность города, и многие люди романтично относились к ней», - сказал сирийский журналист Марван Хишам, участвующий в написании книги о жизни в Ракке «Братья по оружию». Но когда пришедшие на берег семьи собрались убежать на лодках от американского штурма, бомбардировщики США сбросили на них бомбы, убив 21 человека. По статистике Пентагона с 4 по 6 июня авиация нанесла 35 воздушных ударов, уничтожив 68 лодок. Генерал-лейтенант Стивен Таунсенд похвастался такой тактикой, сказав журналисту New York Times: «Мы стреляем в каждую лодку, которую находим».

После бомбардировки беженцев США начали штурм города. За три года правления ИГИС Ракка стала одним из самых изолированных городов мира. Боевики запретили домашний интернет, спутниковое телевидение и Wi-Fi. Они арестовывали и убивали местных репортёров и запрещали въезд иностранным журналистам. Когда проамериканские войска начали осаду города, ИГИС ограничила выход любой информации наружу, закрыв все интернет-кафе.

Несмотря на эти ограничения, десятки сирийских журналистов и активистов продолжают рисковать своими жизнями, пытаясь рассказать о происходящем в осаждённой Ракке, и их сообщения – единственный источник информации, которая проникает в западные СМИ. Каждый день эти активисты отправляют собранную информацию заграничным СМИ и правозащитным НПО. Самая известная группа активистов - «Молчаливое убийство Ракки» -получила в 2015 году премию International Press Freedom Award за рассказы об оккупации ИГИС и осаде США. Все их новости собираются и перепроверяются такими международными организациями как Airwars, которые наблюдают за ходом сирийского конфликта.

Именно благодаря им, мы знаем, что наступление на Ракку официально началось 6 июня с заградительных бомбардировок и артиллерийских обстрелов школ, вокзалов, иммиграционных и паспортных учреждений, мечетей и жилых домов – число погибших, по их сообщениям – от 6 до 13 человек. Через два дня бомбы и снаряды с белым фосфором снова упали на Ракку, попав в интернет-кафе Аль-Хасон, убив журналиста и ещё десяток других человек. Этот журналист стал 26-м представителем прессы, убитым в Сирии в этом году. Другие бомбы разрушили 8 магазинов и мечеть. Фотографии показали последствия взрывов бомб с белым фосфором в жилых зданиях. Белый фосфор сжигает человеческую плоть до костей. Взаимодействуя с кислородом, этот химикат при горении увеличивает свою температуру до 1500 градусов по Фаренгейту. Он настолько огнеопасен, что может повторно воспламеняться в человеческих ранах через несколько дней.

Американские военные не отрицают использование белого фосфора. Пентагон опубликовал фотографии морских пехотинцев, которые переносят американские снаряды с белым фосфором. Пентагон заявляет, что использует эти снаряды, чтобы отметить цели для бомбардировщиков и создать дымовые завесы, в соответствии с международным правом. Но Amnesty International предупреждает: «Американская коалиция использует боеприпасы с белым фосфором в окрестностях Ар-Ракки (Сирия) незаконно и это может представлять собой военное преступление». Ранее Amnesty International уже обвинила США в военных преступлениях при захвате Мосула. После сообщений о применении белого фосфора 8 и 9 июня появилась информация о 3-дневных бомбардировках главной торговой и общественной улицы Ракки – улицы имени 23 февраля. Выросший в этом городе журналист Марван Хишам рассказал, что когда-то эта улица была заполнена кафе, развлекательными центрами и магазинами. На западе она доходит до парка Рашида – одного из крупнейших публичных мест города. На востоке она доходит до Стены Аббасидов.

С 9 по 11 июня, по мнению Airwars, было убито 10 человек во время бомбардировок улицы 23 февраля. Подобные авиаудары по гражданским объектам использовались и при захвате Мосула под предлогом ограничения передвижений бойцов ИГИС. В эти же дни, по сообщению правозащитников, американские бомбы убили 4 взрослых и 4 детей в промышленном районе Ракки, ещё 21 человек убит на западе города, и ещё 11 человек, включая детей, убиты при разрушении дома на улице Ан-Нур, рядом с пекарней Ар-Райан, которую разбомбили через две недели.

21 июня житель Ракки по имени Абу Ахмад возвращался домой, набрав воды в соседнем колодце, и в этот момент, по сообщению Reuters, он услышал человеческие крики из разрушенного дома. Он сказал, что там погибли более 30 человек из-за обрушения многоквартирного дома около пекарни. «Мы ничего не могли сделать», - сказал он. - «Летали ракеты, самолёты. Мы оставили их умирать под обломками». Через несколько дней американские самолёты разбомбили пекарню Ан-Надир на улице Аль-Мансур - старейшей улице Ракки. В июле США разбомбили древнюю Стену Аббасидов и постройки в Старом городе. Внутрь города проникли американские военные, которые наводили бомбардировщики на цели.

Местные журналисты собрали имена, фотографии и рассказы о жертвах ударов коалиции. По их сведениям, 2 июля Джамиля Али Аль-Абдула, три её ребёнка и более 10 их соседей убиты при бомбардировке жилого района. 3 июля были убиты, по крайней мере, три семьи, включая Яссера Аль-Абдулла и четырёх его детей: Ассафа, Зайна, Джуда и Римаса. 5 июля убит пожилой мужчина по имени Ясин во время бомбардировки улицы Аль-Мансур. 6 июля убиты Анвар Хассан Аль-Харири, его сын Мухаммад, его дочь Шаса и малышка Джана. Пять членов семьи Ас-Сайед убиты 7 июля. Сестры Хазар и Элхан Абдул Аадер Шашан убиты в своём доме 12 июля. Семь членов семьи Баанат убиты 13 июля. Марван Ас-Саляма и 10 его родственников убиты 17 июля.

По различным сообщениям, ранения получили сотни человек, включая Исмаила Али Ас-Сладжи, который потерял зрение и правую руку. И это, конечно, только часть имён погибших от рук американской коалиции. «В Ракке умирает множество людей», - говорят представители организации «Молчаливое убийство Ракки». - «Из-за беспорядочных авиаударов самолётов международной коалиции, ежедневных артиллерийских обстрелов Syrian Democratic Forces и мин ИГИС». Ситуация усложняется для тех, кто хочет выжить в этом городе. Бомбардировки уничтожили две главных трубы с водопроводной водой, а в июле жара поднялась до 100 градусов по Фаренгейту, вынуждая горожан выходить на берег Евфрата, где их убивает американская коалиция.

Формальная коалиция.

США ответственны за 95% всех авиаударов американской коалиции в Сирии. Это означает, что все боевые действия выполняет практически только армия США. «Сейчас французы и британцы наносят в неделю только полдюжины ударов», - сказал мне директор Airwars Крис Вудс. - «Бельгийцы – может быть один-два в неделю». Для сравнения: в прошлом месяце США провели 20 бомбардировок и ежедневные артиллерийские обстрелы. В июне американская коалиция и морские пехотинцы США выпустили или сбросили 4400 снарядов и бомб на Ракку и соседние деревни. По словам директора отдела Human Rights Watch Марка Хизная, сюда входят бомбы по 250 фунтов и бомбы MK-80 весом 500-2000 фунтов. Бомбы сбрасывают с бомбардировщиков B-52 и других самолётов, которые взлетают с авиабаз Аль-Удейд в Катаре, Инджирлик в Турции и авианосца имени Джорджа Буша, который стоит у срединоморского побережья Сирии.

Около Ракки расположены сотни морских пехотинцев, включая 24-ю морскую экспедиционную группу, которые обстреливают город из гаубиц. В конце июня они похвастались, что 24 часа в сутки обеспечивают артиллерийской поддержкой американские войска. По словам Криса Вудса, в результате этих военных действий постоянно растёт количество жертв среди гражданского населения. Он сказал, что с момента вступления в должность президента Трампа армия США убила почти столько же человек в Сирии и Ираке, сколько Обама убил за два с половиной года. Но для пытающихся выжить жителей Табки война не заканчивается, когда останавливаются бомбардировки.

По словам Уассима Абдо, к середине июля в Табке нет ни водопроводной воды, ни электричества, хотя беженцы начали возвращаться в свои дома. Хлеба не хватает, школы и больницы не работают. ГЭС, которая обеспечивала 20% потребления электричества Сирии, не работает. Ещё в феврале и марте ООН предупредила, что американские бомбардировки дамбы угрожают вызвать потоп. На захваченных территориях США запрещают выход в интернет. По окрестностям разбросаны неубранные трупы, которые заражают окружающую местность.

Тем временем, в 30 милях на восток идёт битва за Ракку, в которой живут десятки тысяч гражданских лиц. Генерал-лейтенант Стивен Таунсенд заявил, что американская коалиция может вскоре увеличить количество авиаударов. С точки зрения Уассима Абдо, военная операция американской коалиции в Сирии, убившая его родителей, разрушила весь его родной город. И всё это не похоже на войну с ИГИС. «По-моему, международная коалиция – это международное сообщество, убивающее мирных людей, разрушающее инфраструктуру и всю страну», - сказал он мне недавно. - «И это нацелено не на борьбу с ДАИШ».


Источник: Burning Raqqa: The US War Against Civilians in Syria, Laura Gottesdiener, TomDispatch, truth-out.org, July 27, 2017.