Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЕВРЕИ. Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЛЮДИ
На модерации
Отложенный
Cлучаев коллективного спасения евреев крайне мало. Немало служителей христианской церкви рисковали жизнью, чтобы спасти евреев.
История французской деревни Ле-Шамбон-сюр-Линьон на юге Франции соединяет в себе героизм пастырей и прихожан.
В июне 1940 г., когда к власти во Франции пришло профашистское правительство Виши, пастор французской протестантской церкви в деревне Ле-Шамбон-сюр-Линьон на юге Франции Андре Трокме призвал прихожан давать убежище «народу Библии» и отказался салютовать государственному флагу в местном учебном заведении, чего требовало распоряжение правительства.
В июле 1942 г., когда стало известно об облаве и депортации парижских евреев, Андре Трокме прочел проповедь, в которой были слова: «Христианская церковь на коленях должна умолять Господа о прощении за свою недееспособность и трусость».
На юг Франции хлынули тысячи еврейских беженцев, спасающихся от режима Виши; многие из них оказались в Шамбоне, Власти правительства Виши потребовали от Трокме предоставить список евреев в деревне и прекратить оказывать им помощь. Он ответил: «Эти люди пришли ко мне за помощью и убежищем. Я их пастырь. Пастырь не оставляет своего стада. Я не знаю, что такое евреи. Я знаю, что такое люди».
15 августа 1942 г., когда в деревню были посланы жандармы для поиска «нелегалов». Трокме в ожидании ареста обратился к своим прихожанам с призывом «исполнять волю Бога, а не людей». Тогда его не арестовали. Он был арестован позже, в феврале 1943 г.
Через месяц после ареста начальник лагеря вызвал их к себе и объяснил, что получил приказ освободить священников, придерживающихся принципов ненасилия, при условии, что те подпишут документ при условии «безоговорочного подчинения приказам правительственных властей для обеспечения безопасности Франции». Андре Трокме отказался подписать эту бумагу. Начальник лагеря стал угрожать ему депортацией в концлагерь в Германии. Андре Трокме в ответ заявил, что условие противоречит его совести, поскольку правительство Виши проводит по отношению к евреям политику истребления и ненависти, против которой он собирается бороться: «Мы против подобных акций.
Когда мы вернемся домой, мы продолжим им противодействовать, и, конечно же, мы по-прежнему не будем подчиняться приказам правительства. Как при каких условиях мы можем это подписать?».
Но, к счастью, его освободили.
Под руководством Андре Трокме и его жены Магды дома и фермы в деревне и окрестностях были превращены в убежища для евреев. Делать это приходилось тайно, поскольку часть населения деревни, во главе с мэром, не хотела рисковать жизнями и была настроена против предоставления укрытия беженцам. Денежную поддержку в оборудовании убежищ, закупке продуктов, организации приютов для еврейских детей, чьи родители были депортированы, переправке в нейтральную Швейцарию, оказывали американские протестантские церкви, студенческие и пацифистские организации из Франции и Швейцарии.
В июне 1943 года, вследствие трагической случайности гестапо арестовало несколько еврейских подростков из приюта, директором которого был Даниэль Трокме, племянник Андре Трокме. Даниэль Трокме отказался покинуть детей и повторил судьбу Януша Корчака. Он умер в лагере Майданек в апреле 1944 года.
Жители Ле-Шамбон-сюр-Линьон во время Второй мировой войны спасли от смерти от 800 до 1000 евреев. Некоторые историки говорят о 3,5-5 тысячах. Среди спасенных евреев – один из самых крупных математиков XX века Александр Гротендик, писатель Андре Шураки, философ Жакоб Горден, известнейшие ученые – востоковед Жорж Вайда, историки Жюль Исаак и Леон Поляков.
Андре Трокме, Магда Трокме и Даниэль Трокме были признаны праведниками народов мира. Через несколько лет праведниками народов мира были признаны 32 жителя деревни Шамбон-сюр-Линьон, а сама деревня вместе с окрестностями получила «диплом чести» от Яд-Вашем. Таких деревень в истории всего две – Ле-Шамбон-сюр-Линьон и Ньюланде в Голландии.
Одна из жительниц Шамбона, мадам Эйро, на вопрос, почему она согласилась укрывать беженцев, и тем самым, подвергать себя страшной опасности, ответила: «Кто же еще позаботился бы о них, если не мы?».
Комментарии
Светлая вечная память жителям французской деревни Ле-Шамбон-сюр-Линьон на юге Франции.Они соединили в себе героизм пастырей и прихожан или просто порядочных людей.