Человек толпы!

На модерации Отложенный

   Не понимаю и не понимал никогда таких людей.

   Был у меня в жизни период, когда часто приходилось ездить по работе в автобусах межгород. И от большинства поездок я получал истинное удовольствие - вот нравилось мне почему-то ездить в автобусах. Но однажды истинное удовольствие испортил мне один чмырь.  Я привычно сел в полупустой чистенький автобус, маршрут которого пролегал по удивительным пейзажам Уральских Гор. Был месяц июнь, природа праздновала начало лета. Время следования маршрута: 3,5 часа. Я был в предвкушении приятной романтической поездки. Но не тут-то было.

   Автобус был даже не полупустой, а на 2/3 пустой. Я выбрал себе место в середине салона у окошка, развалился на мягких креслах, и... тут ко мне рядом в кресло плюхнулось живое нечто!  Невзрачный мужичок лет 35-ти. На вид типичный работяга. Трезвый. Я поразился: больше половины мест свободных, а ему надо подсесть непременно к кому-то! Обязательно надо в толпу, пусть  из двух человек, но толпу. Главное - в толпу. В стадо. И не то чтобы он, как это иногда бывает с людьми,  хотел по душам поговорить, что-то внутреннее своё излить, нет.  Автобус тронулся, он минут 20 хранил молчание, потом исподволь начал пытаться завести разговор.

Начал бубнить  там что-то про страну, про политику, про Ельцина. (дело было в середине 90-х) Но я ему ответил ТАК, что у него желание разговаривать сразу пропало. Он  заткнулся и далее всю дорогу молчал. А я всю дорогу  матерился про себя: "Ну что за урод,  даже в комфортабельном автобусе 3 часа  посидеть не может один! Чмо совковое! Раб коммунистический, скот стадный, долбо.б! Какая у.бищная натура бывает у людей, а! Стадная! Поди, живешь ты со своей толстой, глупой женой вместе с тестем и с тещей за перегородкой. Привык жить в вонючем улье! А то, что ты подкаблучник, это стопудово! И бухаешь ты на работе и после в  спецовке  в засранной бендежке вместе с такими же  как ты, стадными животными. Недоделок! Потому сразу пусто и херово тебе, когда оказываешься один. Ни х..я человеческой самодостаточности, баран бараном! Совдеповский продукт, чмошник! Одним только напоминанием, что существуют люди толпы,  испортил мне настроение! (Сразу в памяти всплыл этот вечный бессмысленный пи..дёж  40-летних балбесов на перекурах, когда я в свои 17 работал год на стройке. Уже тогда насмотрелся я на все прелести стадной натуры людей) Бля, ну  как таким можно быть! Ведь человек же он формально"...  Уж не знаю, чувствовал ли "формально-человек"  волны гнева моего? Нет, наверное.

   Вот ещё случай. Из того как раз времени, когда я "в свои 17 работал год на стройке". Как-то в бригаду к нам на временную работу поступил студент-заочник академии художеств. (Ныне известный художник, сейчас частенько вижу в городе рекламу его персональных выставок. Сергей Шантарин). Добрый, тихий, безобидный совершенно, довольно малообщительный, лет 30-ти парень. Сергей жил в частном доме и имел в хозяйстве два транспортных средства: мопед и велосипед. И на этих двух видах транспорта он по переменке до работы добирался: когда на велике прикатит на объект, когда на мопеде. И я как-то никогда не замечал, чтобы в нашем коллективе кто-то плохо к нему относился - относились к нему все одинаково нейтрально, ну работает себе временный человек и работает.  Но оказалось...  Раз собрались мы, как обычно, после работы домой. Стоим, я и ещё человек 5 из бригады, на остановке, ждём транспорт. Долго стоим, транспорта нет и нет. Говорю в сердцах мужикам: "Всё, надоело, с завтрашнего дня на работу буду ездить на велике!"  И тут один раб, лет 27-и парниша, что-то неожиданно так оживился и с довольным ехидством, растягивая слова, говорит мне: "Ааа, ты как тот х.й, то на мопеееде, то на велосипеееде".

Остальные рабы - а это взрослые мужики годами под 40 и за 40 - вдруг оживились тоже, сразу гадко заулыбались и хоть не очень активно, но тоже начали что-то вроде "гы-гы, мопед, велосипед, гы-гы". Словом, дали понять, что они ехидство своего коллеги по рабству и собрата по разуму всецело разделяют. Я опешил! Неужели такой добродушный и приятный в общении Сергей у кого-то может вызывать столько неприязни! И главное, почему? А оказывается, ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ДО МЕСТА РАБОТЫ ОН ДОБИРАЕТСЯ НЕ ТАК, КАК ОНИ! Что это? Даже завистью такое не объяснишь: ладно бы на "Волге" (в то время самый крутой автомобиль) на работу приезжал - а то какой-то обшарпанный  велосипед и такой же мопед. Объяснить это можно исключительно одним: чувством стадности. Не на том, на чём они на работу приезжает - уже неприязнь. Механизм наипростейший. Так устроены рабы, так устроена чернь.

   Изначально данный очерк состоял из одного только рассказа - первого, из изложения истории той, что в автобусе. Я полагал, что история эта настолько убедительна, настолько наглядно показывает она, что есть человек толпы, что ни особого несогласия, ни тем более недопонимания ни у кого не вызовет.  Но не тут-то было. Нашлись  такие, кто в своих комментариях и рецензиях сразу поспешили  напялить на себя маску зрелого мудреца и гуманиста (о-ох, ка-а-ак люди это обожают, хлебом их не корми!) и так ласково, чуть свысока попенять мне: "Ой, ну что ж ты так, человек с тобой хотел просто пообщаться". Затем шел стандартный набор фраз тех, кто желает по жизни ощущать себя людьми интеллигентными и духовными: "надо быть терпимым", "надо быть лояльным"... Ну и, разумеется, не без обязательного евангельского "не судите"  - о, это так вообще... некоторые прям сверхчеловеками чувствуют себя, когда цитируют что-то из Библии.  Ну да, у нас же не привыкли вникать в суть вещей, не привыкли понимать, что за чем стоит, что за чем кроется и как что в определённых ситуациях может проявиться.  Не привыкли у нас люди понимать, что негативное есть негативное - вне зависимости от того, проявленное оно или нет, и как проявленное, по крупному или по-мелкому. У нас по-крестьянски: "он что, уби-и-и-ил кого что ли!". То есть надо обязательно, чтобы "убил" - а до этого у нас гуманисты все. Зато сильно впечатляют истории душераздирающие, где именно "убил".  Как, например, библейская история с Христом, когда перед казнью его толпа орала "распни его!". Вот к таким вещам люди, я согласен,  восприимчивы, такое их прошибает, вот об этом они еще могут позволить себе сказать: "ну и сволочи же эта толпа". Но при этом как-то упускается из виду то, что окажись тогда на площади в Иерусалиме в 33-м году "герои" моих очерков - и те коллеги мои бывшие, всей бригадой, и тот тип из автобуса - они бы что, повели  себя как-то по другому?! А?
   Потому, говорю я вам, "люди толпы" - нехорошая порода людей, очень нехорошая! Х...ёвая, поганая. Вне зависимости от масштабов реальных деяний. Даже от самых мелких из них, самых пассивных, самых "невинных" - просто в силу того факта, что у человека психология человека толпы - зла куда больше, чем многие себе это представляют.  Поэтому, говорю, не надо, никогда не надо покупаться на безобидность их действий в конкретных случаях, типа "а что он именно сейчас такого плохого сделал?", не надо таких жалеть и сочувствовать им. А в том субъекте, что подсел ко мне в автобусе, я эту гадкую породу УЗНАЛ! И выглядел он безобидным и так же безобидно (и чуть заискивающе даже) вёл себя только потому что был в единственном числе, без толпы.

2010 г. Т.Тамирхан