Шведские эксперты поднатужились и экспертнули

На модерации Отложенный

Известный военный эксперт Виктор Литовкин объясняет, почему европейские СМИ обращают столь пристальное внимание на новые и не очень виды российских вооружений.

ВС РФ

Шведская газета Svenska Dagbladet составила список 10 российских вооружений, которые, по мнению ее авторов, влияют на баланс сил в мире. В их число попали, как самые современные виды оружия, так и пока несуществующие, и те, что, как говорится, уже выводятся из боевого строя.

А чем грозить мы будем шведу?

Есть там пока создающийся и не прошедший даже первичных испытаний стратегический ракетный комплекс «Сармат» или Satan-2 по кодификации НАТО, о котором говорится в статье, ракета которого способна летать на дальность в 11 тысяч километров и полностью уничтожить район, сравнимый по площади со штатом Техас или с Францией. Упоминается и тактический ракетный комплекс «Точка-У» с дальностью действия до 120 км, разработанный еще в 1976 году и который сейчас в военных округах России заменяют на оперативно-тактический комплекс «Искандер-М», у которого дальность слегка не дотягивает до 500 км.

Есть в перечне оружия России, «влияющего на баланс мировых сил», и атомный подводный ракетный крейсер «Борей», истребитель-бомбардировщик Су-34, зенитно-ракетный комплекс С-400, новейший танк Т-14 на платформе «Армата», который тоже пока не поступил в войска, а также две дизель-электрические или, как сейчас правильно говорить, неатомные подводные лодки класса «Кило» («Варшавянка» в простонародье) и «Лада». И главное – большие десантные корабли проекта 775 под названием «Королев», «Калининград» и «Александр Шабалин», куда, как сообщает Svenska Dagbladet, можно загрузить батальон морской пехоты вместе с боевыми машинами.

Скандинавская логика

Любой, более или менее разбирающийся в военных делах читатель сразу заметит, что в подборке российских вооружений, которую сделала шведская газета, маловато логики. Если три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 класса «Борей» - «Юрий Долгорукий» (Северный флот), «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (Тихоокеанский флот) еще как-то, пусть с натяжкой, могут повлиять на баланс сил в мире, то, как, скажите мне на милость, может влиять на это равновесие несуществующая пока стратегическая ракета «Сармат» или отсутствующий в войсках танк Т-14?! А знаменитая «Точка-У», которая делалась на Воткинском заводе в Удмуртии и на заводе «Баррикады» в Волгограде?! Этот ракетный комплекс, если и остался пока на боевом посту в Вооруженных силах России, то разве что только в Калининградской области.

Точка

Понятно, почему шведские эксперты вспоминают о российских дизель-электрических подводных лодках класса «Кило» и «Лада». Хотя тут тоже есть свои изъяны логики. О них чуть позже. А пока объясним повышенный интерес Стокгольма к нашим субмаринам. В октябре 1981 года (обратите внимание на дату) советская дизельная подводная лодка с бортовым номером 137 (проект 613, по натовской классификации класс «Виски-5»), совершая учебный выход в Балтийское море, но из-за проблем с навигационным оборудованием села на мель у юго-восточной оконечности Швеции, рядом с военно-морской базой Карлскруне. Разразился неслыханный политико-дипломатический скандал, сопровождаемый категорическим отказом наших моряков допустить на лодку шведских военных. Дело чуть не дошло до стрельбы, но пронесло. С тех пор чуть ли не ежегодно скандинавы «ловят» российских подводников в своих территориальных водах.

Призрачные подлодки

Никого за последние 36 лет до сих пор не поймали. Но малейшее недоразумение в водах Ботнического залива, - шумный косяк рыб или неопознанное бревно, - превращаются в очередную многодневную сенсацию для местной прессы – «Русские подлодки опять угрожают Швеции»! Особенно хорошо продается эта «информационная похлебка» накануне обсуждения в риксдаге (парламенте) военного бюджета на очередной финансовый год. Выступления многозвездных адмиралов и генералов, как с трибуны парламента, так и в печати всегда проходят с аншлагом. Но нынешний март – это не время обсуждения нового военного бюджета. Почему же Svenska Dagbladet решила возбудить общественность и своих читателей впечатляющей подборкой о русских вооружениях, влияющих (обратите внимание на эту тонкость) не на безопасность Швеции, а (бери выше) – на мировой баланс сил? Ответ на этот вопрос неоднозначный.

Чего боятся шведы?

Конечно, шведские адмиралы и генералы, как и политики, борющиеся за влияние на риксдаг и обывателя, требуют больших расходов на оборону и безопасность. И нейтральная Швеция в этом отношении далеко не уникальное государство. Вашингтон в лице президента Дональда Трампа и министра обороны США Джеймса Мэттиса, а также Брюссель в лице генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга требуют от стран-членов альянса выделять на оборону до 2 процентов от ВВП каждого участника Североатлантического союза, богатого или не очень. Объясняется это «возросшей российской военной угрозой» и необходимостью коллективной защиты от нее. Не борьбой с международным терроризмом, а именно «потенциальной российской агрессией».

шведские ВС