Быт россии 19 века
На модерации
Отложенный
БЫТ РОССИИ XIX ВЕКА [http://pasteboard.co/gWGlvRxyp.png]
Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились "по-черному". В 1892 году в селе Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались "по-черному" и 91 "по-белому" - т.е. лишь 17% домов топились "по-белому"! По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах переполнен миазмами и чрезвычайно сильно нагрет.
http://pasteboard.co/gWGCt7isY.png
Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее дети и больные члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли. О санитарных требованиях русские крестьяне имели смутное представление.
Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк - телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи.
О чистоте постелей в сельских избах можно говорить только относительно. Часто постелью служил "соломенник", т.е. мешок набитый ржаной или яровой соломой. Солома эта не менялась иногда по целому году, в нее набиралась масса пыли и грязи, заводились клопы. Почти не было постельного белья, лишь подушки иногда одевались в наволочки, да не всегда были подушки. Простыню заменяло рядно, домотканая подстилка, а одеяло не знало никаких пододеяльников.
http://pasteboard.co/gWGVhSVpk.png
Не было в сельском быту и надлежащей гигиены питания. Пищу в крестьянских семьях, как правило, употребляли из общей посуды, столовых приборов практически не знали, пили из кружек по очереди. Посуду крестьяне после приема пищи не мыли, а только ополаскивали ее в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом посуда мылась не более одного - двух раз в год.
...А в ряде сел и уборных не было. Так в воронежских селах отхожих мест не устраивали, а "человеческие экскременты были рассеяны по полям, на дворах, задворках и пожирались свиньями, собаками, курами".
Этнографические источники конца XX века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох. Можно сделать вывод о том, что они являлись неизменными спутниками сельского быта. Головная вошь - обычный спутник всего населения; особенно их много водится на детях. Бабы в свободное время "ищут друг у друга в голове". Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов. В путевых заметках А.Н. Минха, находим следующее наблюдение автора о любимом занятии крестьянок одного из сел: "Баба деревянным гребнем, употребляемым для расчески льна, роется в голове другой, а частое щелканье доказывает изобилие насекомым в волосах наших русских женщин".
http://pasteboard.co/gWHmM3EMo.png
В летнюю пору крестьян одолевали блохи, даже Петров пост мужики называли блошиным постом. В это период в вологодских деревнях можно было наблюдать такую картину: "В избе сидели мужик и баба, совершенно голые, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, - так принято и ничего здесь нет предосудительного".
Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня.
Но бань в русском селе было катастрофически мало. По сведениям А.И. Шингарева, в начале ХХ века бань в с. Моховатке имелось всего 2 на 36 семейств, а в соседнем Ново‑Животинном - одна на 10 семейств. Большинство воронежских крестьян, по подсчетам автора, мылись раз - два в месяц в избе в лотках или просто на соломе.
http://pasteboard.co/gWHWGUGYi.png
Отсутствие личной гигиены являлось причиной распространения большинства инфекционных заболеваний в русском селе. Исследователь дореволюционной поры Н. Бржеский на основе изучения быта крестьян черноземных губерний пришел к выводу о том, что "плохое качество воды и решительное равнодушие к содержанию себя в чистоте становится причиной распространения заразных заболеваний". Да и могло ли быть иначе, когда ели из одной миски, пили из одной кружки, утирались одним полотенцем, пользовались чужим бельем. Объясняя причину широкого распространения сифилиса в деревне, врач Г. Герценштейн указывал, что "болезнь распространяется не половым путем, а передается при повседневных общежительских отношениях здоровых и больных членов семьи, соседей и захожих людей. Общая миска, ложка, невинный поцелуй ребенка распространяли заразу все дальше и дальше...". Большинство исследователей, как прошлого, так и настоящего солидарны в том, что основной формой заражения и распространения сифилиса в русском селе являлась бытовая, вследствие несоблюдения населением элементарных правил гигиены.
Пищу грудных детей составляла молоко из рожка, с надетой гуттаперчевой соской, нередкой коровьей титькой, а также жовка, все это содержалось в крайней нечистоте. В страдную пору с грязным вонючим рожком ребенка оставляли на весь день под присмотром малолетних нянек. В воззвании доктора В.П. Никитенко "О борьбе с детской смертностью в России" указывалась основная причина смерти младенцев, как в Центральной России, так и в Сибири: "Ни еврейки, ни татарки не заменяют собственного молока соской, это исключительно русский обычай и один из самых гибельных. По общему свидетельству, отказ от кормления младенца грудью - главная причина их вымирания". Отсутствие грудного молока в питании младенцев делало их уязвимыми для кишечных инфекций, особенно распространенных в летнюю пору. Большинство детей в возрасте до года умирали в русском селе по причине диареи.
http://pasteboard.co/gWInTcc5m.png
Писатель Максим Горький в своём письме "О русском крестьянстве" так описывал их мысли по отношению к городу, то есть европейской цивилизации: "И в заключение, после длительной, жестокой критики городских "забавок", бородатый мужик сказал, вздыхая: - Если бы революцию мы сами делали, - давно бы на земле тихо стало и порядок был бы... Иногда отношение к горожанам выражается в такой простой, но радикальной форме: - Срезать надо с земли всех образованных, тогда нам, дуракам, легко жить будет, а то - замаяли вы нас!" "Теперь можно с уверенностью сказать, что, ценою гибели интеллигенции и рабочего класса, русское крестьянство ожило", - заключает Горький.
А это лишний показывает несуразность русской пропаганды о хорошей жизни в России при царе и широкому наличию бань даже в XIX веке.
На удивление, эта ситуация не закончилась в XIX веке. Процитирую высказывание одного из русских, предки которого даже в конце XX века жили в землянках:
"У моего прадеда прожившего до 97 лет в избе был земляной пол (строение дореволюционной постройки), я видел это лично в конце 20 века. Бани не было, мыться прадед ходил к родственникам. Туалет на улице. До середины 20 века он жил в реальной землянке(под землей). Потом большевики сжалились (несмотря на то, что он был антикоммунистом) и выделили ему деревянное строение (которое с земляным полом).
Не кривя душой, могу сказать что баня у родственников была шикарная по тем временам (сруб, сделанный по старым правилам и традициям). Но они были из категории "зажиточных"
И эта картина не является исключением за пределами МКАД даже в XXI веке.
Комментарии
О земляных полах в России даже не подозревал, это невозможно, будет холодно.
В Таджикистане и в Грузии видел такое, там тепло, погода позволяет.
Мылись в печках, знатоки не в курсе.
Туалеты выгребные до сих пор есть, в отсутствие бегали в хлев или "до ветру".
На юге России и в Украине до сих пор делают из смеси глины с навозом - это называется саман.
Экологичный и тёплый материал, увы не влагостойкий. Жить в саманном доме куда полезнее, чем в каменном или бетонном мешке.
От времён Петра 1 ,типичная колония.Так и бывает когда управляют иноземцы и манкурты. Только при СССР немного ожили.Это было единственное восстание русского народа которое увенчалось успехом.
В Новокузнецке, ещё в начале восьмидесятых годов, двадцатого века, на Верхней колонии, были ЖИЛЫЕ ЗЕМЛЯНКИ! Правда с напряжением в 220 Вольт, но ЗЕМЛЯНКИ! Выкопанные в косогоре землянки, служили жильём строителям КМК им. сталина. Так они потом и служили жильём еще многие десятилетия многим жителям Сталинска=Новокузнецка.
Хотя! В Сибири переселенцы и беглые всякие, жили не в пример остальной России. Жили сытней и зажиточней. Обилие свободной земли, рек, озёр и леса к тому располагали.
Собаки лают , а каравае идет.