Серия гобеленов. ОХОТА НА ЕДИНОРОГА.

На модерации Отложенный

            Охота на единорога — серия из семи гобеленов, которые были созданы в период с 1495 по 1505 годы. На этих гобеленах показаны сцены мифической охоты на единорогов. Ныне гобелены находятся в Клойстерсе — филиале Метрополитен-музея на севере Манхэттена (Нью-Йорк).

      Это самые красивые и сложные произведения позднего средневековья из сохранившихся. Разработаны они были, скорее всего, в Париже, а изготовлены в Брюсселе. Шпалеры сотканы из шерсти и шелка, с добавлением серебряных и позолоченных  нитей. Химические анализы показали, что для окраски ниток использовались такие растения, как резеда (желтый), марена красильная (красный), вайда красильная (синий). 

                      Ранняя история шпалер неизвестна. Есть много теорий о заказчике этого цикла. Вполне вероятно, что они были выполнены по заказу Анны Бретонской к ее вступлению в брак с Людовиком XII, королем Франции. Буквы "AE", которые вплетены в каждой из шпалер, намекают на их первоначальных владельцев, так и оставшихся неизвестными. Некоторые исследователи сомневаются, что это вообще один набор, настолько шпалеры разнятся по размеру и составу.

                      Шпалеры были собственностью семьи Ларошфуко во Франции на протяжении нескольких веков. Джон Д. Рокфеллер-младший купил их в 1922 году за сумму около одного миллиона долларов США и передал их в музей Метрополитен в 1937 году. Теперь они висят в монастыре, в котором находится средневековая коллекция музея. Начиная с 1998 года проводится реставрация шпалер. Они были очищены и восстановлены, льняная ткань с изнанки была удалена и реставраторы увидели первоначальные, почти не пострадавшие, цвета.

           Семь шпалер изображают сцены охоты за волшебным, неуловимым единорогом.

    Рассказ начинается с того, как охотники отправляются на поиски единорога. На поводках у них собаки, почуявшие запах добычи и рвущиеся в погоню. Вся сцена расположена на фоне мильфлер (франц. mille fleure — тысяча цветов). Здесь насчитали 101 вид растений, из которых распознано 85.

 ЕДИНОРОГ НАЙДЕН.

 Охотники собираются вокруг фонтана и смотрят на единорога, опустившего свой волшебный рог в воду. По легенде,  рог единорога обладает целебными и волшебными свойствами. Если опустить его в отравленную воду, то она очистится.

                 Растения, окружающие фонтан, также предписаны средневековыми травниками в качестве противоядий. Это шалфей, ноготки и апельсин. Животные, изображенные на шпалере, отдыхают в ожидании, когда можно будет пить очищенную воду. Здесь благородный и храбрый лев, который спит с открытыми глазами, олень, по средневековым источникам, победитель ядовитых змей.

ЕДИНОРОГ АТАКОВАН.

          По преданиям, единорога нельзя беспокоить во время волшебного обряда. Значит, эта сцена следует сразу после сцены Единорог найден. Собаки спущены с поводков, копья нацелены на единорога. Кругом хаос и смятение. Раненый единорог пытается ускользнуть от погони, бросаясь в поток.

Использование собак для охоты на оленей - типичная практика для средневековой аристократии. Дворцовые здания на заднем фоне также дают намек  на то, что перед нами королевская охота.

 ЕДИНОРОГ ЗАЩИЩАЕТСЯ

        Он наносит ответный удар, раня своим страшным рогом борзую и ударяя копытами одного из охотников. В левом нижнем углу охотник дует в рог, на его ножнах надпись AVE REGINA C [OELI] (Радуйся, Царица Небес). Исследователи полагают, что это изображение Архангела Гавриила, который возвестил Деве Марии, что она должна родить ребенка Христа.

          Егеря и другие персонажи одеты по моде рубежа XVI века, прически и головные уборы тоже соответствуют моде той эпохи. Мастерство ткачей проявляется в убедительной передаче различных материалов - парчи, бархата, кожи и меха.

ЗАХВАТ ЕДИНОРОГА

 Следующая шпалера сильно пострадала, предположительно, во время французской революции. Сохранилось лишь два фрагмента. На одном из них мы видим, что единорог, кажется, приручен. Он смотрит любя на девушку, покорившую его. Основная часть фигуры девушки не сохранилась, видна лишь рука, обнимающая единорога за шею. Она сидит в огороженном саду, что может считаться метафорой чистоты.

     Видимо, здесь нашла отражение легенда о том, что единорога может приручить лишь девственница. Другая девушка (её фигура сохранилась более полно), видимо, сигнализирует охотнику, спрятавшемуся в кустах за пределами сада, и тот трубит в рог, сзывая остальных.

ЕДИНОРОГА УБИВАЮТ И ПРИНОСЯТ В ЗАМОК.

        Здесь два эпизода соединены на одном полотне. Слева двое охотников вонзают свои копья в шею и грудь единорога, а третий наносит смертельный удар со спины. Было высказано предположение, что обреченный единорог - аллегория Христа, умирающего на Кресте; большой падуб (часто это символ Страстей) как бы подтверждает эту аллегорию. 

        В эпизоде справа хозяева замка получают тело единорога. Они окружены сопровождающими, любопытные лица выглядывают из окна башни. Мертвый единорог закинут на спину лошади, его чудесный рог отпилен.

 

ЕДИНОРОГ В ПЛЕНУ

        Эта шпалера может быть отдельным произведением. а не частью серии. Тогда единорог, возможно, образ прирученного любимого. Он привязан к дереву, он за оградой, но цепь символична и ограда невысока. Единорог мог бы сбежать, если бы захотел. Ясно, что его заключение является счастливым. На это указывают и спелые плоды гранатового дерева - средневековый символ брака и плодородия. Красные пятна на теле единорога - скорее сок граната, чем кровь. Многие из растений, представленных здесь, отражают эту тему брака и деторождения - дикие орхидеи, горлец, чертополох. В средние века считалось, что они влияют на способность к деторождению.  Даже крошечная лягушка в правом нижнем углу выткана неспроста. Ведь в те времена она считалась афродизиаком.

              Итак. единорог живет ещё раз, представляя собой как воскресшего Христа, так и взятого в плен любви жениха. Шпалеры были разработаны, чтобы отпраздновать вступление в брак, и многие детали усиливают это впечатление.

 

Источники.

http://www.liveinternet.ru/users/domovena/post241263495

http://bellezza-storia.livejournal.com/55914.html