Западным демократиям надо перестраиваться, поскольку времена меняются

Западным демократиям надо перестраиваться, поскольку времена меняются

Западным демократиям надо перестраиваться, поскольку времена меняются


Для Запада 2016 год был «annus horribilis» («ужасным годом»). Некоторые отмечают, что смерть с косой унесла с собой чрезвычайно много музыкальных и художественных звезд. Люди, более интересующиеся политикой, озабочены политическими выборами, сделанными в уходящем году, которые привели к неясному будущему в связи с брекситом и с тем, что следующим президентом США стал явный нарциссист.

Сюда же стоит прибавить и все более успешного героя в виде Владимира Путина, который вместе с националистами в Европе и США делает все, что только возможно, чтобы дестабилизировать наши демократии и институты в ЕС и НАТО.

2016 год был просто сказочным для кремлевского правителя. Несомненно, это был лучший год с момента прихода Путина к власти: ЕС расколот из-за беженцев и брексита, режимы в Венгрии и Польше становятся все более авторитарными. Выборы в США закончились фарсом. Сначала ФБР было скомпрометировано делом об электронной почте, которое, возможно, стоило Хиллари Клинтон победы на выборах. А потом последовали новые скандалы, связанные с избирательной кампанией, благодарить за которые, по словам разведывательной службы ЦРУ, следует российских хакеров.

В довершение всего, будущий президент дистанцировался от ЦРУ как от органа, которому нельзя доверять. То есть везде — бинго! А 2017 год будет еще лучше! Будущий президент выбрал министра иностранных дел, который друг Путина и возможно, развяжет ему руки в отношениях с соседями.

К сожалению, террор продолжается

Мы на Западе сражаемся с таким злом, как терроризм, который настигает нас и во время летнего отпуска, и когда мы ждем наступления рождества в Берлине. Это, к сожалению, продолжается одновременно с тем, как лидеры Запада должны как-то реагировать на требования становящегося все более громогласного правого крыла о том, что границы надо закрыть, а поток беженцев остановить.



Кроме того, все еще продолжается экономический кризис, особенно в Южной Европе и во Франции, где нет никакого экономического роста, и где даже получившая хорошее образование молодежь не может найти работу.

Учитывая такие перспективы в 2017 году, пессимистам, которые проснутся в первый день нового года, явно следует оставаться в своих постелях. Будущее выглядит мрачным.

Но оптимисты тоже просыпаются! Потому что послезавтра мир станет лучше, если кто-то думает, что западные демократии в перспективе превосходят другие общественные системы. Разумеется, мы живем в беспокойные времена, и они уже не настолько безопасные, как во времена Pax Americana, когда в Белом Доме была твердая рука, ЕС бурлил, правый фланг в Европе был маргинальным, а проблему беженцев возможно было решить.

Не забывайте о том, что демократии и раньше переживали серьезные кризисы, но все оканчивалось тем, что мы, чаще всего, становились сильнее. Международное сотрудничество потерпело крах в 1930-е, но потом возродилось вновь.

Западу надо перестраиваться

Дело в том, что кризисы существуют всегда, и они редко ведут к тотальной войне. Сейчас явно настало время, чтобы мы прекратили думать, что в будущем возможны только два выхода: прогресс или катастрофа. Возможные варианты, скорее, стагнация или упадок.

Западным демократиям надо перестраиваться. Проблема в том, что мы никак не договоримся о том, какой путь следует выбрать. Чтобы разобраться, нужно время, а пока мы словно парализованы.

Запад должен найти новый консенсус в вопросе о политике, которая может обеспечить прогресс и вновь нас объединить. Политике, которая приведет к росту в Европе, защитит границы ЕС, эффективно заткнет пробкой поток беженцев, укрепит оборону ЕС, разработает эффективную защиту от исламского терроризма, создаст стратегию, которая одолеет путинские кибервойны и сможет противостоять возможным экспансионистским авантюрам.