Человек, который решил создать «российскую нацию»

На модерации Отложенный

1Предложение о создании закона о российской нации стало главным хитом последних двух дней. Пользователи соцсетей гадали: что же это происходит? Русских отменяют? Они хотят сделать как в СССР? Почему нация российская, а не русская? Оставим в стороне эти вопросы, тем более что по парламентским законам нации не создаются, это слишком сложный, долгий и многосоставный процесс, который не уместить в одну бумажку из Госдумы.

Интереснее другое. Человек, который уже долгое время педалирует тему российской нации и, судя по всему, будет одним из главных экспертов, которые будут работать над концепцией новой абстрактной нации. Именно он стал инициатором идеи об этой самой нации, понравившейся Путину.

Им оказался Вячеслав Михайлов — очень примечательный персонаж. Бывший львовский партийный активист. Учился там же. С одним из главных послевоенных идеологов украинского национализма Валентином Морозом жил в одной комнате в общежитии. Детали его биографии красноречивы: заведующий отделом пропаганды и агитации Львовского обкома Компартии Украины, секретарь Луганского обкома Компартии Украины, заведующий сектором теории наций и национальных отношений Института марксизма-ленинизма.

Одно перечисление этих должностей способно вызвать зубную боль, которую не унять анальгетиками. Советский эксперт по межнациональным отношениям — что может быть хуже в 2016 году? Может. Например, защита докторской диссертации на тему «Деятельность КПСС по формированию и углублению интернационалистского сознания трудящихся западных областей Украины». Хорошо они там интернационализм углубили, на Западной Украине-то.

Главы его докторской диссертации не менее эпичны, чем ее название: «Расширение интернациональных связей трудящихся Западной Украины», «Воспитание трудящихся в духе непримиримости к буржуазному национализму» и т. д.

На Западной Украине так хорошо пошло углубление интернационалистского сознания, что местные жители чуть ли не первыми в СССР начали устраивать факельные шествия. В награду за такую хорошую работу Михайлов получил пост заведующего отделом ЦК КПСС по межнациональным отношениям.



Догадываетесь, что было дальше? Правильно, годы работы Михайлова во главе советской межнациональной политики ознаменовались небывалым количеством межнациональных столкновений. Фактически в 1987–1991 годах (когда он заведовал отделом) произошли все самые кровавые столкновения на национальных окраинах: Карабах, Абхазия, Ош, Фергана, Приднестровье, Баку, Душанбе. Углубление интернационалистского сознания трудящихся пошло так хорошо, что беженцев не успевали принимать.

Но даже после распада СССР без столь незаменимого эксперта — никуда. Он теперь становится министром по делам национальностей и заодно заведующим кафедрой национальных и международных отношений РАГС.

И конечно столько значимый эксперт не может не заниматься написанием статей. База у него, разумеется, советская: дружба народов, не допустить буржуазного русского фашизма и т. д., но и конъюнктуру он четко понимает, что хорошо видно по его работам. Вот статьи советского времени: «Воспитание чувства интернационализма», «Формирование интернационалистского сознания». Вот статьи 90-х: «Реализация принципов федерализма».

Правда, в 90-х статей и монографий мало — министерская работа мешала. Но и современные тренды автор хорошо угадывает: «Стратегия государственной национальной политики в контексте формирования Евразийского союза»; «Этнополитический экстремизм — угроза безопасности государства и гражданина»; «Евразийство: истоки, концепция, реальность»; «Назарбаев как теоретик и практик евразийства»; «Российская нация и общественное развитие России в современных условиях» и т. д.

Очевидно, что будущая российская нация будет строиться по наработкам советской. Это когда большинство русских считают себя советскими, а большинство грузин, узбеков, чеченцев и латышей в первую очередь считают себя грузинами, узбеками, чеченцами и латышами. Именно это позволило им при распаде СССР оформить себе национальные государства и продолжить получать дань с Москвы (за исключением разве что латышей).

Они всё забыли и ничему не научились. Как говорится, до встречи в СССР 2.0.