В Токио обозначили свою позицию по вопросу южнокурильских островов

На модерации Отложенный

Токио усиленно добивается развития диалога с Россией для того, чтобы получить четыре южнокурильских острова и заключить мирный договор, заявил в парламенте японский премьер-министр Синдзо Абэ.

"Мы думаем усиленно вести переговоры с российской стороной, чтобы, развивая отношения в самых широких областях, включая экономику, решить вопрос о возвращении четырех островов и заключить мирный договор", — заявил премьер, отвечая на вопросы депутатов.

По словам Абэ, в декабре на встрече с российским президентом Владимиром Путиным в префектуре Ямагути он намерен обсудить эти вопросы "в тихой обстановке".

В начале сентября Абэ посетил Владивосток, где заявил о важности взаимного сотрудничества и необходимости "начать новую эпоху в японско-российских отношениях".

На прошлой неделе газета "Иомиури" сообщила о том, что Япония не будет требовать от России возвращения всех четырех островов южных Курил в качестве условия заключения мирного договора, как это было до сих пор.

Указывалось, что Токио готов согласиться на передачу лишь Хабомаи и Шикотана, а переговоры по поводу Итурупа и Кунашира власти страны рассчитывают продолжать после заключения соглашения.

Согласно Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет.

Идея передачи Японии сначала двух островов обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Ёсиро Мори в 2001 году. Однако с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

Япония претендует на Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.