Литературное завещание Арсения Тарковского
В 1991 году в издательстве «Художественная литература» выходит в свет посмертный трёхтомник
Арсения Тарковского, в котором во 2-м томе на странице 130 опубликовано загадочное
стихотворение:
ЭПИТАФИЯ СКОРОХОДУ
Царь Александр Македонский воздвиг усыпальницу эту –
Да упокоится в ней раб-скороход Автопед!
Триста три тысячи стадий отмерил он правой ногою,
Столько же стадий другой – левой ногою пройдя.
Если ты веришь Зенону, сложи эти числа, прохожий!
Молви: Хитрец Автопед бегал всегда босиком!
Вопрос: кто адресат эпиграммы? Для того, чтобы на него ответить, необходимо уведомить читателя, что весь сатирический раздел 2-го тома посвящён мне, Вадиму Алексееву. Я имею честь быть учеником Арсения Тарковского, хотя знаком с ним только по переписке. Я послал ему в юности письмо с просьбой прислать свои стихи, на которое он очень холодно ответил: стихи присылайте, но не обессудьте, мол, если ответа никакого не будет. Но Тарковский ответил, прислав письмо по моей просьбе не туда, где я служил в армии, а домой. Его прочёл мой отец и «потерял». Сколько я раз пытался выведать у него, что же мне ответил Тарковский, но отиец так и унёс эту тайну в могилу. Я предположил, что Арсений Александрович очень нелестно отозвался о моих стихах и папа, щадя моё юношеское самолюбие, намеренно скрыл от меня этот отзыв. Больше я Тарковскому не писал и ни разу с ним не встречался.
Каково же было моё изумление, когда я обнаружил целый раздел, посвящённый мне, в трёхтомнике Тарковского! О своих чувствах я уже рассказал в автобиографической повести «Денница» (найдите её в поисковике). В разделе содержались короткие рецензии на мои стихотворные удачи. Например, сонет Анри де Ренье
ПЛЕННИЦА
Ты бросилась бежать, проворна и легка,
Дав мне пощёчину за дерзкое вторженье,
Твой слишком гордый нрав не вынес униженья,
Когда тебе на грудь легла моя рука.
Беги же, так и быть, беда невелика.
Но знай: тебя найдёт моё воображенье,
Ибо мой быстрый взор, сковав твои движенья,
Тебя уже пленил, отныне – на века!
В том месте, где сейчас стояла ты, нагая,
Я глыбу мрамора воздвигну, дорогая,
И сняв за слоем слой отточенным резцом
Тяжёлую кору со статуи холодной,
Я обнажу твой стан, прекрасный и бесплодный,
И вновь упьюсь твоим разгневанным лицом!
…удостоился следующей эпиграммы-рецензии:
НА СТАТУЮ МЕЛИТЫ
Встала Мелита с постели и левой ступила ногою
Фидий увидел её. Дева осталась нагой!
Можно предположить, что «Эпитафия скороходу» написана как рецензия на мой же перевод сонета Ренье:
ОТПЕЧАТОК
Пускай мне не дано в сверкающем металле
Навек запечатлеть свой профиль или фас,
Ведь боги всё равно не каждому из нас
Оставить на земле свой след предначертали.
Я изваял свой лик на глиняной медали,
Где трещины легли морщинами у глаз,
Дополнив мой портрет, и странно, всякий раз
Я замечаю в нём всё новые детали.
Ах, всё пройдёт, но я, зажмурившись, в тоске
Оставить от себя желаю на песке
Под гулкий рокот волн, задумчивый и мерный,
Свой оттиск призрачный, бегущий в никуда,
И в нём – лицо моё, чей слепок эфемерный
С волной нахлынувшей растает без следа.
Раб-скороход Автопед – это… «бегущий в никуда» лирический герой сонета? Если бы не одно но: Арсений Тарковский знал моё юношеское стихотворение (оно в числе других было опубликовано в журнале «Континент» № 66):
Сяду в кресло, выпью чаю,
Прикурю от лёгкой спички…
Я нисколько не скучаю,
Я люблю свои привычки!
Посмотри как бесприютно
В новом доме новосёлам –
Лучше жить сиюминутно
В одиночестве весёлом!
Просто жить и безыскусно,
Вечно слыть за домоседа…
Лишь порой немножко грустно
Не зависеть от соседа.
И я по жизни вполне соответствую своему стихотворному автопортрету. Города, в которых я побывал за свои 55 лет, можно пересчитать по пальцам. Да и бегаю я плоховато – плоскостопие… Похоже, Тарковский адресовал это стихотворение не мне, а кому-то другому. Кому же тогда, если не мне? Для того, чтобы аргументировать свою догадку, я должен познакомить читателя с термином анаграмма. Обратимся к Википедии.
Анаграмма (от греч. ανα- — «снова» и γράμμα — «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или нескольких). В ряде случаев анаграммами принято также называть иные в функциональном отношении (то есть не являющиеся литературным приёмом) рекомбинации буквенного или звукового состава слов. В частности, анаграмма является частым способом конструирования псевдонимов: Харитон Макентин — псевдоним-анаграмма Антиоха Кантемира и т. п.Содержание
Разновидности анаграмм
В некоторых случаях ключевое слово само в тексте не присутствует и представлено только в распределённом, зашифрованном виде («Dividing my delight and my desire» — Суинберн; закодировано англ. die «умирать»), в других явно даны пары слов, представляющих собой анаграмму друг друга:
Но и в РЕАЛИЗМЕ, при желании,
обнаружат сговор с ИЗРАИЛЕМ.
Ян Сатуновский
Лун
нуль
Воз
зов
Чертог
горечь
Днесь
снедь
Константин Кедров
(Здесь анаграмма понимается как специфическая разновидность рифмы, охватывающая весь стих, поскольку звуковая близость слов и их позиционное тождество выступают знаком семантического сближения, — ср.
в статье Кедрова «Рожденье метаметафоры» в книге «Поэтический космос», 1989).
В предельном случае текст целиком является анаграмматическим:
Аз есмь строка, живу я, мерой остр.
За семь морей ростка я вижу рост.
Я в мире — сирота.
Я в Риме — Ариост.
Дмитрий Авалиани
(Характерно, что в двух последних стихах, как выше у Кедрова, анаграммой «зарифмованы» пары слов, тогда как в двух первых попарные соответствия такого принципиального значения не имеют, поскольку позиции составляющих пары слов в строке различны.)
У широко практикующего такой способ письма Дмитрия Авалиани анаграмма превращается из приёма, пусть даже и важного, в литературную форму. Такое понимание анаграммы также сближает её с палиндромом, что нашло своё отражение в сочетающих палиндром и анаграмму произведениях Елены Кацюбы начиная с поэмы «Свалка» (первая редакция в 1983). Ср. также книгу Кедрова «Астраль» (1986).
Несмотря на то, что пристальное внимание к анаграмме в поэзии приходится на сравнительно недавнее время (в русской поэзии — начиная, по-видимому, с анаграмматической поэмы Кедрова «Допотопное Ев-Ангел-ИЕ», 1978, и стихов Владимира Гершуни 1980-х гг.), этот приём относится, по-видимому, к числу древнейших: от лекций Фердинанда де Соссюра идёт представление о широком использовании анаграмм в древнейших эпосах: «Махабхарате» и «Рамаяне», «Илиаде» и «Одиссее», а также в Библии. В Средние века изобретателем анаграмм считался древнегреческий поэт Ликофрон: как сообщал византийский автор Иоанн Цец, он разложил имя царя Птолемея как «apo melitos» («от мёда»), а царицы Арсинои — как «ion Eras» (фиалка Геры).
В Средние века зачастую анаграммам приписывалось магическое действие, а потому поиск анаграмм приобретал зачастую несколько болезненный характер. Этому историческому обстоятельству анаграмма обязана резким пассажем в знаменитой книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство»:
«Гекарт, который сказал, что заниматься пустяками свойственно только помешанным, составил биографии сумасшедших, находящихся в Валансьене. Он написал курьезную книжку, озаглавленную так: «Anagrammeana, поэма в VII песнях, XCV (это было первое) просмотренное, исправленное и дополненное издание. В Анаграмматополисе, год XI анаграмматической эры» (Валансьен, 1821) и целиком состоящую из бессмысленного набора слов с перестановкой букв в некоторых из них. Здесь кстати будет упомянуто о том, что на полях экземпляра анаграммеаны, хранящегося в Парижской национальной библиотеке, рукою самого автора сделана следующая надпись: «Анаграммы есть одно из величайших заблуждений человеческого ума: надо быть дураком, чтобы ими забавляться, и хуже чем дураком, чтобы составлять их». Что может быть справедливее этой оценки?»
Анаграммы из длинных слов
вертикаль — кильватер
апельсин — спаниель
старорежимность — нерасторжимость
австралопитек — ватерполистка
покраснение — пенсионерка
равновесие — своенравие
полковник — клоповник
стационар — соратница
(Википедия)
Но игра в анаграммы не такая уж и глупая, если её расширить. Для этого к буквам основного слова (если это существительное или прилагательное) добавляются буквы падежных окончаний единственного и множественного числа… Например:
«Автопед»: АВДЕИМОПТУХЫ:
Автопед, Вадим, это петух.
Автопомпа в попе Автопеда…
Но пожар при этом не потух!
Ты не Автопед? Тогда – победа!
Мы видим, что выделенная часть четверостишия является анаграммой имени «Автопед», а невыделенная – допиской, которая, благодаря максимально точной рифме (это обязательное условие!) самовосстанавливается до четверостишия. Смыл восстановленной части столь же объективен, сколь и анаграмма. Что же такое «автопомпа»? Здесь мы снова обратимся к Википедии:
Анальная пробка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Анальная пробка, плаг (англ. butt plug) — сексуальная игрушка — фаллоимитатор специфической формы, предназначенный для введения в анальное отверстие. Отличается меньшим размером, чем обычные фаллоимитаторы и имеет расширение у основания, служащее для того, чтобы воспрепятствовать проваливанию анальной пробки вглубь кишечника.
Анальная пробка применяется как женщинами, так и мужчинами. Может служить для стимуляции ануса, расслабления перед анальным сексом или для сужения влагалища. Последнее может использоваться как для женщин с широким влагалищем (например, когда мышцы влагалища ослаблены после родов), так и просто для усиления ощущений во время секса и ускорения наступления оргазма у женщины.
Правила эксплуатации анальной пробки рекомендуют использовать её со смазками. Наиболее подходящая для этого смазка на силиконовой основе. Эти рекомендации основываются на том, что в прямой кишке отсутствует естественная смазка, как во влагалище, а силиконовые смазки имеют самое длительное скольжение, и концентрированные продукты не требуют большого количества смазки.
В настоящее время магазины, занимающиеся продажей сексуальных игрушек, предоставляют широкий ассортимент разновидностей анальных пробок. Они различаются по форме, размерам, цвету, их изготавливают из силикона, латекса, дерева, стекла, металла и прочих материалов. Существуют модели, снабжённые механизмом «эякуляции» или вибрирующим устройством. Некоторые анальные пробки дополнительно декорируются для сексуальных игр (пробка в виде лисьего хвоста[1], хвоста кролика[2], пробка для игры «в кольца»[3]), или украшаются драгоценными камнями. Кроме того, имеются варианты способные увеличиваться в объёме за счёт нагнетаемого воздуха.
См. также
Сексуальные игрушки
Tristan Taormino The Ultimate Guide to Anal Sex for Women. — Cleis Press, 1997. — ISBN ISBN 1-57344-028-0
Анальные стимуляторы
Human anatomy and DIY plugs
(конец цитаты)
Сразу оговорюсь, что мне анальную пробку предлагали в качестве подарка, новенькую, в упаковке, только что привезённую из-за границы. Я этот подарок не принял. Итак, я не Автопед. Кто же тогда адресат эпиграммы Тарковского? Для этого нам следует заглянуть в анаграммы имени «Чернобыль» БЕИЛМНОРХЧЮЯ:
Не было лучемора Чернобыля,
Но учения Минобороны.
Лауреату же премии Нобеля
Саркофаг готов вместо короны.
15 октября 1990 — советский лидер Михаил Горбачёв награждён нобелевской премией за вклад в снижение международной напряжённости и осуществление политики гласности. То, что
Нобелевская премия до неприличия политизирована, нет нужды говорить. Но на этот раз
Нобелевский комитет ударил в грязь лицом со всего размаху. Нобелевскую премию дали…
Автопеду!
Комментарии