СЕКРЕТЫ ДУХОВНОГО УСПЕХА ОТ ЭЗРЫ

На модерации Отложенный

➡ Историческая справка В начале VI в. до н.э. Вавилония поглотила Иудею. Чтобы помочь местному населению влиться в новую семью народов, была запущена государственная программа тимбилдинга. Она вошла в историю как «Вавилонское пленение». Для участия в программе были отобраны наиболее активные и обеспеченные люди, всего около 10 % от населения Иудеи. Новые владельцы страны не нуждались в услугах Йахве. Его храм был разрушен, а рейтинг упал до мусорного уровня. Иудея погрузилась в крайнюю бедность – с населения нечего было взять. Производство духовности потеряло и политический, и экономический смысл. В этот тяжёлый для Родины час менеджеры культа приняли единственно верное решение – следовать за деньгами. Они начинают выстраивать сеть в Вавилонии, где усилиями властей был собран премиум-сегмент целевой аудитории. Несмотря на мрачноватое название, «Вавилонский плен» не был экстремальным тренингом типа ГУЛАГа. По условиям проекта, его участники сохраняли имущество и самоуправление. Так на территории Вавилонии возникает диаспора во главе с бывшим владельцем Иудеи. Последний даже получал социальное пособие – спецпаёк из Вавилонского дворца. Чтобы как-то выжить на новом месте, лидерам иудеев пришлось пойти на крайние меры – заняться торговлей и ростовщичеством. Утратив политическую власть, лидеры были вынуждены развивать альтернативные методы управления диаспорой. То есть – духовность. Уловив этот тренд, представители Йахве заявили от имени своего бога, что он жив и по-прежнему легитимен. А что касается политического провала, то во всём виноваты евреи. Просто они недостаточно серьёзно воспринимали свои отношения с Йахве. Эта идея стала центральной в новом сезоне «битвы пророков» (нави). Концепция проекта изменилась, теперь к участию в нём допускались только поклонники Йахве. Одним из финалистов шоу стал выдающийся мастер стэндапа – Иехезкиэль (в русск. пер. Иезекииль). Иехезкиэль выступал с патриотическими миниатюрами о пользе духовного насилия. Его идеалом была единая и неделимая Иудея, которой управляет привилегированный класс менеджеров Йахве. Поскольку храм был утрачен, пришлось развивать производство духовности в домашних условиях. Каждому адепту настоятельно рекомендовали заниматься ежедневным аутотренингом в форме молитвы. Самовнушение стало новым, прогрессивным способом поддержания лояльности аудитории. На фоне богатого вавилонского мифопроката репертуар Йахве смотрелся несколько бедновато. Чтобы решить эту проблему, по мотивам иностранных сюжетов начали выпускать библейские ремейки. Среди них – миф о сотворении мира, миф о потопе, миф о Вавилонской башне, миф об изгнании из Эдема. В каждую из этих историй на главную роль продюсеры Йахве пристраивали своего бога. Заимствованные сюжеты имели высокий индекс цитирования. Их существенная переделка могла вызвать недоверие публики. Поэтому многие детали ремейков плохо стыкуются с основной сюжетной линией. Например, в знаменитом эпизоде «Запретный плод» бог утверждает, что люди умрут в тот же день, когда они этот плод попробуют. Но это – ложь. Змей же, напротив, говорит правду – «вы не умрёте», но «откроются ваши глаза, и вы будете, как боги». И действительно – «открылись глаза обоих…», а перепуганный бог заявил, что человек «стал как один из нас». Чтобы подопечные не взяли плод от древа жизни и не стали жить вечно, бог ставит на охрану керубов (крылатые существа с туловищем животного и головой человека, позднее в русск. транскрипции это слово прозвучит как «херувимы»). Наряду с новыми удивительными историями иудеи открыли для себя вавилонскую астрологию. Согласно её представлениям, в каждом месяце было четыре дня, неблагоприятных для активной деятельности. В эти дни астрологи рекомендовали «шабат» (в пер. «прекращение», «остановка»). Иудеи переняли этот замечательный обычай, но связали его с мифом о сотворении мира. Ещё немного и иудеи могли бы благополучно зарерайтить всю вавилонскую духовность. Но в 538 г. до н.э. происходит новое поглощение. Вавилония входит в состав Персии. Владелец Персии носил имя Куруш. Греки транскрибируют его как Кирус, в русских переводах он станет Киром. Но иудеи весьма символично озвучили это имя как Кореш. Куруш проводил политику диверсификации духовности. На территории Персии он инвестировал в зороастризм, на территории Вавилона – в культы Мардука и Шамаша. Не стал исключением и Йахве. Этим обстоятельством воспользовался Эзра (в русск. пер. Ездра). Он сделал стремительную карьеру и попал в ближайшее окружение персидского лидера. Где-то в первой половине V в. до н.э. Эзра пребывает в Йерушалаим, имея при себе ништеван – документ, дающий чрезвычайные полномочия от имени владельца империи.

➡ Основные идеи Эзра взял за основу концепцию Йошийаху (один народ – один бог – один культовый центр) и соединил её с идеальным государством Иехезкиэля (вся власть служителям Йахве). При этом Эзра не выдвигал политических требований и принимал как данность то, что Иудея входит в состав Персидской империи. Но он был намерен ввести радикально новый духовный стандарт. Эзра хотел криминализировать не только участие иудеев в других культах. Но и любые высказывания и даже мысли в пользу существования других богов, хоть как-то сопоставимых с Йахве. Так впервые в мире была сформулирована монотеистическая доктрина.

➡ Цели Лидерам иудейской диаспоры был нужен инструмент контроля и источник дохода. А владельцу Персии для управления огромной империей была нужна преданная местная элита. Особенно у границы с основным геополитическим соперником – Египтом.

➡ Реализация Куруш разрешает иудеям вернуться на историческую родину.

Вернуться пожелали не все, поскольку родина продолжала жить бедно. Но те, кто был истинным патриотом, или просто оставил в Иудее крупную недвижимость, начинают понемногу возвращаться в Йерушалаим. Отсутствие независимости Куруш возместил финансово. Он выделил деньги на строительство нового храма и сделал Йерушалаим административным центром области Эвер а-наар (Заречье). Это означает, что местная власть стала собирать налоги с Заречья на правах посредника. Естественно, не всё собранное уходило в столицу. Городскую администрацию набирают из менеджеров Йахве. Общественной жизнью города управляет совет директоров – сангедрин (досл. – «сидящие вместе», в русск. пер. «синедрион»). Во главе – генеральный директор культа (ха-коэн, в русск. пер. «первосвященник»). Эта должность пожизненна и передаётся по наследству. Основной задачей Йерушалаима стало производство духовности и поддержание порядка на вверенной территории. Над этими задачами прямо или косвенно работало всё население города. Одни производили духовность и порядок. Другие производили товары и услуги для первых, а значит – тоже зависели от доходов с духовности и порядка. Эта уникальная ситуация открывала новые возможности для смелых духовных экспериментов. Под чутким руководством Эзры ремейки месопотамских и ханаанских мифов соединили с национальным сериалом о приключениях древних скотоводов. Добавили немного древнееврейского законодательства, культовых текстов и фольклора. Получившийся продукт назвали «Сефер торат Моше» (Свиток учения Моше), или просто «Тора». Её объявили священной и не подлежащей критике. Нельзя сказать, чтобы в данном тексте больше ничего не менялось. Но это уже очень похоже на то, что сегодня христиане называют «Пятикнижием Моисея». Под видом защиты религиозных чувств Йахве, начинается жесткая зачистка конкурентов. Производство, сбыт и употребление контрафактной духовности объявили вне закона. Даже высказывание в пользу других богов расценивалось как духовный экстремизм и могло караться изгнанием из города, а иногда и смертной казнью. Чтобы защитить население от вредной информации, Эзра проводит первую в мире расовую чистку. Он опасался, что смешанные браки будут способствовать распространению чуждых религиозных идей. Поэтому Эзра запрещает совершать браки вне иерусалимской общины и добивается расторжения подобных браков, заключённых ранее. Взятые со стороны жёны и рождённые ими дети подлежали изгнанию. Вероятно, кто-то предпочёл последовать за своей семьёй. Но, учитывая особый статус Йерушалаима, они должны были ощутимо потерять в уровне жизни. Те, кто остался, вполне годились для создания новой священной расы.

➡ Результат Эзра привёл к духовному успеху своего работодателя – владельца Персии. Как главный спонсор проекта, Куруш получил титул машиаха (посланника бога) и в этом качестве попал на страницы Библии. Параллельно зороастрийские менеджеры объявили Куруша носителем аши (истины), а вавилонские – посланцем Мардука. Во всех храмах империи приносились жертвы в честь Куруша и его семьи. Среди них был и храм Йахве. Политика диверсификации духовности принесла превосходные плоды, хотя и не уберегла Куруша от смерти в очередном военном походе. Дальнейшая биография Эзры точно не известна. Зато хорошо известны долгосрочные последствия его действий. Эзре удалось запустить производство духовного продукта со встроенной защитой от конкурентов. Попытка инсталлировать в сознание пользователя приложений стороннего производителя блокировалась понятием «хета» (грех). Всему населению Иудеи этот продукт устанавливался по умолчанию. А за использование вводился десятипроцентный налог на сельскохозяйственную продукцию, плюс различные дополнительные сборы. Храм Йахве стал быстро прирастать складами и денежными хранилищами. Он начинает оказывать банковские услуги, принимая на хранение ценности от частных лиц. Но уголовное преследование конкурентов было возможно только на территории Йерушалаима. Городские жители Самарии (территория бывшего Израиля) запустили пиратскую версию Торы. В ней Йахве был связан не с Йрушалаимом, а с Сихемом. Там самаритяне создали свой собственный храм Йахве, с бюджетом и служками. В сельской местности новая духовность расходилась плохо. Сильно политизированный и утративший связь с плодородием Йахве не мог удовлетворить потребности простых крестьян. При всём желании крестьяне не могли соблюдать модные городские обычаи – такие, как шабат. Кроме того, их раздражало привилегированное положение жителей Йерушалаима. Однако, неожиданно хорошо новый духовный продукт пошел на экспорт. Постоянные войны породили поток мигрантов. И в соседних странах пустила корни иудейская диаспора. Ключевые роли в ней играли торговцы. Им по работе были необходимы связи между общинами, находящимися в разных странах. И единый культовый центр пришелся как нельзя кстати. Тем более, что храм это не только духовность, но и возможность открыть депозитный счёт. Йерушалаим предложил иудеям диаспоры абонентское обслуживание всего за 2 драхмы в год. За дополнительную плату можно было отправить богу подарок, оставить личное сообщение, а также очиститься от скверны. Кроме того, активно рекламировались туры в Йерушалаимский храм как надёжное средство для увеличения духовности. В конечном итоге запущенный Эзрой процесс привёл к формированию прочного союза между Йерушалаимской теократией и международным торговым капиталом. А сам Эзра навсегда вошел в историю духовности как эталон успешного менеджера.

➡ Уроки духовности от Эзры

✔ Принуждай тех, кто в твоей власти.

✔ Договаривайся с теми, кого не можешь заставить.

✔ Будь полезен тем, от кого зависишь.

 

#vespon_history #духовный_успех