
Ум, честь и совесть регионального ЖКХ: Михаил Дамешек, Валерия Кошечкина и Сергей Сергеев, а также борец с коррупцией городского масштаба - Сергей ЧеркашинПод нескончаемые разговоры о необходимости срочного наведения порядка в жилищно-коммунальной сфере в правительстве РФ всё время принимаются какие-то серьёзные меры. То создаются СРО, то вводится лицензирование, то контроль за деятельностью поручают общественным структурам. Казалось бы, ещё чуть-чуть — и с произволом в сфере ЖКХ покончат бесповоротно. Однако на практике все проводимые мероприятия и создаваемые организации, включаясь в процесс, достигают успеха только в одном — обеспечении максимальных прибылей естественным монополиям и УК, делающим бизнес на эксплуатации многоквартирных жилых домов и их собственников.
ДРУЖОК ИЗ СОДРУЖЕСТВА
В своё время, пытаясь хоть как-то реформировать ЖКХ, законодатель рекомендовал создавать СРО — саморегулируемые организации, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере. Истинный смысл создания СРО состоял в объединении под их крылом всех управляющих компаний с последующим контролем за их деятельностью в целях повышения качества обслуживания домов. Иными словами, по замыслу законодателя, СРО должна страховать население от деятельности недобросовестных УК.
К сожалению, созданные в Иркутске СРО — это инструмент эффективного лоббирования жилищного бизнеса в структурах исполнительной и законодательной власти. И состав руководства, к примеру, саморегулируемой организации «Содружество ЖКХ» весьма красноречиво это подтверждает.
Чужих здесь нет, все свои: учредители, бывшие руководители и высокопоставленные сотрудники ОАО «Западная УЖКС», ОАО «Южная УЖКС», ООО «Сибирская» и т. д. «Содружество ЖКХ», кстати, осуществляет свою деятельность на членские взносы. Если верить членам клуба, то для средней управляющей компании «входной билет» в это царство безнаказанности стоит от 500–600 тыс. рублей, плюс ежемесячные взносы.
Генеральный директор СРО «Содружество ЖКХ», Михаил Дамешек, хоть фигура и раскрученная в медийном пространстве, но условно самостоятельная. В экспертном сообществе Михаила Львовича чаще воспринимают как ставленника коммунального олигарха Валерия Сокольникова, фактического владельца наиболее крупных управляющих компаний, в ведении которых только в Иркутске находится более 2000 тыс. жилых домов, что составляет около 5 млн. кв. метров жилья.
Анализируя деятельность СРО «Содружество ЖКХ» под руководством Дамешека, можно с уверенностью говорить о том, что расчёт коммерсанта от жилищки оправдался. Кипучая деятельность Михаила Львовича на вверенном ему участке коммунальной сферы обеспечила лоббирование интересов бизнесмена в государственных, надзорных, судебных и прочих органах (что является темой отдельной статьи). Стоит заметить, что расторопность и деловитость руководителя СРО «Содружество ЖКХ» стоила жителям Иркутской области многих сотен миллионов рублей.
ЗУБАМИ В ГЛОТКИ СОБСТВЕННИКОВ
Выехавший на ПМЖ в северную столицу жилищно-коммунальный магнат Валерий Сокольников вместе со своей семьёй покинул малую родину несколько лет назад и теперь наслаждается жизнью в элитном посёлке по соседству с Санкт-Петербургом.
Некогда родной Иркутск, в одночасье ставший унылой провинцией, — территория, на которой делаются деньги. Несколько миллионов квадратных метров с вечными должниками в лице собственников обеспечивают олигарху безбедное существование. Когда Валерию Сергеевичу становится скучно в трёхэтажном особняке площадью 500 кв. м., он ищет развлечения.
Собственник ООО «Северное Управление ЖКС», ООО «Западное Управление ЖКС», ООО «Южное Управление ЖКС» называет себя сибирским олигархом, ведет светскую жизнь и даже стал героем одного из выпусков телешоу «Рублево-Бирюлево» (http://videomore.ru/rublevo-biryulevo/1_sezon/13_vypusk), в котором махнулся на непродолжительное время женами с обитателем питерской коммуналки. Напутствуя чужую супругу в конце увлекательного эксперимента, Валерий Сокольников приоткрыл секрет своего финансового процветания, озвучив своё жизненное кредо: «Только зубами надо выгрызать из этой жизни для себя…».
На фоне роскошных апартаментов, тщеславно демонстрируемых под прицелом камер их владельцем Валерием Сокольниковым, нелишним будет заметить, что долг «сторон света» за тепловую энергию составляет 1,7 млрд. рублей (http://www.vsp.ru/economic/2016/06/03/563316).
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ: ЭТОМУ ДАЛА, ЭТОМУ ДАЛА…
По замыслу деятелей Минстроя именно процедура лицензирования должна была помочь разделить УК на «плохие» и «хорошие». Для решения этой жизненно важной задачи в каждом регионе страны создали лицензионные комиссии. В Иркутской области членами этого без преувеличения важного органа областного значения стали деятели весьма известные, снискавшие на жилищно-коммунальной ниве своеобразный авторитет и знакомые с проблематикой.
Среди прочих, наиболее известных, две вездесущие жилищно-коммунальные затычки, раскрученные СМИ в образах главных радетелей за коммунальную справедливость и единственной защиты собственников от произвола управляющих компаний — представители СРО Михаил Дамешек и Сергей Сергеев. Менее известная, но не менее обеспокоенная плохой работой УК, Валерия Кошечкина — член ОНФ, исполнительный директор Ассоциации Товариществ собственников жилья Иркутской области.
Не будем утомлять читателя перечислением всех членов комиссии поимённо, остановимся ещё на одном из двенадцати участников лицензионного лицедейства, Сергее Черкашине. Заметим, на момент раздачи «ярлыков на княжение» (читай — раздачи лицензий на управление домами) летом 2015 года он занимал должность исполняющего обязанности заместителя начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел по Иркутской области. К эпизоду, о котором мы расскажем ниже, связанному с деятельностью лицензионной комиссии, этот факт имеет непосредственное отношение.
АЛЛЁ, ПОЛИЦИЯ…
Секрет лицензионной кухни помогла приоткрыть излишняя подозрительность главной «кухарки» комиссии, новоиспечённого на тот момент руководителя Службы жилищного надзора Иркутской области, Елены Фёдоровой (пребывавшей в должности с марта по октябрь 2015 г.).
На правах хозяйки кабинета Елена Юрьевна потребовала от редактора газеты «Народный контроль Сибири» Евгения Еремеева, прибывшего на заседание лицензионной комиссии, предъявить документ, подтверждающий статус журналиста. То, что происходило в отсутствие Евгения Викторовича, вынужденного вернуться в машину за удостоверением, так и осталось бы тайной для общественности, как, впрочем, и нравственный облик членов лицензионной комиссии, если бы не запись кулуарного обсуждения членами комиссии ситуации, попавшая в редакцию газеты почти через год после события. Казалось бы, на повестке дня, по утверждению самих заседателей, — рутинные вопросы. Казалось бы, и скрывать-то от общественности нечего. Однако как только за журналистом закрылась дверь, присутствующая братия заёрзала.
Елена Фёдорова заявила: «Мне он не нужен!». Присутствующие её дружно поддержали. Радикальное предложение вызвать полицию поддержки не нашло (в силу правовой бесперспективности). Выход из сложившейся ситуации подсказал голос, очень похожий, в силу своих особенностей, на голос члена СРО Михаила Дамешека: «Один выход — нам сейчас в данный момент нужно разойтись, а потом сообщим, где собираемся». Голос, возможно, принадлежащий ещё одному члену СРО Сергею Сергееву, озвучил и подходящий предлог: «Давайте, якобы кворума нет — расходимся, соберёмся через два часа».
Довольные собой, в присутствии борца с коррупцией Сергея Черкашина, и неподкупного члена ОНФ Валерии Кошечкиной члены лицензионной комиссии (в нашем случае заговорщики) договорились устроить в присутствии журналиста цирк с отсутствием кворума, чтобы собраться в кабинете Елены Фёдоровой уже через полчаса без нежелательных свидетелей.
Разыграть непритязательную сценку в присутствии вернувшегося к тому времени представителя СМИ выпало на долю секретаря лицензионной комиссии Семёну Скорохову: «Я так понимаю, у нас предложение начинать. Как секретарь комиссии я вижу, что не все члены комиссии явились сегодня на заседание»…
В итоге затея с недопуском представителя четвёртой власти провалилась. Уже через полчаса, ко всеобщему неудовольствию участников события, искушенный в такого рода интрижках Евгений Еремеев снимал работу комиссии видеокамерой. Больше всех возвращение журналиста почему-то возмутило члена ОНФ Кошечкину. Крайне раздражённым казался и Михаил Дамешек.


Не выдержав, Елена Фёдорова продемонстрировала многогранность своего интеллектуального и духовного развития, а также преимущества тыльной стороны своего фасада
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ БЕЗ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В 2014 году государство, озабоченное захлестывающей все сферы сегодняшней российской действительности коррупцией, инициировало принятие Федерального закона № 212 «Об основах общественного контроля», который устанавливает порядок и условия формирования общественных советов, в том числе — и в жилищно-коммунальной сфере. По вполне здравой мысли законодателей подобные общественные советы, сформированные из числа социальноактивных граждан, представителей правозащитных организаций, общественных юристов, смогут если не искоренить, то существенно ограничить коррупционные аппетиты коммерсантов-жилкоммунальщиков, которых явно интересует не столько обслуживание жилых многоэтажек, сколько выбивание максимальной прибыли из тех, кто в них выживает.
Увы, и эти благие намерения законодателя закончились по известному черномырдинскому афоризму — хотели как лучше, а получилось как всегда. Общественный Совет при службе государственного жилищного надзора Иркутской области, надо полагать, не без активного участия руководителей этого самого жилищного надзора, в значительной части был сформирован из представителей именно тех коммерческих структур, для контроля за которыми Общественный совет и создавался. Проще говоря, подселили лис в курятник. Не хочешь, чтобы сожрали — молчи и не кукарекай.
По этому поводу на имя Генерального прокурора России Ю. Я. Чайки, губернатора Иркутской области С. Г. Левченко, прокурора Иркутской области И. А. Мельникова обратилась член общественного совета при службе государственного жилищного надзора Иркутской области, юрист Ольга Беляева:
«Анализ имеющихся в общественном совете документов по исполнению со стороны руководства службы государственного жилищного надзора Иркутской области Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в части формирования и утверждения состава общественного совета при службе государственного жилищного надзора Иркутской области показал, что прежним руководством Службы (временно исполняющей обязанности руководителя Службы И. В. Савинцевой) были грубо нарушены требования вышеуказанного Федерального закона (и иных ФЗ, регулирующих правоотношения в сфере общественного контроля), которые не допускают возможности выдвижения кандидатур в члены общественного совета представителей коммерческих организаций (тем более, профильного надзорному органу направления коммерческой деятельности)».
О каких конкретно «представителях коммерческих организаций» упоминает в своем заявлении член общественного совета Ольга Беляева?
НУ-КА, ЧАЙКА, ОТВЕЧАЙ-КА
Определенно, не имеет права занимать должность заместителя председателя общественного совета (сам предложивший себя на эту должность) зам. генерального директора по сбыту коммерческой организации ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов.
В этом же ряду еще один представитель коммерсантов-энергосбытчиков — главный инженер этой коммерческой структуры Олег Герасименко. На этом «общественнике» есть смысл остановиться поподробнее. Главный инженер «Иркутскэнергосбыта» курирует одно из важнейших для бизнеса компании направление — программное обеспечение по формированию полезного отпуска энергоресурсов. Полезного, надо полагать, для бизнеса «Иркутскэнергосбыта».
Согласитесь, уважаемые читатели, «самое место» в общественном совете при жилнадзоре человеку, чья прямая обязанность по месту службы — превращать в деньги отпуск энергоресурсов населению.
А вот и еще один «ревностный общественник» — генеральный директор управляющей организации ООО «Квартал» Елена Гавкина. Вопрос на засыпку: каков основной вид деятельности «Квартала»? Ну, конечно же, управление эксплуатацией жилого фонда города Иркутска.
Так что нет никаких сомнений, что живейшее участие вышеназванных господ бизнесменов в общественном совете при иркутском жилнадзоре продиктовано желанием коммерческих организаций, которые они представляют, контролировать процесс осуществления за этими самыми частными структурами общественного контроля. И с этим нельзя не согласиться, учитывая неоднократные попытки со стороны господ Харитонова и Герасименко в ходе заседаний общественного совета неоднократно и откровенно лоббировать бизнес-интересы ООО «Иркутскэнергосбыт», что может подтвердить любой не ангажированный ресурсоснабжающим бизнесом представитель совета при жилнадзоре. Впрочем, их намерения понятны и объяснимы — что это за коммерсант, если он не стремится обезопасить свой бизнес от вездесущих общественников? Проблема в другом. Каким образом и при чьем содействии сквозь фильтры федерального закона № 212 «Об основах общественного контроля» в общественные советы по контролю за ЖКХ просочились эти персонажи?
Вопрос, как говорится, не на пять копеек. И совершенно права Ольга Беляева, задавая его в том числе и Генпрокурору России Чайке, а также его аватару в иркутском исполнении прокурору области Игорю Мельникову. Тем более, что таких «общественных» структур коммунальщики насоздавали при государственных органах уже десятки, и явно себе не в убыток. Безнаказанность — единственная причина, по которой Управляющие компании давно уже ведут себя не как наемные управленцы, действующие в интересах собственников жилья, а как домовладельцы, распоряжающиеся жилым фондом по своему усмотрению.
ДЛЯ ОДНИХ — ТРЯСИНА, ДЛЯ ДРУГИХ — ДОМ РОДНОЙ
С каждым годом мы наблюдаем одну и ту же безысходную картину: тщетные попытки со стороны государства хоть как -то обуздать бизнес от коммуналки заканчивается очередным провалом. При триллионных оборотах в сфере ЖКХ рассчитывать на то, что коммерсанты будут учитывать интересы собственников, просто смешно, и повсеместная практика доказывает именно это.
А пока государство имитирует наведение порядка в отрасли, мы являемся живыми свидетелями парадокса: чем больше движений совершают чиновники в попытках выбраться из сложившейся ситуации, тем страна глубже погружается в жилищно-коммунальную трясину, на радость предпринимателям жилищно-коммунальной сферы, разным сокольниковым и Дамешекам. Пока очевидно лишь одно: совсем не мифические традиционные обитатели коммунальной топи, шуты болотные и кикиморы продолжают сказочно богатеть на жилищно-коммунальных поборах. Впрочем, пока ничем не рискуя.
Матвей Теплов
Комментарии
- Служба обеспечила возможность злостным правонарушителям ( Западному, Южному, Северному управлениям ЖКС, рейдерски захватившим в так называемое управление многоквартирные дома, беспрепятственно в обход закона «успешно» лицензироваться, даже без предоставления в лицензионную комиссию документов, подтверждающих законность управления указанными домами, что является нонсенсом в жилищной сфере;
- по многочисленным обоснованным обращениям граждан в лучшем случае люди получают нелепые отписки, а то и вообще не получают ни отписок, ни госуслуг по защите их прав и законных интересов, что свидетельствует о ненадлежащей деятельности этого госоргана по работе с обращениями граждан;
На любой закон ,у них появляется свой закон.
4 года борьбы с ними (УК) ни к чему не привели.
1.Через суд заставили заключить договор с РСО ,они тут же объявили себя банкротами, и поменяли название УК даже директора сменили ,а старый директор остался и так же "правит".Работы ни какой они не ведут ,только получают деньги за "содержание и ремонт" дома.Куда только не обращались -безрезультатно. Надо менять строй .Нужен только социализм