Долгожитель: профессор-хирург Федор Григорьевич Углов

На модерации Отложенный

Долгожитель:   профессор – хирург   Федор Григорьевич  Углов

       Примером активного долголетия в наше время безусловно может быть  Ф.Г. Углов, выдающийся  хирург ( Ленинград-С. Петербург), который  и в 100 лет сохранил профессиональные навыки. (В этом возрасте он  провел сложную операцию  -достижение достойное  Книги рекордов Гиннеса).

Он родился в  5 октября 1904 года, а умер  22 июня 2008 года  на 104 году жизни.  В интервью  журналистам он сообщал, сто способность к  интимным отношениям сохранял  и в 99 лет, а последний ребенок  у него родился,  когда ему было 66 лет. Его супруге в это время было 34 года.  Родители его умерли в обычные для того времени сроки – отец в 57 лет, а мать - 75 лет. Что не говорит о наследственной предрасположенности хирурга к долголетию.

 Федор Григорьевич был непримиримым борцом с употреблением алкоголя и  куренья табака. Выступал даже за запрещение кефира и пропагандировал такие  кисломолочные продукты  как  ряженку, простоквашу, болгарскую простоквашу. Отрицательно относился к рок-музыке, вызывающей, по его мнению,  подобно наркотикам перевозбуждение  нервной системы.  Ф.Г. Углов написал ряд книг в защиту здорового образа жизни.

В 1986 нам удалось встретиться с ним в Архангельске в гостинице Пур-Наволок и взять интервью:

В нашей области, городах Архангельске и Северодвинске с 20 по 25 января находился извест­ный ученый, лауреат Ленинской премии,   заведующий кафедрой госпитальной хирургии 1-го Ле­нинградского медицинского ин­ститута, академик АМН СССР, профессор Федор   Григорьевич УГЛОВ. Его имя хорошо известно как в нашей стране, так и за ру­бежом. Он основоположник оте­чественной  грудной   хирургии, первых операций на сердце, ак­тивный популяризатор науки, про­пагандист здорового, трезвого об­раза жизни. Многим читателям знакомы его книги: «Сердце хи­рурга», «Живем ли мы свой век», «Человек  среди людей»,  «Под белой мантией», «В плену иллю­зий».

Федор   Григорьевич,   Вы впервые в Архангельске, каковы Ваши впечатления!

Да, впервые, но связи мои с учеными Архангельска давние. Например, я хорошо знаю про­фессора Г. А. Орлова, который был у нас в Ленинграде. Сейчас мы посетили кафедры Архангель­ского медицинского  института. Узнали, что у вас успешно раз­вивается и трудная хирургия, вы­полняются сложные операции на легких, других внутренних орга­нах. Нам очень понравился и Северодвинск, и Архангельск.

Мы очень хотели посмотреть настоящую русскую зиму, до­бавляет супруга ученого,  Эмилия Викторовна, вот нам и удалось, мороз за тридцать, сугробы, де­ревья одеты белым инеем. Пре­красно! У нас в Ленинграде тако­го не бывает.

Федор Григорьевич, мыархангелогородцы живем в су­ровом краю: низкие температу­ры, ветры, полярная ночь, здесь необходимо крепкое здоровье.

Главное, разумное отноше­ние к себе и окружающим, ну­жен правильный образ жизни. Труд умственный и физический для здоровья необходимы, но требуется и здоровая обстановка на работе. Мы должны быть вни­мательны друг к другу. Я против авралов на работе. Если Вам да­но задание выполнить план за оп­ределенное время, то для этого должны быть и условия.

Федор Григорьевич, попу­ляризируя рациональный образ жизни. Вы, несомненно, и сами следуете определенным прави­лам. Каковы Ваши личные прин­ципы в этом!

Прежде всего, режимчеткий и постоянный. Я специаль­но бегом не занимаюсь, но на работу всегда хожу пешком, при­чем иногда стараюсь идти в быстром темпе, почти трусцой. В Ле­нинграде сейчас многие переня­ли эту моду. Затем, живу я на 4-м этаже, но никогда не поль­зуюсь лифтом. Утром умываюсь и обтираюсь холодной водой. Этому следуют и все мои род­ные. Наконец, я обязательно раз в неделю парюсь в русской ба­не, хожу в плавательный бассейн. Никогда не курил и не употреб­лял вина.

Важным элементом моего  об­раза жизни является музыка. Я люблю музыку и посещаю кон­церты. У нас в доме тоже часто устраиваем музыкальные вечера, музыкой увлекается и мой сын. Еще я люблю стихи, особенно А. С. Пушкина. Музыка и стихи помогают мне сохранить душев­ное равновесие, помогают бо­роться с отрицательными эмо­циями. Мне 81 год, но чувствую я себя хорошо.

Теперь о питании, стараюсь не переедать. Ежедневно употребляю овощи, фрукты. Но здесь больше может рассказать моя супруга.

Да, мы постоянно использу­ем овощные и фруктовые соки. До одного литра в день. Берем морковь, яблоки, апельсины, свек­лу и делаем сок. Например, не­давно мы приготовили великолеп­ный сок из хвои. Рецепт его я нашла в журнале «Работница» (2-й номер за прошлый год). Это же прекрасный витаминный напиток».

Надо сказать, что супруга уче­ного, Эмилия Викторовна тоже врач и активный сторонник ра­ционального образа жизни.

В прошлом она работала врачом на шахте, потом закончила аспиран­туру, защитила диссертацию по кардиологии. Кардиология од­но из научных направлений, кото­рым занимается и сам Ф. Г. Углов.

Федор Григорьевич, скажи­те, а как Вы относитесь к опера­циям по пересадке сердца!

-   Это особый вопрос. Отноше­ние мое сдержанное. По все­му миру прокатилась волна ув­лечения этими операциями, но сейчас она стала стихать. Первая пересадка сердца Блайбергу по­казала, что здесь еще много не­решенных вопросов. За полтора года его новое сердце так износи­лось, что стало хуже прежнего. Он вынужден был постоянно прини­мать много токсических лекарств. Я полагаю, что замена серд­ца допустима лишь при очень ог­раниченных показаниях. Нам труд­но пока преодолеть барьер не­совместимости тканей. В общем, пока не нужно надеяться на пе­ресадку сердца, нужно беречь свое. В этом нам помощники оз­доровительная физкультура и ра­циональный образ жизни.

Эмилия Викторовна, Вы лю­бите путешествовать!

С Федором Григорьевичем мы побывали во многих странах, а Советский  Союз изъездили вдоль и поперек. В прошлом го­ду были в Вологде, были в Ново­сибирске. Отпуск обычно прово­дим на юге. У нас в Ленинграде мало солнца, а человеку оно не­обходимо.

Но северяне по-разному пе­реносят поездки на юг!

Здесь, конечно, нужна осто­рожность, но мы переносим юг хорошо, часто бываем в Ессенту­ках.

Федор Григорьевич, в Вашей книге «Живем ли мы свой  век» Вы пишите, что человек должен жить до 150—200 лет. Что же нам мешает жить так долго!

Нам мешают болезни. Чело­век пока умирает не от старости, а от болезней. Специально прово­дилось изучение людей умерших в 100—120 лет, и оказалось, что они погибали тоже от болезней.

Если бы нам удалось победить раковые заболевания, то продол­жительность жизни возросла бы на 1 год, победа над сосудистыми заболеваниями позволила увели­чить продолжительность жизни на 8 лет. Если бы мы правильно питались, то жизнь удлинилась еще на 4 года. Но сейчас не опухолевые и сосудистые забо­левания представляют для нас угрозу. На первое место вышли заболевания, которые обусловле­ны вредными привычками: зло­употреблением курения и алко­голя. Курильщики живут в сред­нем на 8 лет меньше, чем неку­рящие. Рак легких у курильщи­ков встречается в 30 раз чаще. Кроме того, курение способству­ет раку желудка, печени, почек и других органов. Курильщик пред­ставляет большую опасность и для окружающих. Многие просто не знают, сколько леса, сколько продуктов питания расходуется ради производства табака. Это заблуждение нам обходится очень дорого.

Еще большую опасность для человека представляет употребле­ние алкоголя. Вред, который он наносит   здоровью   населения, можно сравнить только со взры­вом десятка атомных бомб. Люди опять же не знают всей правды об алкоголе. Смертность за счет алкоголизма у нас сейчас вырос­ла,   продолжительность жизни людей, злоупотребляющих алкоголем, не 70 лет, а всего 54 года. Нужно твердо уяснить, что водка и виноградные вина это не пищевые продукты, и их нель­зя продавать в продовольствен­ных магазинах. Алкоголь это настоящий  протоплазматический яд, приводящий к гибели клеток  мозга и всего организма. Какой же это продукт питания? После одной рюмки водки в мозгу по­является целое кладбище погиб­ших клеток, мозг атрофируется, уменьшается в объеме. Почему-то принято думать, что русские не могут без водки. Это тоже ложь. Мы достигли среднего ми­рового потребления алкоголя на душу населения только в 1963 го­ду.  В 1914 году в России был введен сухой закон, царь был против, но закон был введен по настоянию фракции больше­виков в Государственной думе. Народ поддержал это предложе­ние. Рост потребления алкоголя у нас начался тогда, когда в прес­се появились статьи, что якобы существуют разумные нормы по­требления алкоголя, и что вино полезно больным и даже чуть ли не детям. Все это тоже не прав­да. В результате злоупотребления алкоголем рождается 16,8% де­фектных детей. Каждый третий ребенок имеет определенные на­рушения по причине употребле­ния алкоголя родителями.

Многие думают, что алкоголь нужен для веселья в компании. Это тоже не правда. Алкоголь вызывает наркологическое воз­буждение и приводит к деграда­ции и уничтожению личности: во­ли, человеколюбия, способности понимать прекрасное, благород­ства, чести.

В лекциях и в жизни я реши­тельно выступаю за сухой закон, за полную трезвость. Каждый должен установить для себя су­хой закон.

Решения нашей партии и пра­вительства по борьбе с потребле­нием алкоголя и пьянством очень своевременны. Они поддержаны всем народом. Борьба с потреб­лением алкоголя должна быть решительной. Я хочу, чтобы все любили жизнь и смотрели на мир трезвыми глазами. Я люблю жизнь!»

 Подготовил : В.П. Пащенко