Лагерная молодость
На модерации
Отложенный
В середине 70х, робко вступая в грядущую юность, я и не предполагал, что менее чем через десять лет снова окажусь в пионерлагере. Приехав в Подмосковье по распределению работать в ОКБ Гидропроекта, я занимался проектированием АБК на 3-м корпусе ЧАЭС, всецело поглощенный нетривиальной задачей по внесению своего художественного видения в привязываемые типовые коробки. Столь увлекательное занятие заметно диссонировало с моими институтскими представлениями об архитектурном творчестве и за полгода изрядно приелось. А потому, когда по весне ко мне, как к комсомольскому активисту, подрулил предпрофкома и предложил съездить вожатым в замечательное место, я не стал долго раздумывать и отказывать. Однако в мае на меня пришла разнарядка сверху, вызвав горячие возражения от моего руководителя группы, вредного колченогого старикашки.
Его жалобные рапорты не имели особого значения для высокого начальства, и в конце мая я уехал на подготовительную неделю по уборке корпусов и территории. Мне всегда интересны новые места, но о нем я успел наслушаться немало хорошего и разного. Заведение детского отдыха находилось на красивейшем берегу Оки в Тульской области рядом с имением-музеем известного русского художника и носило, соответственно, имя «Поленово». Днем весь воспитательский и обслуживающий состав мыл палаты и выметал закоулки от накопившегося за зиму мусора, сучьев, листьев и прочей грязи. Зато предоставленный вечером сам себе, чем с большим удовольствием и пользовался, шатаясь по окрестностям, купаясь в речке, знакомясь плотнее друг с другом и сбиваясь в парочки, которые зачастую проведя лето вместе, по осени играли свадьбы, а через месяцев семь ждали прибавления в семье.
Вот и я, не успев присесть за стол, за которым собралась дружная компания собутыльников, с порога очаровался прелестницей с глубокими карими очами. И так же быстро ощутил взаимное расположение, чем сразу же воспользовался, поспешив развить успех вплоть до закономерного финала. А зря. С тех пор я зарекся по некоторым причинам знакомиться подшофе с девушками, сидящими за столом. Однако более запомнился случай, как та же компания вечерком с еще более теплым шофером решила съездить на станцию пополнить выпитые запасы. На свою беду с ними увязался и я, надеясь разнообразить небогатый рацион. Пока ехали, начался ливень, дорога петляла между оврагов, а лихой водила гнал «Пазик» километров под 100. Благополучно добравшись до станции, я почти решил прогуляться обратно три-четыре часа пешком, но меня дружно отговорили. Но и я больше с ними не ездил.
Вольница скоро закончилась, и в начале июня я не без внутреннего волнения знакомился со своим отрядом. Сам я никакого педобразования и опыта не имел, да и педолюбием не страдал, а вытирать носы и попы младшим или ругаться со старшими, гоняя их за курение и самоволки, меня не привлекало абсолютно. Достались мне детишки 10-11 лет, самые благодарные и отзывчивые объекты воспитания, чему я только радовался. Они достаточно самостоятельны и не плачут ночами по маме, но не слишком зрелы и не страдают издержками пубертатного периода. На все и всегда готовые юные ленинцы, с готовностью и без пререканий занимались отрядными заданиями, включая и дежурство по столовой, азартно выбирали название и девиз, с интересом рисовали стенгазету, украшали корпус своим художественным творчеством. Разумеется, под моим чутким руководством.
Напарница же в подготовительный период увлеклась вожатым из соседнего корпуса и предпочитала свободное время проводить у своего приятеля, сбросив на меня всю текучку. Она случилась не в моем вкусе, и я ей был даже признателен. Не люблю делить власть и почитание. Дети в основном общались со мной, успев вполне искренне привязаться, и искренне огорчились, услышав спустя неделю на утренней линейке от начальника лагеря о моем срочном возвращении по острой необходимости на работу. Мне немного польстила такая незаменимость, но не порадовала перспектива возвращения в душный и скучный офис. Однако возражать не имело смысла и я, наскоро попрощавшись с облепившими меня ребятами, быстро собрал вещички и уехал обратно в Москву. Пришлось снова заняться надоевшей Чернобыльской АЭС. Что там в итоге получилось - вы, наверное, слышали.
Менее чем за год я уловил отсутствие карьерных перспектив и следующей весной с большой радостью откликнулся на предложение снова поехать в «Поленово». В этот раз мне не препятствовали, а предложили ехать вторым художником. Весь подготовительный период мы с партнером обновляли наглядную агитацию, плакаты и лозунги, а вечерами развлекались в меру способностей. Мужик оказался в летах, ушлый и опытный ходок, по слухам имевший отношение к временной нетрудоспособности моей предшественницы на посту единственного архитектора, что объясняло скепсис моего начальства к лагерям, но ведь декрет мне точно не грозил! Наличие собственного домика с мастерской и спальней, которые мы использовали максимально интенсивно, способствовали приему больших и не очень, но вполне теплых компаний. Оргий мы не практиковали, но одного из вожатых позже выгнали за изнасилование.
А буквально за пару дней до начала смены вдруг выяснилась потребность в замене фотографа. У него тоже имелся отдельный домик с лабораторией, и я моментально согласился. Тогда я одинаково любил снимать и рисовать, имея в том приблизительно одинаковый опыт, а «Зенит» с телевиком приобрел еще с халтур в студенческие годы. В наследство мне достался приличный арсенал техники и богатые запасы реактивов и бумаги, что позволило мне ни в чем себе не отказывать как летом, так и пару лет после. В мои функции входило ведение фотохроники лагеря с регулярным отображением ее на стендах, которые сначала вывешивались на центральной аллее, а позже везлись в головной институт, в качестве свидетельства веселой, сытной и интересной жизни оторванных от материнской груди отпрысков. Хотя за сорванные на память снимки строго наказывали, но периодически приходилось и реставрировать стенды.
Теперь мой день начинался с вальяжного пробуждения, присутствия на линейке ради запечатления исторических моментов, типа поздравления юбиляров, самоуглубленного приема пищи телесной. Позже я неспешно прогуливался по территории, фиксируя обязательные мероприятия, разнообразные игрища и зазевавшихся девушек-вожатых. В тихий час появлялась возможность спуститься вниз по склону и искупаться в Оке, хотя, если лень или прохладно, к моим услугам наличествовал почти персональный бассейн. Вечером я раскрашивал у приятеля-художника огромные двухметровые планшеты под снимки, а у себя печатал фотографии. Это обычно не затягивалось допоздна и у меня оставались достаточно времени для личной жизни и прочих развлечений, включая и участие в ночных вожатских посиделках, хотя я и ощущал себя там иногда чужаком.
В привате же особых проблем не случалось, и кое-кто мог ради удачного кадра приодеться соответствующе, принять нужную позу или даже станцевать рок-н-ролл. Девушки часто неравнодушны к тому, как они выглядят в глазах мужчин. Однако интереснее всего стало посещение дома-музея Поленова. Если картины представлялись знакомыми по учебникам, да и небогатый дворянский интерьер не произвел впечатления, то усадьба понравилась гораздо больше, позволив понять источник вдохновения художника. Замечательные виды на реку и заокские дали прекрасны, наверное, в любое время дня и года. Автобусная экскурсия в Тулу отложилась в памяти меньше, ведь нас возили в основном не по историческим, а военно-патриотическим достопримечательностям. Не могу даже припомнить Кремля, хотя местные пряники мне там весьма глянулись.
Среди пионеров каждую смену обнаруживались старожилы, помнящие меня с прошлого года, и я обрастал штатом добровольных помощников-любителей фотографии, которые с удовольствием сушили и глянцевали готовые карточки, а взамен пользовались оборудованием и растворами в своих целях. Они вместе со мной клеили снимки и тащили готовые стенды на выставку у столовой. Иногда их активность становилась даже чрезмерной и надоедающей, но только им я обязан кадрами, на которых осталось и мое присутствие. Иногда я и сам участвовал в массовых мероприятиях, вроде капустников и спортивных соревнованиях, хоть и не всегда те меня радовали. Так на концерте открытия взрослые рядились детьми, плясали и озвучивали дебиловатый текст слов, написанный, разумеется, начальником лагеря, но там уже выбирать режиссера не приходилось.
Более странным, но традиционным, являлся так называемый комический футбол, где участвовавшие парни переодевались женщинами и наоборот. Дешевое дураковаляние веселило детей и нравилось руководству, под чьим началом и выступала мужская команда. Я же относился к нему весьма скептически и предпочитал снимать со стороны, а позже на планшете сделал в названии действа первую букву более похожей на «Г». Не хочу ничего плохого сказать о персонале заведения, но в таких местах его надо бы менять регулярно, тем более что там бродили такие нимфетки-лолиты в настолько коротких юбочках, что меня спасало только знакомство с Уголовным Кодексом. Перебирая сейчас те старые снимки, я с трудом могу представить, в какие «ягодки-опять» они могли превратиться за прошедшие годы.
Увы, никого из них после возвращения в Москву я ни разу не встречал или не узнавал. Это не слишком удивительно, но малость печально. Минувшее лето стало самым легким и беззаботным, как сейчас кажется, за время после института, но все хорошее обязательно заканчивается. Тот год стал для меня последним в ОКБ и архитектуре. Позже я ездил в лагеря только к своим дочкам в десятые годы, но многое выглядело совершенно иначе. Никто не носил галстуков, не висела навязчивая наглядная агитация, дети имели мобилы, но по-прежнему гремел по утрам Высоцкий, собирая на утреннюю гимнастику, под барабаны шли на линейку и поднимали флаг, пусть и совсем иной страны. А на закрытие устраивали костер, и его искры так же летели к звездам, порождая романтические и редко сбывающие мечты о светлом и счастливом будущем у новых поколений наивных детей, идущих вслед за нами.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед...(с)
Той же славною кончиной, что товарищ Коган!
(автор тот же)
Комментарий удален модератором
Тебе понравился заголовок?))
Я в начале 80-х ездил пионервожатым, всё было именно так, правда у меня были 12-13 подростки - маята, но ничего, справился :-)
Даже ночную рыбалку лучшему звену устроил. Хорошо что ничего не случилось, а то... подсудное дело.
Но - молодость и бесшабашность.
Может сделаете "зеркало"?
А почитать у Вас в блоге - дело хорошее :-)
:-)
риличности и их же - нежности и неприличности - совершают. Разб-
редаются по парам по шалашам, где влюбленным рай, хотя они и не
влюбленные вовсе, а так - от того, что кровь играет, да ночь теп-
лая и звездная. Шалаши эти днем дети строили. Спасибо им, пионе-
рам, хоть здесь от них прок. Особых, конечно, вольностей, не бы-
ло, потому, что стеснялись девичества девушки и юноши боялись
ударить в грязь лицом и опозориться, да некоторые и не знали, что
делать дальше, после объятий. На практике не знали, хотя теорети-
чески давно изучили все до тонкостей из ботаники, зоологии и ана-
томии, которая в 9 классе преподается под хихиканье и сальные шу-
точки. Знали они про первородный грех Адама и Евы и последующие
до наших времен ибо жили они по большей части в одной комнате с
родителями, и родители думали, что они спят, конечно же... Но они
не спали и все слышали. Справедливо, все-таки, замечено древними:
во всем виноват квартирный вопрос
https://www.youtube.com/watch?v=JUduyaprmbE
Синие ночи ну и т.д.
А еще у меня былДеньрождения и меня так нещадно надрали за уши, что были коросты. , Нет мне лагерь сильно не нравился. Ездила два раза. Второй раз со слезами умолила родителей забрать меня домой. С лагерных времен ненавижу гороховый суп и горошницу.
Комментарий удален модератором
Понравился Ваш рассказ. Воспоминания поднимают настроение и тонус.
У нас- для работы и отдыха в пищеблок прибыли учащиеся (15-16 лет) кулинарного техникума во главе с преподавателем. Это был тихий ужас, сейчас смешно, но тогда было не до смеха...хорошо, что никто не пострадал от их кулинарного мастерства.
Замечательно, спасибо, Сергей.
Им самим то меньше 20-ти, вот так и приходилось руководить :-)
Отлучился в "тихий час", а меня ищут - пионеру на голову плафон упал и голова застряла (круглый такой, как скафандр)...
Разбивал плафон в медсанчасти :-)
Представляете какой был "шмон" чтобы меня найти :-)
Пока сам на ужин не пришёл, а там... "Во с такими глазами" мои "педагоги", а пионер - в санчасти...
Сами не могли плафон разбить - боялись мальчику глаза повредить.
Тогда тоже было много тех, кто только "из-за спины" мог подсказывать и сопереживать.
Но армия научила принимать решения и брать на себя ответственность :-)
При этом надо понимать что некоторые просто стремятся получить власть над подчинёнными.
Так что армия и воспитывает и "калечит" сознание, это уже от самого человека зависит, от того как его в семье воспитали, какие были учителя в школе и во дворе...
И с Днем пионерии всех причастных!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
7й абзац не привязан к 6му... или я как-то криво читаю?
Короткие хлесткие фразы (как "А зря" в твоем нынешнем тексте) - это сила. Разбавляя такими ударами сложный текст, делаешь его более удобоваримым.
Это как обязательное поле-отступ на любой печатной странице, которое не дает глазам уставать от монолита.
Те - "живые", а со смартфона - как бы "плакатные", чётко прорисованные, но "без души".
Спросите - какую молодёжь? Отвечу - как в фильме "Тимур и его команда"...спросите - почему? Отвечу - хто бабкам поможет? Правителям - пох. А за пиоперов меня Юрик ругает..см. выше.;-))
Наступил ВЫБОР,а уж чего Вы выбирите-дело ВАШЕ
Не понимала никогда,зачем нужен галстук и редко носила его...только при учителях.Мне всегда казалось,что любой может подойти и затянуть его на шее.. И только сейчас начинаю понимать весь "символизм" ношения галстука.
Фотки хорошие.
____________
Зрите,тк скзать,в корень :) Это далеко не безобидная принадлежность..Удавка держит и сейчас.И не многим удается из нее освободиться..Как хорошо,что я подсознательно поняла это еще ребенком :)
_____________
Без стаи нельзя..Пока мы "звери".Стая отпадет сама собой,когда человек совершенствуется ..Но это будет уже "на другой планете"(измерением повыше).Матмир обречен
Душевные силы =природная рефлексия.Они не помогут стать бого-людьми.В лучшем случае родят доброго вождя.
А какой вы тут хотите услышать отклик о своем? Тут практически одни клоны.Это же очевидно.
Мне нравилось играть с Пеговым в старом Максе.Он вел виртуозный "танец".Какой-то тип им представился в личке.Но это был не Павлик.Нынешние дилетанты проигрывают.С ними не интересно играть роли. Я раньше обходилась без клонов.Сейчас сделала один.Но он так и бездействует. Нет соответствующей интриги и остроты игры.Я никак не могу сориентироваться.Привыкла ходить по лезвию :)))
Вальяжный ход -не мое...
Сергей,я вижу,вы человек порядочный.У меня есть несколько неразрешенных вопросов.Вы не могли бы мне кое-что прояснить...Но в личной переписке?
И читать было интересно, и своё детство и молодость вспоминать :))))
Короче, сейчас вспомнила я сумерки , горящий костёр , искры которого летели высоко к небу. . Песни, хороводы и припоминаю свежий, прохладный воздух. Незабываемый момент закрытия сезона и расставания нас, детей.
Как давно это было!. Сергей, прекрасная тема поста и приятные воспоминания в комментах. Спасибо большое.
У меня тоже много лагерных фоток. Надо оцифровать только...
Перефотографировать пробовал - качество не то. Разве что планшетом попробовать...
Отличный совет! ))))
Все мои школьные годы мы жили с родителями в Западной Сибири, климат там суровый, вот летом родители и старались нас оттуда вывести погреться на солнышке. Тем более, что мама была учительницей химии и ее отпуск почти совпадал с нашими каникулами.
Спасибо за подробный рассказ и особенно за фотографии, очень удачно подобраны.
каждый видит то, что может. способен, вернее.