В помощь изучающему Талмуд, часть 3 (заключительная)
На модерации
Отложенный
СМЫСЛ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ТАЛМУДА
Выше нам не раз попадались высказывания, очевидно противоречащие друг другу. Например: «Язычник, занимающийся законом, уподобляется первосвященнику» (трактат Сангедрион, fol. 59, p. 1) /8/[118] - и одновременно так: «Если язычник занимается законом, то он заслуживает смерти; ему предоставлено знать только семь заповедей Ноевых, которые для него обязательны» (Гилхот Мелахим 10, 9 - заимствовано Маймонидом из трактата Сангедрион, fol. 59, p. 1) /8/[119].
«Должно знать, что Талмуд не признает противоречия; напротив, он возводит его в принцип, в догмат, нисколько не противный истине, а только развивающий ее. По нашим понятиям, два положения, взаимно себе противоречащие, исключают и уничтожают друг друга; но в Талмуде это не так: они оба остаются равносильными, и вот как он учит об этом: «хотя один раввин говорит одно, а другой другое, слова их тем не менее суть слова Божии» (Gittin 6, 2.). «Иные раввины утверждают, что вещь чиста, другие, что она нечиста; иные запрещают ее, другие позволяют; иные доказывают, что она справедлива, другие, что она несправедлива; тем не менее должно верить, что Бог одинаково говорит устами тех и других» (Chagig. 3, 2.)» /2/.
«...Талмуд содержит много противоречивых взглядов, высказываемых по одному и тому же вопросу и в одно и то же время этими раввинами, столь прославленными своей ученостью. Одновременно все не могут быть правы, если противоречат друг другу, и каким образом в таком случае решить, кто прав? На это опять дает ответ рабби Менахем: «Все слова раввинов, всех времен и поколений суть слова Бога, подобно словам пророков, даже в том случае, когда они находятся в противоречии друга с другом; кто же противоречит раввинам, вступает с ними в спор или ропщет на них, тот спорит с самим Богом и ропщет на Него»» (точной ссылки нет) /4/.
«...Так как всякое слово раввинов божественно, то делай то, что твое сердце тебе подскажет, сообразно с возможностью исполнения» (Chullin, folio34, b; Ilbammeoth, folio32, b; rabbiRachi, Iebam., filio33, a; Tocaphot, трактат Chebout, folio26, a) /4/.
А сердце иудея подсказывает ему делать то, что выгодно в данный конкретный момент:
««Не имея основания придавать более значения мнению одной стороны чем другой, я должен сообразоваться с тем решением, которое для меня благоприятнее» (Schulch. Aruc: ChoshenHamischp. 75 et83 inComm.); и тот, кто слушается слов первой стороны, делает так же хорошо, как тот, кто слушается слов другой (Beraco27, 1)» /2/.
Пожалуй, понимание данного обстоятельства - самое важное для того, чтобы знать, что такое иудаизм. И если это - мораль, то что тогда назвать аморальностью?
Вот мы и разрешили кажущееся противоречие между рекомендациями повиноваться законам государства, в котором живут иудеи - и отказом признавать эти законы. Всё просто: если выгодно соблюсти закон, то надо его соблюдать. Если нет - закон отбрасывается, и иудей делает то, что считает нужным...
Аналогичным образом, иудей всегда готов обмануть «неверного» - но только если обман не вскроется, ведь тогда ничего хорошего иудею не светит. Поэтому Талмуд чётко разъясняет: если есть опасность огласки, обманывать и мошенничать нельзя! А в остальных случаях - нет проблем:
«Грешить разрешается, лишь бы грех совершался тайно» (Chag, folio16, a; Kidduchin, folio40, a) /4/.
Ситуация, когда вызывающие негативную реакцию поступки иудеев предаются огласке, становятся известными не-иудеям, в Талмуде изящно называется «оскорбление (осквернение) Имени Бога»:
«Кажый, кто ворует, хотя бы краденому была цена грош, нарушает заповедь: «Не укради» и повинен отдать назад, - всё равно, будь это деньги еврея или деньги гоя, важного или ничтожного человека, которые он украл» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 348, 2; взято из талмуда Баба камма, 113 и из Тур). «Ввести акума в заблуждение, например, обмануть его при расчёте или не заплатить ему долга, дозволено, но лишь под условием, чтобы он не подозревал этого, дабы не осквернить Имя (Господне). Некоторые говорят, что запрещено прямо обманывать его, и что дозволяется лишь (воспользоваться), когда он сам ошибается» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 348, 2 Хага; взято из талмуда Баба камма, 113 и из Тур) /15/.
«Похитивший у язычника обязан вернуть похищенное язычнику.
Похищение у язычника составляет более тяжкое преступление, нежели похищение у еврея, ибо здесь имеется оскорбление имени (Божия)» (трактат Бава Камма (Незикин), глава IX, комментарий /10, 15/) /12/.
«В Эбен-га-эзер 28, 1 говорится о том, что обручение (сговор при браке) недействительно, когда приданые деньги ограблены или похищены. Однако, Хага при этом замечает: «Но когда он обвенчался, приняв деньги, похищенные или ограбленные у акума, то брак действителен, потому что (такие деньги) он был обязан возвратить лишь при опасении, что без этого осквернится Имя Господне»» /15/.
«А также если еврей откупил у короля таможенный сбор, тогда является грабителем еврея тот, кто занимается контрабандой... Когда же таможенный сбор взят на откуп акумом, тогда дозволяется (заниматься контрабандой), потому что это то же самое, что не платить своих долгов, а это дозволено в том месте, где нет (нельзя опасаться) осквернения Имени (Божьего)» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 369, 6; взято из Тур) /15/.
««Запрещено отнимать у товарища что бы то ни было, как сказано: не отнимай у ближнего твоего». Что значит «отнимать»? Речь идёт о ситуации, когда деньги товарища оказались в руках у человека по желанию товарища, например, если товарищ дал ему что-то на хранение или работал на него за плату, - а человек этот не хочет теперь платить товарищу или всё время откладывает выплату, говоря ему: «Приходи потом! Приходи потом!» И поскольку здесь сказано: «...ближнего твоего», - по отношению к нееврею это разрешено, если при этом не происходит «осквернения Имени Б-га». Если же нееврей знает точно, что еврей лжёт, - это запрещено делать из-за «осквернения Имени Б-га». ... Однако, если у нееврея в доме есть некоторая вещь, принадлежащая нееврею, запрещено не отдать её, поскольку это - настоящий грабёж» (глава 182, §4)[120]/10/.
В последнем случае очевидно, что нееврей знает о том, что его имущество осталось у иудея, и, соответственно, не отдавать его опасно. Во всяком случае, если есть какие-то сомнения, то лучше не рисковать, а поступить честно:
«Рабби Мозес ясно указывает: «Если, составляя счет, гой допускает ошибку, еврей должен сказать себе: «Я ничего не знаю, но не советую гоя вводить в заблуждение, ибо он, быть может, сделал ошибку нарочно, с целью испытать еврея»» (SepherMizvothGaddol) /4/.
И, наоборот, демонстративные «добрые дела» - это «освящение Имени Бога»:
«Вещь, потерянную акумом, дозволяется удержать (не отдавать), потому что сказано: «потерянное твоим братом»; отсюда - кто её отдаст, тот совершает большой грех. Но если он возвращает её, чтобы освятить Имя (Божие), дабы хвалили евреев и утверждали, что они честные люди, то это похвально» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 266, 1; взято из талмуда Баба камма, 113) /15/.[121]
Талмуд, как было показано выше, запрещает оказывать уважение не-иудеям и вообще делать для них какие бы то ни было добрые дела. Но если такое поведение вызывает у окружающих понятное озлобление, тогда - «ради мира и согласия» - иудеям можно прикинуться добрыми:
«Сказано: «дабы жил человек заповедями моими», а не - «дабы умер за них»; посему и дозволяется, в случае нужды, нарушать эти заповеди» (трактат Абода Зара)[122]/13/.
«...Дозволяется приветствовать язычников ради путей мира» (трактат Гиттин, глава V, п. 9). «Содержат бедных язычников ради мира» (трактат Гиттин, глава V, /5, 4/). «Оплакивают языческих покойников и выражают соболезнование скорбящим язычникам и погребают языческих мертвецов - ради мира» (трактат Гиттин, глава V, /5, 5/) /12/.[123]
«А рабби Бакаи добавляет: «Лицемерие допустимо в том смысле, что еврей должен казаться вежливым относительно нечестивых, пусть оказывает им почтение и говорит: «Я вас люблю». Но Бакаи старательно подчеркивает, что: «это дозволено лишь в том случае, если еврей имеет нужду в нечестивом, или имеет основание его опасаться; в противном случае это является грехом»» (SepherCadha-Kemach, folio30, a) /4/.[124]
«Нужно давать пропитание и бедным из идолопоклонников наравне с бедными от Израиля ради мира, не нужно также запрещать идолопоклоннику участвовать в собирании оставшихся после жатвы колосьев по окраинам полей сжатого хлеба ради мира. Далее можно наведываться об их благосостоянии и в их праздники ради мира, но никогда не должно отвечать (буквально: повторять) на их поклоны; также не нужно ходить в дом идолопоклонника для приветствия его во время его праздника. При встрече же с ним на улице приветствуют его тихим голосом и с опущенною головою. Впрочем, всё это делается только тогда, когда израильтяне находятся в плену и рассеяны между народами, или когда идолопоклонники имеют над ними верховную власть. Но когда израильтяне получат верховную власть над идолопоклонниками, тогда нам воспрещается даже и на один час оставлять их между нами, будет ли это человек, нечаянно остановившийся во время перехода из одного места в другое, или торговец, который ходит из страны в страну. Он не должен даже переходить нашего края, пока не примет семи заповедей Ноевых, ибо сказано в Писании: не должны они жить в земле твоей (Исх. 23, 33) ни даже на малое время» (Гилхот Акум 10, 5 и 9).[125]
«Запрещается красть и присваивать что-нибудь чужое, даже самомалейшее, хотя бы то из собственности идолопоклонника» (BabaMehzia59, 2) /6/. Но: «...мы видели сами, что запрещение это касается только насильственного овладения чужой собственностью, и овладения, соединённого с препятствиями и опасностями; овладевать же чужим имуществом посредством обмана или хитрости не только не запрещается Талмудом, но даже поощряется. (См. представленное нами из Bababathra54, 2; Babakamma113, 2; Sanh. 76, 2.)»/6/.
«Тем из акумов, с которыми мы не находимся в войне... (этим акумам) не причиняют смерти; однако же, запрещается спасать их, когда они близки к смерти. Например, когда увидишь, что один из них упал в море, то не выручай его, даже если он хочет заплатить. Согласно с этим, их нельзя и лечить, даже за деньги, за исключением того случая, когда можно опасаться неприязни» (Шулхан Арух, Иоре де’а 158, 1; взято из Маймона и из талмуда Абода зара, 26) - «потому что тогда разрешается (нарушить запрет) даже безвозмездно, когда нельзя уклониться от этого» (там же, Хага; взято из Тозефоф и Мордехаи в талмуде Абода зара, а также из Зефер Мицвоф гадол). /15/.[126]
«Израильская женщина не должна кормить грудью сына идолопоклонника, потому что чрез это она вскормит поклонника безбожия. Она не должна также быть бабкою у языческой женщины. Если она получит плату, то может сделать во избежание ненависти» (Гилхот Акум 9. 16.) /8/.
«Отсюда ты должен научиться, что подавать идолопоклоннику медицинский совет запрещается. Однако же, если он (израильтянин) опасается его ненависти, то может пользовать его за деньги; без денег же это совершенно запрещается» (Гилхот Акум 9. 16.) /8/.
Д. Рид[127]рассказывает о том, как талмудистские старейшины принимали меры по скрытию наиболее одиозных мест в Талмуде. Ряд еврейских общин выпустил постановления, такие, как декрет Иудейского Синода в Польше от 1631 г.: «Поэтому мы приказываем вам, под угрозой великого отлучения, не печатать во всех будущих изданиях как Мишны, так и Гемары, ничего хорошего или плохого о делах Иисуса Назареянина, вместо этого ставя круг, в виде буквы «О», для предупреждения раввинов и учителей школ, что эти тексты должны преподаваться молодым ученикам только голосом. Эта предосторожность лишит учёных-назареян всякой возможности нападать на нас по этому вопросу.»[128]
«В наше время, когда публичные дискуссии и протесты, касающиеся этих вопросов, фактически запрещены нееврейскими правительствами, указанные тексты, по нашим сведениям, полностью восстановлены в изданиях Талмуда на древнееврейском языке,» - пишет Д. Рид. Разумеется, проверить данное утверждение без знания иврита не представляется возможным...
ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Вполне естественно, что иудеи стремятся создать у окружающих благоприятное впечатление о своей религии. Так, «Еврейская энциклопедия» в статье «Талмуд» пишет:
«Обвиняли Т. в противоэтических тенденциях, в шовинизме, в презрении и вражде к другим народам мира; но это клевета. Имеются, правда, в Т. нелестные отзывы ο римлянах, сорвавшиеся с уст отдельных лиц во время Адриановых гонений. Но в общем Т. проникнут идеей всеобщего братства людей и глубоким уважением к человеку как таковому. Р. Акиба говорил: «Милы и дороги израильтяне, ибо они названы в Писании сынами Божьими; но мил и дорог также человек вообще, ибо он создан в образе и подобии Божьем» (Абот, III, 14). И когда этот же р. Акиба сказал однажды, что величайший принцип Торы — это «Люби ближнего, как самого себя», то младший товарищ его, Бен-Аззай, возразил ему: «Нет, есть высший принцип, который выражается словами: «Вот родословие Адама» (Быт., 3, 1; Сифра к Лев., 19, 18), т. е. братство всех людей как потомков одного созданного Богом человека. Эсхатология Т. не закрывает врат рая перед праведными народов мира... (Toc. Санг., XIII, 2).»[129]
Самым авторитетным апологетом иудаизма в XIXвеке был, пожалуй, не кто иной как Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). Зная древнееврейский язык, он мог изучать священные книги иудеев в оригинале, и его мнение должно быть нам как минимум небезразлично.
В статье «Еврейство и христианский вопрос»(1884 г.) Соловьёв весьма благожелательно рассматривает религию Ветхого Завета, видя в ней несовершенного предшественника христианства. Глубокая религиозность евреев удостаивается справедливой похвалы.
А вот затем Соловьёв сам пишет: «Но, отвергая Богочеловека как единый общий для всех начаток спасения, как знамя языков, иудеи тем самым искажали и смысл богочеловечества, делая из него исключительное преимущество народа израильского.»
И дальше: «Когда на первом месте стоит беззаветная вера в живого Бога и Его промысел, тогда и еврейское самочувствие, и еврейский материализм служат делу Божию...
Но как только эти чисто человеческие и натуральные особенности еврейского характера получают перевес над религиозным элементом и подчиняют его себе, так неизбежно этот великий и единственный в мире национальный характер является с теми искажёнными чертами, которыми объясняется всеобщая антипатия к еврейству (хотя и не оправдывается вражда к нему): в этом искажённом виде национальное самочувствие превращается в национальный эгоизм, в безграничное самообожание с презрением и враждой к остальному человечеству; а реализм еврейского духа вырождается в тот исключительно деловой, корыстный и ничем не брезгующий характер, за которым почти совсем скрываются для постороннего, а тем более для предубеждённого взгляда лучшие черты истинного иудейства.»
В XIXвеке изъяснялись красиво и многословно. А говоря попросту, В. Соловьёв сказал здесь буквально следующее: есть в иудаизме хорошее зерно, но национальный характер еврейского народа таков, что на деле получается иудейский нацизм и «всеобщая антипатия».
Другая работа В. С. Соловьёва называется «Талмуд и новейшая полемическая литература о нём в Австрии и Германии». Она касается ровно тех источников, на которые мы опирались выше: Юстус, Эккер и иже с ними. В пику названным авторам Владимир Сергеевич заявляет, что иудаизм - это чудесная гуманистическая религия, а если где и попадаются нехорошие места - то они появились по причине преследований со стороны христиан, которые, типа, первыми начали.
Так, а как тогда быть с дохристианским антисемитизмом? И в чём причина антисемитизма христианского, неужели только в религиозной нетерпимости?
Соловьёв приводит целый ряд выдержек из Талмуда, которые должны подтвердить изначальный гуманизм иудейской религии. Вот они - все, сколько есть (точные ссылки отсутствуют):
«Язычник, занимающийся законом Божьим (Тора), равен первосвященнику.»
«Не должно обманывать и язычника.»
«Ученики рабби Симона бен-Шетаха, рассказывается в иерусалимском Талмуде, купили ему осла у одного сарацина. На сбруе животного оказалась драгоценная жемчужина. «Знает ли об этом продавший?» – спросил рабби. – «Нет», – отвечали ученики. – «Так идите скорее и возвратите ему сокровище». Когда это исполнили, сарацин воскликнул: «Слава Богу иудеев!» Это восклицание язычника, – замечается при этом в Талмуде, – было для рабби Симона дороже всех сокровищ в мире.»
«Однажды наши старики, – рассказывал рабби Ханина, – купили у проходивших римских солдат мешок пшеницы и нашли в нем кошелек с золотом. Они поспешно догнали солдат и возвратили им находку. Тогда те воскликнули: «Слава Б-гу иудеев!» Рабби Самуэль бен-Сузарти отправился в Рим и нашел там драгоценное украшение, потерянное императрицей. Было объявлено всенародно, что тот, кто возвратит находку в течение тридцати дней, получит большое вознаграждение, а у кого она окажется после тридцати дней, тот будет казнен. Рабби Самуэль принес украшение на тридцать первый день. Императрица спросила с изумлением: разве он не знал о том, что было объявлено? «Я слышал об этом, – отвечал рабби Самуэль, – но я принес находку не из желания награды и не из страха казни, а единственно только из страха Божия». Тогда императрица воскликнула: «Слава Богу иудеев!»»
Увы, всё это слишком похоже на «пиар». (Равно как и приведённое выше мнение «Еврейской энциклопедии».) Учитывая известную нам противоречивость Талмуда, наличие таких высказываний не говорит ровно ни о чём. Слишком много высказываний противоположных.
Или вот такая история:
«Один язычник пришел к Шамаю и сказал: «Научи меня, но только под условием, чтобы ты сообщил мне всю Тору в то время, как я буду стоять на одной ноге». Шамай ударил его аршином, который был у него в руке, и вытолкал его вон. Язычник обратился тогда к Гиллелю, который исполнил его желание, говоря: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, – в этом итог всего закона, остальное только подробности; теперь иди и учись.»»[130]
А вы что хотели? Чтобы язычнику дополнительно разъяснили, что на самом деле он вообще не человек? Приведённый эпизод пригоден скорее для того, чтобы показать иудеям, как следует отмазываться от идиотских вопросов.
Другой пример. В Талмуде говорится: «В праздник кущей ежегодно приносились израильтянами 70 тельцов в жертву очищения 70 народов, для того, чтобы Бог им послал изобилие дождей» (Succa55, 2) /6/. Но: «...в пояснение этого нам нужно вспомнить сказанное нами прежде, что существование в мире других народов по понятию евреев необходимо для господства над ними евреев и для того, чтобы они представляли готовые удобства жизни евреям, постоянно заниамющимся законом (Abod. Zar. 2, 1)» /6/.
Соловьёв заявляет, будто приводимые учёными-«антисемитами» цитаты из Талмуда, как правило, подложны - это во-первых. А во-вторых, если вдруг они всё-таки не подложны, то, значит, «вырваны из контекста» и не являются для иудеев руководством к действию.
Насчёт подложности заметим, что множество не связанных между собой авторов, опиравшихся на различные источники, дают из Талмуда вполне однозначный материал. Собственно, смысл настоящей работы и состоит в том, чтобы наглядно это показать.
Соловьёв утверждает, будто Эккер, например, сам того не желая, доказал подложность цитат из «Шулхан Аруха», приводимых Юстусом. Позвольте, но это не так! Да, у Юстуса были отдельные неточности - но общий-то смысл абсолютно верен! Похоже, Соловьёв выдаёт здесь желаемое за действительное, пользуясь относительной недоступностью трудов упомянутых авторов. К счастью, всё это легко проверяется - благо есть русские переводы, которые должны были быть доступны и самому Соловьёву.
По поводу того, является ли Талмуд руководством к действию, или нет. А чем же он ещё может являться? В любой религии священные книги для того и нужны, чтобы, читая их, люди делали для себя выводы и корректировали своё поведение соответственным образом. Какие выводы можно сделать из Талмуда, и какую «мораль» он проповедует - было достаточно ясно показано выше. А то, что Талмуд и по сей день актуален, подтверждают сами иудеи.
В отношении некоторые предельно конкретных рекомендаций Талмуда - например, о разрешении всяческой эксплуатации именно неевреев в противовес евреям - Соловьёв и вовсе пускается в какую-то схоластику о различии «юридического требования наименьшего» и «нравственного требования большего»... чушь какая-то, честное слово.
Общее впечатление таково, что корень зла здесь - в ложном понимании гуманизма, характерном для тогдашней русской интеллигенции. Ну, верили они, что все люди - братья, независимо от национальности и вероисповедания, вот и не признавали в упор даже очевидных фактов...
Авторитет Владимира Сергеевича Соловьёва как выдающегося философа и богослова не подлежит сомнению. Но это и не истина в последней инстанции. Не надо забывать о его попытках выдать католическую ересь за истинное православие, о разных прочих вольностях, которые привели к серьёзным проблемам с православной церковью... Самим надо думать.
Прочие многочисленные труды, ставящие своей целью защиту иудаизма, в целом все похожи друг на друга. Вот наиболее свежий пример - С. Резник «Растление ненавистью. Кровавый навет в России»(Москва-Иерусалим, 2001 г.). Аргументация до боли знакомая, такое слышал ещё Достоевский[131]: «ничего не было», «все врут», «переводы сфальсифицированы», а если кто написал серьёзные труды (как Шафаревич), то «нет нужды касаться деталей».
А ведь ещё Достоевский тут же и спрашивал: ну, а если «все врут» и т. д., то отчего тогда антисемитизм-то?..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведём итоги. Талмуд учит: правильно то, что выгодно. Ложь, обман, клятвопреступление - всё это дозволено, если только удаётся избегнуть ответственности. Более того, в иудаизме ложь - это и есть добродетель!
«Боясь Бога, человек должен быть всегда хитёр» (Berachoth, folio17, a) /4/.
«Надо считать добрым делом, если кто солжёт из любви к спокойствию. Братья Иосифа солгали, пророк Самуил солгал и сам Бог солгал!..» (трактат Иеббамот) /13/.
«Кто лукав, тот непременно должен разбогатеть, поэтому сожалеть глупого грех» (трактат Баба-Бафра) /13/.
«Кто изучает Талмуд, тот делается обманщиком» (трактат Сота) /13/.
Понятно теперь, что имел в виду Иисус Христос, обращаясь к иудеям?
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8:44).
Хорошо сказал А. Александров: иудаизм - «...это учение исключительное, двуличное и софистическое, недоступное для разума и совести, но доступное для оправдания всякой страсти и всякого дела...» /2/.
Забавно, что сам Талмуд совершенно не стесняется всех этих обстоятельств:
«Бесстыдство - это королевство без короны» (трактат Песахим, 113 а). «Оно приводит к цели даже против воли Божией» (трактат Санхедрин, 105 а) /13/.
«Бесстыдство - это царство, только без короны, а наглостью можно действовать с успехом даже против самого Бога» (трактат Санхедрин) /14/.
Остаётся только согласиться с такими заявлениями... Тем более, если почитать, например, «Кицур Шульхан Арух» 2001 года, издание Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР).«Во вступлении к этой книге глава КЕРООР пишет, что «Талмуд - непревзойденный памятник еврейского гения», а данная выжимка его морали, «Кицур Шульхан Арух» -«хрестоматия еврейской цивилизации нашего времени... Эта книга вам совершенно необходима. Вы можете поступать так, как в ней написано, и быть уверенными, что выполнили волю Вс-вышнего»» /9/.
Говорят, что без иудаизма еврей теряет свою национальную исключительность и становится частью того народа, с которым рядом живёт. С другой стороны, в любой религии большинство верующих считают себя таковыми просто по традиции, не вникая особенно в суть своей веры. Так как нам относиться к евреям?
Что касается автора данного обзора, то многолетний опыт общения с друзьями-евреями убеждает его: они такие же, как мы.
Значит, к счастью, не все евреи - иудеи.
[1] «Еврейская энциклопедия» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, в 16 томах, 1908-1913 г.
[2] Приводится в книге: «Вавилонский Талмуд. Антология аггады с толкованиями раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца)», том I(далее «Антология аггады», том I) - см. статью «Пояснения к принципам перевода» У. Гершевича и А. Ковельмана.
[3] «Еврейская энциклопедия», статья «Мишна».
[4] «Антология аггады», том I- см. аннотацию на суперобложке.
[5] А. С. Шмаков «Свобода и евреи».
Чтобы ощутить, что такое книга, написанная на смеси языков, русскому человеку полезно попробовать почитать в оригинале «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
[6] А. И. Солженицын «Двести лет вместе (1795-1995)», Москва, 2001 г., в 2 томах.
[7] И. Р. Шафаревич «Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России» - в книге: И. Р. Шафаревич «Русский вопрос», Москва, 2003 г.
[8] Данное издание в распоряжении автора настоящей работы отсутствует.
[9] «С 1897 по 1911 годы в Петербурге вышли в свет два издания «Талмуда» (в восьми и в пяти томах соответственно), включающие в себя «критический» (т. е. научный) перевод Мишны, Тосефты и галахических мидрашей (Мехильта и Сифра), а также отдельными изданиями - переводы трактатов «Берахот» (1909) и «Авот рабби Натана» (1903)» (А. Львов ««Талмуд» Переферковича»: автор, читатели, текст» - см. «Народ Книги в мире книг», №4, 2004 г.).
В распоряжении автора настоящей работы находятся первые 7 томов второго издания и 6 томов переиздания 2004 г., а также «Авот рабби Натана».
[10] Впервые опубликовано Шмаковым на русском языке в 1897 г. в книге «Еврейские речи».
[11] Непонятно, проверял ли Эккер правильность цитирования у Юстуса по «Шулхан Арух» - или по другим талмудическим источникам. Во всяком случае, если Юстус даёт двойные ссылки - на «Шулхан Арух» и на Талмуд, то Эккер - только на Талмуд. При этом Юстус допускает отдельные ошибки (в целом несущественные). В этой связи все цитаты приводятся только в переводе Эккера.
[12] Например, названию трактата «Берахот» у Переферковича соответствует «Брахот» в книге «Вавилонский Талмуд. Антология аггады с толкованиями раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца)», «Берахоф» - у А. С. Шмакова («Свобода и евреи»).
[13] В статье «Пояснения к принципам перевода» У. Гершевича и А. Ковельмана в указанном источнике.
См. также: Berachoth, 1, c.; MidraschChemott, par. 47 /4/.
[14] См. также: Sanhedrin, folio59, a/4/; также: трактат Санхедрин, 59 а; Шагига, 13 а /13/; также у /2/.
[15] См. также: Abod. Zar. 3, 1 /6/; также у /2/.
[16] Кроме пяти, сейчас упомянутых, в талмуде имеется ещё более 50 столь же презрительных и гнусных наименований для неевреев вообще, а для христиан в особенности. ... Возмутительно было бы переводить эти ужасные слова по-русски. ... /примечание А. С. Шмакова/.
[17] См. также: SepherCaphthoru- Perach, 1590, folio, 121 /4/; также: комментарий Раши на трактаты Гиттин и Эрубин) /13/; также: Кафт Уф. - раввинское сочинение 1590 г. /13/.
[18] См. также: Chagig21, 1 /6/.
[19] См. также: Bachai, adPent., folio201, col4 /4/.
[20] См. также: MidrachMiscle, folio, 1 /4/.
[21] См. также: трактат Санхедрин) /13/; со ссылкой на Sanhedrin, folio110, a/4/.
[22] См. также: JalkutSimeoni, 22 /4/.
[23] «Хага» - дополнения к основному тексту «Шулхан Аруха», написанные в XVIв. другим раввином.
[24] См. также: Iad. Chaz. hilch. Talmud., Thora, Perek5, 1 /4/.
[25] «Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!» (Втор 27:21).
[26] Эта тема особенно подробно разбирается в книге Д. Рида «Спор о Сионе» (глава 3).
[27] См. также: Jalk. chadasch. 60, 1 /6/; также: Sanh. 90-1./2/.
[28] Другой источник даёт такой перевод этого места: «...Три существа не знают стыда: Израиль среди народов, собака между четвероногими и петух среди птиц» (трактат Бетца, 25, а) /14/.
[29] См. также: Chullin. 91, 2 /6/.
[30] Вероятно, здесь всё же опечатка, имелся в виду не армянский, а арамейский язык. Ср.: «Только закон, написанный на священном языке .... - святой закон, и одному этому закону внимает небо. Если кто молится на каком-нибудь другом языке, напр. арамейском, ангелы не могут приносить этих молитв к Богу, потому что они не понимают по-арамейски» (Schab. 12, 2) /6/.
[31] См. также: Kiddusch. 82, 1 /6/; здесь вместо «лавочника» - «содержатель гостиницы».
[32] Хаззан - должностное лицо еврейской общины.
Ср. в Талмуде в переводе Переферковича: «Абба Горион из Сидона говорит от имени Аббы Гории: человек не должен готовить сына своего в ослятники (т. е. перевозчики на ослах), верблюдники, цырюльники, моряки, пастузи и лавочники, ибо это занятия разбойничьи. Р. Иуда говорит от его имени: большинство ослятников порочны, большинство верблюдников честны, большинство моряков набожны, лучшего врача - в геенну, а честнейший резник - слуга амалекитянина» (трактат Киддушин, глава IV, п. 14).
[33] «...И учите им сыновей своих...» (Втор 11:19).
[34] См. также: Soha20. 1. /6/
[35] См. также: трактат Берахот, глава IX, /7, 18/. /12/
[36] Здесь разумеются совсем малые дети.
[37] «...И что вы - овцы Мои, овцы паствы Моей; вы - человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иез 34:31).
См. также: Avoda Zara 3, 1, in Thoseph; Bava Metzia. 114, 2 /2/; также: Иебамоф 61а) /15/.
[38] См. также: Jalk. Rub. Schen. 8, 4; Lex. Chald. Talm. Buxt. /6/.
[39] См. также: CommentsurlePentat., folio14, a/4/.
[40] «Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога» (Пс 9:18).
См. также: Гилхот Иесуре биа 14, 35 /8/; также: Sanhedrin105.1. /2/.
[41] См. также: Schab. 128, 1 /6/; также: Sanh. 58, 2 /6/.
[42] См. также: ShefaTal, folio4; Shefaha- Nechamma, folio221, col. 4; JalkudChad., folio154, b/4/; также: JalkutReubeni, folio10, b) /4/.
[43] Аналогичную ссылку даёт /9/. Впрочем, в другом месте - /10/ - можно найти аналогичный текст, где к экскрементам приравниваются не «неверные», а «идолопоклонническое капище». (См. ниже.)
[44] «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего...» (Втор 7:1-3).
[45] «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт 22:5).
[46] «...И пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть - плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов» (Иез 23:20) - вообще-то Библия говорит это о блудодейных египтянах.
[47] См. также:Jebammot, folio98, a; Kethub, folio3, b/4/.
[48] Целомудренные Юстус и Шмаков дают эту цитату на латыни.
[49] См. также: глава 48 у рабби Елиэзера /6/; также: Ялкут Шимони - Micha82, 1 /6/.
[50] Вот эти семь заповедей: 1) не служить идолам; 2) не хулить имени Божия; 3) не убивать; 4) не грабить и не красть; 5) не совершать блуда; 6) не есть удавленины и мяса, оторванного от живого животного; 7) наблюдать законные отношения к другим и иметь судей и судилища /примечание С. Я. Диминского/.
[51] См. также: Iad. Chazaka IV, 8 /6/; также: Yad. Chasak. P. IV. c. 8. N10 /2/; также: Гилхот Мелахим 10, 9 и Гилхот Мелахим 8, 4/8/.
О заповедях Ноевых - см. также: Гилхот Мелахим в книге Иод Гах-зака 9, 1 /8/.
[52] «И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями» (Ис 61:5).
[53] «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих...» (Втор 24:14).
См. также: Yad. Chasak. P. IV. c. 8. N 10 /2/; также: ГилхотСанхедрин2, 1 /8/; также: Bava Metzia 3. 2. /2/.
[54] «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх 23:8).
«...И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их...» (Втор 7:2).
См. также:Jebammot, folio23, a; RiskeTosaphot, a, 1 /4/; также: Sanhedrin, folio57, a/4/.
[55] Справедливости ради заметим здесь, что в Ветхом Завете можно отыскать и совсем противоположные указания в отношении не-иудеев. Например:
«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его:
пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев 19:33-34).
«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх 22:21).
«Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!» (Втор 27:19)
[56] См. также: BabaBathra, folio123, a; Bechorath, 13, b/4/; также: Thalm. BavaBathra123. 1 /2/.
[57] «...Не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев 19:16).
[58] См. также: YalkoutReoubeni. 93. 1. /2/; также: MechiltaII, 1 /6/.
[59] См. также: Sepher. Mitz. fol. 85. C. 2. 3. /2/.
[60] «Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его» (Ис 27:11).
См. также: Sanhedr. 92, 1 /2/; также: Yevamoth23. 1. /2/; также: Sanhedrin, folio92, a/4/; также: Commentairedu1-erliverdesRois, XVIII, 14 /4/.
[61] См. также: Шулхан Арух, Хошен га-Мишпат 425, 5; взято из талмуда Абода зара, 26, и из талмуда Киддушин, 82 /15/; также: Гилхот Акум 9. 16.) /8/.
[62] Аналогичную ссылку даёт /9/; см. также: Abod. Zar. 26, 1 /6/; также: Гилхот Акум 9. 16. /8/.
См. также: Шулхан Арух, Орах-хайим 330, 2; взято из талмуда Абода зара 26 /15/; здесь присутствует оговорка, что запрет касается только оказания помощи во время шаббада.
[63] См. также: Орах Хаим §600 /8/.
[64] В русском синодальном переводе вместо «Вашти» - Астинь, вместо «Эстер» - Эсфирь, и вместо «Мордехай» - Мардохей.
См. также: Гилхот Мегилы 2, 15 и Гилхот Мегилы 7, 2 /8/.
[65] «Миква» - бассейн для ритуального купания.
«Нида» - женщина во время месячных.
[66] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 120, 1; взято из талмуда Абода зара, 26 /15/.
[67] Здесь и далее «посвататься» означает вступление в общественно-дружеские отношения вообще.
[68] «Гер тошаб» - иноземец, который обязался исполнять так называемые семь заповедей Ноя (но иудейство при этом не принял).
[69] «Авода-зара» - то, что относится к языческому культу (буквально «чужое служение»).
[70] «...И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое» (Втор 7:26).
[71] Принципиально разрешение брать кормилицу-язычницу - см. трактат Авода Зара, глава II, п. 1 /12/.
[72] «Нохриф» - нееврейка (женский род от «нохри»). «Запереть сердце» - сделать его недоступным всякой науке.
[73] Аналогичную ссылку даёт /9/.
[74] «Все народы пред Ним как ничто,- менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис 40:17). Образец расхождения между Ветхим Заветом в русском синодальном переводе и в версии Талмуда.
См. также: ссылка на аналогичный текст ежедневной иудейской молитвы - /8/.
[75] См. также: Bababathra54, 2 /6/; Ялкут Рубени 93,1; Мехильта, Параша Бешаллах л. 11 кол. 1; Талмуд Вавилонский, трактаты Соферим XV, л. 13 кол. 2 и Абода Зара л. 26 кол. 2 Тосеф.; также Сефер Толедоф Адам бешабба л. 160 кол. 2 /14/; Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 156, 5 Хага; взято из Мордехаи, Баба бафра и Хагахоф Маймон Гилхоф Шехеним, перек. 6 /15/.
[76] «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» (Лев 19:13).
[77] «...Так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего» (Втор 22:3).
См. также: Thal. Bava Kamma. 113. 2. edit. Venetiis /2/; также: JadCaz. hilgez/4/.
[78] См. также: Sanhedrin, folio76, b; BabaKamma, folio113, b; SepherMzivotGaddol, folio132, col. 3 /4/; также: трактатСанхедрин/14/; также: Sanhedrin, 1, c/4/; также: Yoma 88. 1. inPisk. Thoseph/2/.
[79] Аналогичную ссылку даёт /9/.
[80] Аналогичную ссылку даёт /9/.
[81] «...С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.» (Втор 15:3);
«...иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост...» (Втор 23:20).
См. также: Abod. Zar. 71, 1 /6/.
[82] См. также:BabaKamma, folio37, b/4/; также: Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 406, 1 - взято из талмуда Баба камма, 37 /15/.
[83] «Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему...
так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего» (Втор 22:1, 3).
[84] «Есть такие...» - имеются в виду мудрецы Талмуда.
[85] Киньян - символическое действие, посредством которого устанавливается что-либо.
[86] См. также:Хошен га-Мишпат, гл. 26, ст. 1 и ст. 4 /3/; также со ссылкой на Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 26, 1 - взято из талмуда Гиттин, 88 /15/.
[87] См. также:Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 26, 1, Хага - взято из Шаалоф Утшубоф Иосифа Каро, 154 /15/; также Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 28, 3 - взято из талмуда Баба каина, 113 /15/. В последней ссылке явно опечатка: вместо «Баба каина» должно быть «Баба камма».
[88] См. также: Schulсh. Aruc, Chosham Hammisch. fol. 40. C. 2. N. 34. § 19/2/.
[89] Словом «вольнодумцы» здесь переведён термин, обозначавший последователей свободного образа мыслей Эпикура.
[90] Хошен га-Мишпат, пар. 369, с. 11.
[91] Там же, с. 21.
[92] Талмуд, трактат Гитин, ст. 62 и пр.
[93] Кагал - орган управления еврейской общиной. Бет-дин - кагальный суд.
[94] Аналогичную ссылку даёт /9/.
[95] «Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля;
рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя» (Втор 17:2-7).
См. также: Гилхот рецеал 4, 10 /8/; Гилхот Мелахим 10, 3 /8/.
[96] Юстус добавляет, что «вся история» ещё раз повторяется в другом отделе «Шулхан Арух» - Иоре де’а 158, 2.
[97] См. также: R. Eliezer. Cap. 48 et al. /2/.
[98] Под «Валаамом» в Талмуде подразумевается Иисус Христос - Д. Дюк ссылается на «Еврейскую энциклопедию» (на английском языке), в которой об этом говорится открыто.
[99] В отношении этой цитаты Д. Дюк даёт ссылку не на английский перевод Талмуда издательства «Soncino», а на другой источник: Simon, M. Trans. (1936). London, SoncinoPress.
[100] См. также: Sanh. 103. 1 /6/.
[101] Как уже говорилось, «авода-зара» - это то, что относится к языческому культу (буквально «чужое служение»).
[102] См. также: Шулхан Арух, Орах-хайим 224, 1; взято из Талмуда Берахоф, 54 /15/.
[103] См. также: Шулхан Арух, Орах-хайим 224, 2; взято из Талмуда Берахоф, 54 /15/.
[104] «В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас; вот будущность тех народов - пустыня, сухая земля и степь» (Иер 50:12).
600 000 - число израильтян при исходе из Египта (Исх 12:37).
[105] Здесь снова цитируется Библия (Иер 50:12), а также трактат Берахоф 58б: «Да будет восхваляем Тот, Который справедливо сотворил вас, справедливо давал пищу, справедливо взрастил вас, справедливо собирал вас и справедливо воскресит вас!»
[106] «Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» (Притч 15:25).
«Приидите, воспоем Господу, воскликнем /Богу/, твердыне спасения нашего...» (Пс 94:1).
[107] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 146, 1; взято из талмуда Абода зара, 6, Тозефоф и Рашбам, и из Тур /15/.
[108] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 146, 1; взято из талмуда Абода зара, 6, Тозефоф и Рашбам, и из Тур /15/.
[109] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 148, 5; взято из Терумоф Гадешен §195 /15/; также Шулхан Арух, Иоре де’а 148, 12 Хага; взято из Терумоф Гадешен §195 /15/.
[110] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 148, 9; взято из талмуда Гиттин, 62 /15/.
[111] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 143, 6; взято из Иерушали Абода зара, перек. 4 /15/.
[112] «...И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое» (Втор 7:26).
[113] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 143, 1; взято из талмуда Абода зара, 47 /15/.
[114] Ср. в Библии: «Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» (Исх 23:13); также Исх 20:5, Втор 17:2-7).
[115] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 150, 2; взято из талмуда Абода зара, 12 и 17 /15/.
[116] То есть допускается бесплатное пользование - чтобы не давать дохода храму «идолов».
См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 143, 3; взято из талмуда Абода зара, 54 /15/.
[117] «Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;
и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того» (Втор 12:2-3).
[118] См. также: Abod. Zar. 3, 1 /6/; также у /2/.
[119] См. также: Sanhedrin, folio59, a/4/; также: трактат Санхедрин, 59 а; Шагига, 13 а /13/; также у /2/.
[120] «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» (Лев 19:13).
[121] «Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему...
так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего» (Втор 22:1, 3).
См. также: Гилхот Генева, глава 2 /8/.
[122] «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь /Бог ваш/» (Левит 18:5).
«...И дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них...» (Иезек 20:11).
[123] См. также: Шулхан Арух, Иоре де’а 151, 12 - взято из талмуда Гиттин, 20 /15/; также Gittin, folio61, a/4/.
[124] См. также: Berachoth, folio17, a; Gittin, folio61, a/4/; также: Pesach. 112, 2 и Gittin. 61, 55. 2 /6/.
[125] «...Не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исх 23:33).
[126] См. также: Шулхан Арух, Хошен га-Мишпат 425, 5; взято из талмуда Абода зара, 26, и из талмуда Киддушин, 82 /15/; также: Гилхот Акум 10, 1 /8/.
[127] Д. Рид «Спор о Сионе», Москва, 1993 г.
[128] См. идентичный текст у С. Я. Диминского /5/, со ссылкой на книгу: «TheorieduJudaismeappliquéeà lareformedesIsraèlitesparl’abbé Chiarini», Paris1830. Названный Кьярини, в свою очередь, взял этот текст из ещё одной книги: «AshortandeasymethodwiththeJews», bytheRev. CharlesLeslie, London, 1812.
[129] «Вот родословие Адама...» - это начало 1-го стиха 5-й главы книги Бытие, а не 3-й главы. Видимо, опечатка в «Еврейской энциклопедии».
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь /Бог ваш/» (Лев 19:18).
[130] Ср.: «Не делай другому того, чего не хочешь себе: в этих словах сущность всего закона, а остальное - толкование его» (раввин Гиллел, BabaMetz. 32, 2) /6/.
[131] См.: Ф. М. Достоевский «Дневник писателя за 1877 г.», март, глава II(Полное собрание сочинений в 30 томах, том 25). Также письмо А. Г. Ковнеру от 14 февраля 1877 г. (ПСС, том 29, книга II); письмо Н. Е. Грищенко от 28 февраля 1878 г. (ПСС, том 30, книга I); письмо Ю. Ф. Абаза от 15 июня 1880 г. (ПСС, том 30, книга I).
Комментарии