Русские в Америке: а был ли шпионаж?
На модерации
Отложенный
Уже неделю мировая общественность обсуждает, возможно, одну из главных новостей года: в США по подложным документам проживало 11 русских шпионов, передававших информацию в Москву. Их задержали сразу после того, как самолёт российского президента Дмитрия Медведева улетел в Москву.
11 шпионов, выходцев из России, имели связи с ФСБ, жили по подложным документам обычной американской жизнью и тихонько, не спеша, собирали информацию из Белого дома. Самая популярная звезда западных газет последнего времени не Леди Гага, а российская шпионка Анна Чэпмен, которая, как утверждает следствие, крутила шашни с неким высокопоставленным дипломатом. Популярность госпожи Чэпмен зашкаливает. Газета Bild не постыдилась даже рассказа о том, насколько знаменитая теперь на весь мир шпионка хороша в постели. Её бывший любовник британец Чарли Хатчинсон рассказывает: «Она была невероятна. Мы занимались сексом два с половиной часа. Она знает позы, о которых я никогда даже не думал». Тогда Хатчинсон был студентом в Саутгемптоне, на южном побережье Туманного Альбиона. Экс-любовник говорит, что был шокирован, узнав Анну в газете, потому как никогда бы не подумал, что она шпионка. «Единственное, что мне показалось странным, — это то, что у неё было пять мобильных телефонов и она никогда не позволяла мне себя фотографировать», — говорит он.
Что до шпионских качеств задержанной «американки», то вряд ли их можно назвать выдающимися: достоверно известно, что всей шпионской сети удалось узнать лишь одну из речей Обамы на международном саммите за несколько дней до самого выступления. Не ахти какие данные. Среди тех, за кем вели охоту шпионы, были высокопоставленный сотрудник Совета нацбезопасности при Белом доме, специалист по созданию тактического ядерного оружия в Пентагоне, один нью-йоркский банкир и пара незначительных чиновников. Один из шпионов подружился с другом Хиллари Клинтон, другой — с главным финансистом Демократической партии США Аланом Патрикофом. Если учесть, что русские, по версии ФБР, начали свою деятельность ещё в 1990-х годах, то им можно попенять на профессиональное несоответствие. До сих пор никто не рассказывал о каких бы то ни было выдающихся успехах русских шпионов. Вот простой пример: шпионка по имени Синтия Мёрфи долго время работала в нью-йоркском офисе компании Morea Financial Services, где клиентом был Патрикоф. Они даже несколько раз встречались, но умный американский финансист ни разу не заговорил с русской шпионкой ни о политике, ни о финансах. «За все эти десять лет, что они работали, им, очевидно, не удалось добыть ни одного стоящего факта. В противном случае никто бы долго не церемонился, их напрямую обвинили бы в шпионаже, а не в работе на иностранное правительство. И упекли бы за решётку немедленно», — заключает Financial Times. Российский МИД придерживается того же мнения: «Они не совершали каких-либо действий, направленных против интересов США».
Может показаться парадоксом, но и для президента Барака Обамы курьёз со шпионами вряд ли оказался полезен. Высшее руководство страны, которое направо и налево разбрасывалось дружественными эпитетами в адрес России (среди них самый популярный — «перезагрузка»), сразу по возникновении скандала поспешило заявить: на отношениях между двумя странами это никак не скажется, санкций против России не последует. Работа ФБР оказалась никому не нужна? Ответ на этот вопрос кроется, видимо, в политическом устройстве США: всё дело в том, что ФБР выполняет свою работу независимо от федерального правительства, а работа этой структуры заключается в поиске и поимке потенциальных врагов Соединённых Штатов, а не во взвешивании политических рисков и возможных дивидендов.
В выигрыше от этой истории оказались разве что американские республиканцы: у них появилась возможность попинать действующую власть на предмет того, что она дружит с теми, кто за спиной проворачивает грязные делишки.
А может, шпионов и не было вовсе? Вот этот популярный сегодня тезис вряд ли можно рассматривать всерьёз: называются конкретные имена, известны их лица, люди задержаны, и им грозит тюремное заключение. Так просто, ради политического фарса, такие вещи в западном мире не делаются. Потеряет ли Россия имиджевые очки, которые так старательно зарабатывает президент Медведев, тоже ещё вопрос. Сегодня все понимают, что шпионы всегда были, есть и будут и что у каждого правительства они есть. Стыдиться тут особо нечего. Разве что того, что те 11 человек, которые поехали с тайной миссией в Соединённые Штаты, похоже, только ухаживали за садами да играли в гольф, но никак не хотели работать. Путин во время встречи в Ново-Огарёве с экс-президентом США Биллом Клинтоном даже позволил себе пошутить по этому поводу: «У вас полиция разгулялась, людей в тюрьмы сажают... Я рассчитываю, что позитив, который был набран в последнее время, — ему не будет нанесён ущерб».
В целом американская пресса сходится во мнении, что традиционный шпионаж с его «прозрачными» чернилами, передающимися на улице свёртками и постельными принадлежностями безнадёжно устарел. Настоящие шпионы сегодня — люди, хорошо разбирающиеся в принципах работы интернета. Кибершпионы обязаны уметь находить нужную информацию в социальных сетях, заводить новых «виртуальных друзей», а также в случае необходимости уметь подбирать пароли к чужим аккаунтам или получать доступ к удалённым компьютерам. Всё это сейчас дешевле, безопаснее, а главное, эффективнее выведывания тайн после оргазма. «Современные шпионские программы не менее соблазнительны, чем Анна Чэпмен», — отмечает колумнист Washington Post Дэвид Игнациус.
Разоблачение российских агентов в США всё больше напоминает комедийный фарс, в котором персонажей больше интересовали житейские проблемы их «жертв», нежели большая политика, отмечает газета Die Zeit. Зачем Россия содержала этих клоунов? Газета предполагает два варианта: они просто отвлекали на себя внимание ФБР в тот самый момент, когда за США установили дозор кибершпионы, либо Россия сама собиралась их выдать, дабы представить ситуацию в выгодном свете. Может быть и третий вариант: «реальные» шпионы давали информацию своим киберколлегам о том, что именно тем необходимо украсть.
В общем и целом вряд ли этот скандал понесёт за собой какие-то политические последствия. Осталось разобраться только с одной проблемой — детьми шпионов. Они говорят только на английском, являются гражданами США, так как родились уже в этой стране и никогда не были в России. Что, однако, не мешает нашим властям требовать их возврата на «родину». Если они останутся в Штатах, могут несколько лет, а то и десятилетий жить без родителей. И тогда Россию обвинят — и собственные граждане в том числе — в безучастности к проблемам маленьких детей. Если забрать, тут же возникает спор по поводу того, насколько это правомерно — требовать переезда фактически иностранных детей и лишать их привычной среды обитания. Так что здесь Россия в любом случае теряет дипломатические очки.
Комментарии