Модернизация и консервативные общественные отношения

На модерации Отложенный

Медведев побывал в Силиконой долине, увидел своими глазами людей, которые там работают, в том числе и немало русских. В мире ценятся русские программисты, музыканты, певцы, танцоры, писатели, математики, физики, космонавты, конструкторы и другие специалисты. Многие раскрывают свои таланты за границей. Вертолеты Сикорского, созданный нашим соотечественником Google и многие другие большие и малые открытия сделаны за границей.

Это неплохо, поскольку все больше и больше мир убеждается в том, что русские - это талантливый народ, который вносил и вносит большой вклад в развитие мировой цивилизации. С другой стороны, возникает вопрос о том, почему не дома, почему не в России? Американцы почему-то в Россию не едут заниматься наукой. В чем здесь проблема? Почему туда едут, а сюда нет?

Очевидно, дело в том, какие условия созданы там и какие усовия существуют в России. Давайте не будем торопиться обижаться, стучать себя кулаком в грудь и обвинять уехавших в непатриотизме. Это же не единичный случай. Это процесс и закономерность, которую можно проанализировать. Правда, в последнее время и в Россию стали приезжать на работу иностранцы - это тренеры, спортсмены, преподаватели, бизнесмены и так далее. Но все-таки разница сохраняется. Выяснить причины такого положения очень важно, если мы хотим, чтобы модернизация состоялась.

Говоря в общем, основная причина в сохранении консервативных общественных отношений. Недавно Путин сказал, что, как только какой-то человек получает даже небольшую руководящую должность, он сразу начинает размахивать палкой. Ну, дескать, народ у нас такой, что поделаешь. Но это лишь констатация очень важной сути общественных отношений в России. Дело в том, что чиновники воспроизводят те общественные отношения, к которым они привыкли. Они воспроизводят то, что они знают и видели в их собственной жизни, что они видят вокруг себя на всех уровнях управления и в настоящее время. Люди просто не знают, как нужно по-другому. Если он стал начальником, то он себе многое может позволить по отношению к простым людям. Так делали его предшественники, так поступают его коллеги, все это общепринято и в порядке вещей.

Ну, а как принято? Очень просто. Я начальник, а ты - никто. И какие бы новые законы ни принимались, чиновник всегда найдет способ, чтобы это понятие воплотить в жизнь. Примеров каждый может привести массу. Каковы истоки такого уровня общественных отношений? Это все идет издалека, от крепостного права, когда народ российский можно было продавать и покупать.

За границей, в США, тоже было рабство, там тоже покупали и продавали людей, и отменили его только в 1865 году. В России тоже отменили крепостное право, но крестьян освободили без земли. А что такое безземельный крестьянин? Это человек, который не имеет собственности, это бедняк, это наемный рабочий. И с ним обращались соответственно как с человеком, который ничего не имеет и ничего из себя не представляет

В годы коллективизации, крестьяне снова были закрепощены, работали бесплатно, результаты труда присваивались государством. Эти бесправные крестьяне потом пополняли рабочий класс в городах. Там платили зарплату, давали квартиры, но в целом отношение оставалось таким же, как к простолюдинам, работягам, нечего не имеющим. Когда начался процесс демократизации, люди за него ухватились в надежде на то, что все изменится к лучшему. Однако народу опять ничего не досталось. Наоборот, стало еще хуже.

Если взять деревню - раньше были колхозы и работа, то сейчас они развалились, и во многих местах вообще ничего нет. Вместо того, чтобы дать возможность крестьянину распоряжаться результатами своего труда, сделать его собственником земли через создание акционерных обществ на земле, тем самым заинересовав его в труде и повысив его статус и роль в системе общественных отношений, его вообще всего лишили. Теперь он стал безработным и полным люмпеном. Уезжая в города, они соглашаются работать на заводах за мизерную заработную плату.

Кому же досталась собственность в ходе «демократических» перемен?

Люди во власти или около нее, преступные элементы, да и просто бандиты приватизировали национальные богатства. Сформировалась прослойка очень богатых людей, которым с другой стороны противостоят неимущие широкие слои населения. Эти новые русские особенно не церемонятся с неимущим народом, а имеют его как хотят и когда хотят, покупая продажных чиновников. Сложилась двойная, а то и тройная прослойка, которая эксплуатирует население России. Финансово-коррумпированные группировки абсолютно не заинтересованы в модернизации. А зачем беспокоиться, если кругляк и так можно продать и «наварить» на этом миллиарды?

Вряд ли такой общественный строй можно назвать демократическим, народным. В условиях бесправного положения людям очень далеко до всей этой модернизации. В обществе есть ожидание перемен, люди хотят чего-то другого, но часто не могут объяснить, чего именно. В этом просматриваются подспудные желания (само слово «подспудные» о многом говорит, то есть под пудом, под тяжестью были все время) стать полноправными, авторитетными, заслуживающими уважения членами общества. Главная причина, почему таланты уезжают за границу, как раз кроется в этом дефиците полноправных общественных отношений, в которых каждый человек имеет очень высокий статус.

Но этот статус нельзя объявить или издать закон. Как ты сделаешь безземельного и ничего не имеющего крестьянина, задавленного жизнеными обстоятельствами, уважаемым и полным достоинства человеком? Приезжает он в районный центр по- прежнему, как 100 и двести лет тому назад, что-то у кого-то просить. Все службы и чиновники по-прежнему смотрят на него свысока и обращаются так же, как когда-то обращались с крепосными, а позже с колхозниками. А, может быть, даже и хуже, поскольку сейчас он вообще никто.

Вот такие общественные отношения на уровне района. А выше, на уровне губернии, все так же, все по-старому. Я большой начальник, мне все можно, я должен приказывать, а все остальные беспрекословно все выполнять. Вот такая система общественных отношений, сохранившаяся еще со времен крепостного права, не дает возможности России встать на по путь интенсивного развития.

Сколько раз в истории Россия предпринимала попытки модернизации, но они каждый раз увязали в консервативных общественных отношениях, когда не было условий для проявления всех способностей человека, поскольку он в этом был не заитересован. Россия больше не может расчитывать на количественное развитие. Эти ресурсы исчерпаны. Главный ресурс, который сегодня остался, это сам человек и его роль в создании новой России. Бесправный, задавленный нуждой человек не может служить источником модернизации. И пока такое положение сохраняется, общественные отношения будут продолжать оставаться консервативными, а развитие России будет серьезно тормозиться.

Поэтому главное, на наш взгляд, это формирование класса средних собственников, начиная прежде всего с крестьянства. Необходимо в районах создавать акционерные общества на земле, где каждый работник имел бы долю от дохода предприятия. Такие общества должны пользоваться поддержкой государства. Мы бы предложили возможностть через какое-то время работнику, в зависимости от того, как он трудится, стать собственником земли, на которой он работает.

То же самое и в городах. Люди должны иметь возможность стать собственниками, зажиточными, обеспеченными. Нам представляется, что, если Россия хочет, чтобы она стала более привлекательной, чем Европа или Америка, то должны быть созданы и условия, чтобы каждый россиянин был бы намного зажиточнее, чем любой европеец и американец. Это нельзя сделать, выплачивая пособия по безработице или повышая пенсии. Это нельзя сделать, убеждая корумпированных чиновников относиться лучше к людям. Это нельзя сделать, убеждая бессовестных финансовых воротил повернуться лицом к народу. Это можно сделать лишь наделив людей собственностью, превратив их в достойных, полноправных и уважаемых членов общества.