Инерция носорога Как проблемы Microsoft повлияют на ее будущее?

На модерации Отложенный



Корпорация Microsoft объявила результат по итогам IV квартала 2009–2010 финансового года. Выручка возросла до $16,04 млрд (на 22%), прибыль – до $4,5 млрд (на 48%), а выручка за весь финансовый год – $62,5 млрд, на 7% больше по сравнению с предыдущим годом. Прибыль в расчете на акцию увеличилась на 50% до $0,51, что заметно превысило прогнозируемый уровень $0,45. В общем, с финансовой точки зрения, редмондский гигант ощущает себя весьма уверенно.

С другой стороны, провал проекта Kin (собственный мобильный телефон MS, проданный в ничтожном количестве экземпляров) в очередной раз вскрыл серьезные внутренние трудности: проблемы с компетентностью менеджмента, отсутствие внятной стратегии при поглощении других компаний, демотивация сотрудников и многое другое. Как со всей этой фигней на борту корпорации удалось столь высоко взлететь, и что будет с ней дальше, если все эти проблемы сохранятся?

Одним из основных драйверов роста стали продажи операционной системы Windows 7. По сообщению корпорации, к 30 июня этого года было продано 175 млн лицензионных экземпляров (выручка соответствующего подразделения выросла на 44%, до $4,55 млрд). Эти результаты вполне объяснимы: буквально с самой зари своего существования Microsoft очень хорошо умеет договариваться со всеми, в ком всерьез заинтересована: с вендорами, государственными органами, учебными заведениями. В результате большинство компьютеров в мире продается с предустановленной операционной системой Windows (сейчас – «семеркой»; ранее – предыдущих поколений). А по оценкам IDC, рынок персональных компьютеров в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке только за второй квартал этого года вырос на 21,1%; рост же в азиатско-тихоокеанском регионе (за исключением Японии) за тот же квартал составил 15%. Понятно, что при существующем положении пока будет расти рынок ПК, – будет и рост продаж Windows.

Еще одна причина успешных продаж Windows 7 – «эффект маятника». Предыдущая система, Windows Vista, получилась тормозной и довольно глючной, что отразилось на ее продажах. Но драйверов для нового оборудования под более старые ОС уже зачастую не найти. Поэтому сегодня многие пользователи – и те, кто прочувствовал на своей шкуре несовершенство «Висты», и те, кто предпочитал подождать под XP, – переходят сейчас на «семерку». Фактически, мы имеем дело с отложенным спросом.

Необходимо отметить, что Microsoft старательно лоббирует использование своего программного обеспечения в государственных органах многих стран, при необходимости даже раскрывая исходный код для сертификации. Однако на этом фронте в последнее время раздаются тревожные звоночки. То Россия собирается создать-таки собственную национальную операционную систему на базе Linux для использования в госорганах. То Евросоюз планирует глобальный переход на открытое ПО.

Казалось бы на фоне десятков миллионов компьютеров, приобретаемых по всему миру в домохозяйства и для использования в офисах коммерческих компаний, доля рынка, приходящегося на госорганы, не так уж и значительна.

Однако потеря этого рынка (особенно с учетом образовательных учреждений) подрывает парадигму «компьютер – это Windows», благодаря которой Microsoft сегодня властвует на рынке. Не следует также забывать и о том, что поголовное наличие ПО корпорации в госорганах стимулирует к его приобретению и коммерческие компании: данные, которыми они вынуждены обмениваться между собой, должны быть совместимыми по формату. В общем, если непосредственный ущерб Microsoft от всех этих инициатив и окажется невелик, в перспективе это может привести к потере заметной доли рынка. Особенно когда школьники и студенты, обучавшиеся на компьютерах с открытым ПО, поставят себе домой Linux вместо того, чтобы купить Windows.

Выручка подразделения, занимающегося продажами Office, также выросла. Ее относительный рост оказался меньше (15%), но абсолютный объем – $5,25 млрд – выше, чем для Windows. MS Office находится в непростой конкурентной ситуации: он вынужден конкурировать и со своими старыми версиями, и с бесплатным пакетом OpenOffice, и с собственным бесплатным редактором Windows (WordPad), – и компания проявила некоторую маркетинговую гибкость, отчасти скорректировав бизнес-модель. Если в 90-е годы большинство легальных копий MS-Office продавалось в коробках, – а сейчас спрос на коробочные версии невысок, – то сегодня многие поставщики предустанавливают пробную 60-дневную версию «офиса» на поставляемые ими компьютеры.

Судя по успеху продаж, опробованная модель приносит неплохие результаты. Правда, на рынке офисных пакетов конкуренция будет только ужесточаться, так что почивать на лаврах было бы опрометчиво. Но компания экспериментирует с новыми для себя бизнес-моделями, такими, как Software as a Service. Так что в ближайшем будущем списывать ее со счетов рано.

Впрочем, не для всех подразделений увеличение доли рынка сопровождалось ростом финансовых показателей. Так, поисковик Bing увеличивает принадлежащую ему долю рынка уже не первый год: сейчас она, по данным ComScore, составляет 12,7%. Однако интенсивное развитие, потребовавшее инвестиций в разработки и закупок оборудования, привело к тому, что операционные убытки подразделения Online Services в IV квартале составили $696 млн. Однако эти потери можно считать инвестициями в противостояние с «Гуглом».

В общем, несмотря на все внутренние проблемы, Microsoft сегодня – это мощная система, обладающая инерцией несущегося носорога. Проблемы с качеством продукта никогда не были для корпорации смертельно важными: достаточно вспомнить, как она в 90-х годах сумела вытеснить с рынка куда более современную и совершенную систему OS/2 корпорации IBM благодаря лучше поставленным продажам. А с этим делом и сейчас пока что все в порядке. Однако если ей не удастся преодолеть многочисленные проблемы, являющиеся следствием очередного этапа роста, – со временем ее бизнес подорвут агрессивные конкуренты, которых на рынке хватает.