«ДУХОВНОСТЬ»: СТАРАЯ ШИРМА

На модерации Отложенный Богоискательство и богостроительство, столь популярные в наше время, являются результатом политической деморализации, политического и мировоззренческого невежества широких слоёв населения. Историческая цикличность, повторяемость исторического процесса ровно через столетие вынесла снова на поверхность общественной жизни страны идеи «нового религиозного сознания», «соединения русской интеллигенции с русской православной церковью» (Д.С. Мережковский); отказа от социализма, «чуждого психическому складу русского народа» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков); идеи «соединения социализма с религией» (А.В. Луначарский, М. Горький), прокламируемые в «Красном проекте» А. Проханова. Широко муссируется тезис Мережковского, что религия якобы является естественной потребностью человека и что особенно эту потребность ощущает русский народ, вся история которого будто бы представляет собой религиозное подвижничество, поиск бога.

В дискуссиях, спорах по поводу «нового религиозного ренессанса» плодотворным является анализ текстов, так как любые идеи обнаруживаются, постигаются, сохраняются, преобразовываются, опредмечиваются человеком в знаковой, прежде всего вербальной форме. Предметность познания располагается в границах того, что определяется понятиями «знак», «слово», «образ вещи», «символ». Именно текст выступает в качестве предметной единицы анализа. Именно в нем рельефно проступает противоположность науки и религии. Симптоматичны в этом отношении слова немецкого философа, которого невозможно заподозрить в симпатиях к социализму, большевикам, И.В. Сталину - Ф. Ницше. В работе «Антихристианин. Опыт критики христианства» он писал: «Религия, которая, подобно христианству, не соприкасается с действительностью ни в одном пункте, ... - по справедливости должна быть враждебна науке, - для нее будут хороши все средства, которыми можно отравить, оклеветать, обесславить дисциплину духа, ясность и строгость в вопросах совести, духовное благородство и свободу» (см.: изд. СПб, 1907, с.63).

Логика сравнительного анализа предполагает обратиться, прежде всего, к проблеме человека. Ибо, чем сложнее историческое время, чем тяжелее решаются проблемы, тем с большей настойчивостью формулируется величайший вопрос: что такое человек?

Современная наука определяет человека как существо биопсихосоциальное.

По своему происхождению человек связан с одним из видов высокоорганизованных животных, но в то же время и качественно отличается от них. Черты, отличающие человека от животных, - это коллективная трудовая деятельность и мышление, непосредственно выраженные в языке.

Понятие «человек», указывая на качественное отличие людей от животных, ничего еще не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Для отображения этих различий необходимо понятие «личность». Личность - это конкретно-исторический облик человека, характеризующийся совокупностью существенных свойств, обусловленных социальной средой.

Понятие «личность» объясняет, почему индивид в зависимости от различных социальных условий формируется в определенный социальный тип, которому присущ определенный комплекс социально-значимых свойств, включающий формы общения и деятельности.

Научное определение сущности человека как совокупности всех общественных отношений, подчеркивание их ведущей роли в формировании человека, не дает никаких оснований для упрощенного понимания человека как чисто социального или биологического существа.

Теологические концепции связывают сущность человека с божественным началом. Человек - высшее, Богом созданное существо, имеющее душу, устремленную к Богу. Религия абстрагирует человека от всех его реальных общественных связей и подчиняет Богу. В этом заключается единственное положительное решение вопроса. Епископ Игнатий (Брянчанинов), канонизированный на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 г., писал: «В Богооткровенном учении открыл Бог человеку значение и назначение человека, его отношение к Богу и к мирам видимому и невидимому. Божественное откровенное учение возвещает мне, что я - создание Божие. Я - создание Бога моего! Я - раб Бога моего, раб, вполне подчиненный власти Бога» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.2, «Аскетические опыты». СПб, 1905, с.95).

Противоположное смысловое понимание обнаруживается в трактовках «смысла жизни», цели жизни, ее назначения. Наука показывает, что реальный смысл жизни может быть только земным. Он вытекает из самого факта человеческой жизни, заключается в развитии способностей, удовлетворении потребностей, в полноте ощущений человека - в его долголетии, радости, счастье, пользе, благе. Иное толкование дает религия.

Составной частью Библии является книга Екклезиаста, или Проповедника. Основной мотив книги - рассуждения на тему смысла жизни. Автор рассказывает, как он искал этот смысл в различных формах деятельности и различных жизненных благах, как он в конце концов пришёл к выводу о том, что жизнь, по существу, бессмысленна. «Суета сует, - сказал Екклезиаст, - суета сует, - все суета!» (Еккл.1,2). Такими словами начинается книга, а дальнейшее изложение призвало обосновать этот пессимистический вывод. Автор сначала усмотрел смысл жизни в приобретении знаний; это оказалось пустым «томлением духа», ибо «во многой мудрости многие печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1,18). Попытался он найти усладу в веселой жизни, в пьянстве, «но и это суета!». Занялся стяжательством - построил дома, насадил сады, завел большое количество слуг, собрал много серебра и золота, а потом оглянулся на дело рук своих и увидел, что это тоже суета и томление духа: умрешь - и наследник будет распоряжаться нажитым тобой добром; но не известно, мудрый он будет или глупый. Да и сама мудрость не имеет никаких преимуществ перед глупостью, ибо «мудрый умирает наравне с глупым».

В книге утверждается, что у человека нет никаких преимуществ по сравнению со скотом. Екклезиаст говорит: «Люди сами по себе животные, потому что участь сынов человеческих и участь животных одна, как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» (Еккл., 3, 18-21).

Все, на что только падает взор Екклезиаста, он подвергает беспощадному суду, все он развенчивает и подводит под категорию «суеты» и «томления духа». Ничего хорошего нет на свете, нет и хороших людей. Среди мужчин еще можно найти одного из тысячи, а среди женщин и этого нет. Вообще женщина - «горче смерти», «она - сеть, и сердце ее силки, руки ее - оковы».

Нет на свете и справедливости: «одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому». Пытаться что-либо изменить бесполезно, потому что в мире нет и не может быть ничего нового: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и ничего нового под солнцем» (Еккл. 9,2).

И единственный логичный вывод, который делается автором из всех этих беспросветно-мрачных рассуждений, заключается в никчемности и ненужности жизни. «И возненавидел я жизнь, - пишет Екклезиаст, - потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!» (Еккл. 2,17).

Православие в лице Святых Отцов более жестко и однозначно формулирует предназначение человека. «Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельным, в вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его», - пишет епископ Феофан-Затворник(Вышинский) (см.: Сочинения... «Путь ко спасению». (Краткий очерк аскетики). Третья часть, «Начертания христианского нравоучения» (М., 1899, с.9).

Однозначно указан способ служения Богу. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28,18), - говорит Господь. - Дело же человека - есть только молитва». «Цель всякого христианина состоит в непрестанной молитве и, насколько возможно бренному человеку, в невозмущаемом спокойствии ума и всегдашней чистоте его». (Протоиерей Иоанн (Сергиев) Кронштадский «Моя жизнь во Христе». - Ницца, 1928, с. 15).

Но это наставления для верующих. Русская православная церковь (РПЦ) до революции 1917 г. была крупным земельным и имущественным собственником. Только в Оренбургской губернии на январь 1917 г. действовало более шестисот приходских храмов, десятки домовых церквей, часовен, одиннадцать монастырей (из них 4 - мужских и 7 - женских). Например, Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь (Грачевский р-н Оренбургской обл.) владел более одной тысячи десятин земли (свыше тысячи гектаров по современным меркам), до 20 десятин лучшего леса. Согласно страховым оценкам за 1914 г., в монастыре имелось 69 зданий и сооружений, из них только пять церквей. Был разбит большой фруктовый сад, имелись большая пасека и прудовое рыбное хозяйство. («Оренбургские епархиальные ведомости», N10(116), октябрь 2008, с.34-35).

Поэтому РПЦ имеет большой счёт к Советской власти, тщательно перечисляя: «...были разрушены и снесены: церковь, пять домов, амбар, ледник, кухня, конюшня, каретник, сарай... ледник каменный, а погреб деревянный» («Оренбургские епархиальные ведомости», N5(51), май 2003. с.27). Счету сопутствуют эпитеты: «антицерковная вакханалия», «силы тьмы и разрушения», «сатанинская власть». Наставляя молиться прихожан, церковь жестко требует вернуть принадлежавшие ей до революции земли и имущество. И современная власть возвращает. Передан церкви комплекс зданий в г. Оренбурге, в которых до революции размещалась духовная семинария, а с 20-х годов XX столетия действовало Оренбургское летное училище. Выпускником училища являлся первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. 220 Героев Советского Союза, 8 дважды Героев дало Оренбургское летное училище. А сейчас оно уничтожено, так как современной власти не нужны летчики морской авиации, специалисты по борьбе с подводными лодками.

Закрыли авиаремонтное предприятие, а территорию - 3 га земли - в октябре 2009 г. передали церкви. До революции здесь находился женский монастырь. Возвращены церкви земли упоминавшегося Ключегорского монастыря.

В системе любой религии вера занимает центральное место. Вне веры в сверхестественное невозможна сама религия, ее культовые и институциональные формы.

Всякая вера имеет свой предмет, но предмет веры далеко не всегда совпадает с реально существующими объектами. Предметом веры часто становятся не явления окружающей действительности, а человеческие представления, понятия, образы, гипотезы и т.п., которые хотя и имеют своей реальной почвой объективный мир, но не всегда отражают его адекватно. В этом плане сразу же обнаруживается существенное различие между верой и знанием. Знание - это нечто, имеющее объективное содержание, нечто безусловное, проверенное, доказанное как развитием науки, так и практикой, понимаемой как вся совокупность материально-производственной и социальной деятельности людей.

Нерелигиозная вера, хотя и отличается от знания с гносеологической точки зрения, также включена в общий процесс развития человеческого познания и практики. В ряде случаев она играет роль потенциального резервуара знания, причем в дальнейшем проходит теоретическую и практическую проверку.

Как таковая, нерелигиозная вера является поэтому необходимым элементом общественного и индивидуального сознания, стимулируя и интенсифицируя поиск истины. Вера возникает у человека, если он заинтересован в ее предмете, который вызывает в нем активную эмоциональную и оценочную реакцию. Всякая вера реализуется в сознательном поведении личности.

Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. В гомилетических материалах Русской православной церкви однозначно подчеркнуто: «Вера - не мировоззрение; и само существо веры - это не система понятий. Содержание веры проявляется в том, что через доверие к Богу и верность Ему человек обретает способность что-то помыслить и сказать о Нем, но начинает это не с рациональных понятий, а с лица» («Настольная книга священнослужителя». - М.: Изд. Московской патриархии, 1988, т.8, с.492). Святые отцы церкви конкретизируют смысл религиозной веры: «Истинная, Богоугодная вера, в которой нет никакой лести и обмана, заключается в исполнении заповедей Евангелия, в трудолюбивом и постоянном насаждении их в душе своей, в борьбе с разумом, с богопротивными ощущениями, движениями сердца и тела» (Епископ Игнатий (Брянчанинов), указ. соч., с.9).

Сопоставим смысловые значения языка науки и языка религии. Вся история человеческого познания, подкрепленная практическим опытом, говорит о принципиальной противоположности двух подходов к миру: научного и религиозного. Наука - это объективное познание мира, направленное на то, чтобы раскрыть закономерности процессов, происходящих независимо от воли и сознания людей; она стремится объяснить мир таким, каков он есть на самом деле. Научное познание мира служит основой его практического освоения человеком. В трудовой практике, а потом также и в научном исследовании люди раскрывают законы природы и общества не для праздного любознательства, а для того, чтобы лучше их использовать. Наука раскрывает в окружающем нас мире бесконечно сложную цепь естественных причин и следствий. Наука апеллирует к разуму, требует осмысления, проверки, всестороннего анализа каждого своего положения. В своем развитии наука опирается на опыт, на всю практику человеческого общества. Именно практика служит критерием правильности ее выводов. Положения науки непрерывно развиваются, обогащаются, совершенствуются, устаревшие заменяются новыми, более полно отражающими действительность.

Обратимся к наиболее авторитетному из Святых отцов русской православной церкви - епископу Игнатию (Брянчанинову). Он пишет: «Закон Божий... Это - наука из наук! Это - небесная наука! Это - наука, сообщенная человеку Богом! Стези ее совершенно отдельны от тех обыкновенных стезей, которыми идут науки земные, науки человеческие, науки, рожденные нашим падшим разумом из собственного света, для нашего состояния в падении. Кичась, напыщают ум науки человеческие, осуществляет расчет человеческое Я! Божественная наука открывает душу, отражает Божественные начертания. Божественная наука - Премудрость Божья, Божье Слово» (Указ. соч., с.8).

Религия убеждает, что существует сверхъестественный мир, по отношению к которому весь обычный мир, материальный мир, служит лишь бледной тенью, чем-то второстепенным, временным, имеющим низменную, негативную природу, природу «падшего разума».

С особой силой это теологическое положение прозвучало на Поместном соборе в январе 2009 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в «Слове после интронизации» подчеркнул: «Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает она только то, что Божественное Слово помрачается тем, что сегодня мы называем «человеческим фактором»».

Развивая идеи православной педагогики, епископ Феофан-Затворник ( Вышинский) требовал от родителей ограждать детей от соблазнов внешнего мира. «Церковь, духовное пение, иконы - первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе». «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христианина». Определяя порядок обучения, он выдвигает на первое место «Богоугождение», давая при этом уничижительные оценки науке. «Пусть считается главным - изучение веры, пусть лучшее время назначается на дела благочестия и, в случае столкновения, преимуществует последняя над научностью...Научность есть придаточное качество, случайность. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота» (Сочинения епископа Феофана-Затворника(Вышинского). Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертания христианского вероучения. М., 1899, с. 41,44).

Идеалом религии является невежественный, необразованный человек. «В необразованном человеке простота сердца, кротость, незлобие, смирение, молчаливость, терпение, дорогие перед Богом всех наших познаний, всего внешнего лоска, всех заученных выражений», - писал святой Русской православной церкви Иоанн Кронштадский (Сергиев). (Указ. соч. с. 39-40).

Особенно пропагандируются не имеющие общего и специального (духовного) образования священнослужители. На территории Никольского кафедрального собора Оренбургской епархии (г. Оренбург) 17 сентября 2004 г. похоронен митрофорный протоиерей Иоанн (Осипов), что является особой честью. За более чем столетнюю историю храма это третье погребение священнослужителя у его стен. В некрологе особо отмечалось крестьянское происхождение и 5 классов образования начальной школы. Другой представитель Оренбургской епархии - митрофорный протоиерей Григорий (Петриенко) постоянно присутствует на страницах религиозных изданий. Он родился в 1930 г., окончил 4 класса сельской школы, всю жизнь проработал в сельском храме. О. Григорий пользуется особым вниманием современных религиозных неофиток. Рафинированные дамы Оренбургского бомонда, желающие получить благословение, вопрошают о будущей судьбе. О будущем России о. Григорий говорит: «Мы побьем Турцию, а Китай и Япония север захватят, они хитростью - женятся на русских и захватывают. Желаю долгих лет жизни, но не знаю, какая жизнь будет...» - чем приводит в благостный восторг паломниц, в большинстве своем имеющих высшее образование.

Обратим внимание на еще один феномен человеческого общества, важное атрибутивное свойство человека разумного - духовность.

Роковая перестройка в СССР 80-90-х годов XX в. способствовала утверждению двух диаметрально противоположных точек зрения: духовность - специфически-религиозная категория, и обладать ею могут люди, верящие в Бога; духовность - целостная совокупность идей и чувств добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия, жажды знаний и сохранения мира с другими людьми и с природой - свойственно огромному количеству людей без оглядки на сверхъестественные силы.

Переход к социальной жизни определяется возникновением духовности, духовной жизни на основе сопереживания и познания, осуществляемыми людьми и среди людей. Именно духовная жизнь образует качественную особенность социальной жизни как способ существования.

Основные формы воспроизводства духовной жизни, реализации интеллектуальных и эмоциональных возможностей людей, которые и образуют собственно внутреннюю структуру духовной жизни - наука, искусство, нравственность - имеют особенности влияния, проявления, участия в социальной жизни.

Противоположная точка зрения на духовность акцентирует внимание на вере в бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая - Христос» (Указ. соч., с.138). Пока действует вера, пока человек руководствуется Евангельскими заповедями, до тех пор сияет в нем духовный разум. Живая вера - духовный разум.

Архимандрит Иоанн Маслов, доцент богословия, выстраивает последовательную систему религиозного понимания духовности.

«Признаки» духовности:

«1. Тщательное поучение в слове Божием; 2. Искание руководства, совета у благочестивых и разумных людей; 3. Способность с любовью принять наставления, наказания, полезные советы, обличения».

«Плоды» духовности: «это христианские добродетели, то есть смирение, терпение, кротость, правда, целомудрие, милость и прочее».

«Цель, к которой эта мудрость ведет человека, есть Бог и вечное блаженство».

«Средства», при которых мы приходим к духовности, есть:

1. Святое слово Божие с помощью Духа Святого.

2. Искренняя молитва.

...Догматам духовной мудрости научаемся не в книгах мудрецов века сего, но в книгах пророческих и апостольских и обучаемся ей в школе Святого Духа, который посредством Своего святого слова умудряет сердца верных. Поэтому христианам, если хотим обрести духовную мудрость, нужно прилежно поучаться день и ночь в слове Божием и усердно молиться Подателю премудрости - Богу» («Настольная книга священнослужителя». Т. 6, с.550-551).

Подведем итоги. Засилье религиозной идеологии в дореволюционной России объясняется тем, что она наиболее точно отражала и выражала интересы дворян и буржуазии. К тому же духовенство само было составной частью господствующего класса. Например, цитируемый епископ Игнатий (Брянчанинов). В миру Дмитрий Александрович Брянчанинов принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был боярин Михаил Брянко, оруженосец Дмитрия Донского, погибший в доспехах князя на Куликовом поле. Но не надо забывать и социальной роли религии. В существовании религии заинтересованы власть имущие, тунеядцы и паразиты, которые эксплуатируют невежество масс и распространяют религиозные суеверия, чтобы укреплять свое господство, писал французский философ, атеист Поль Гольбах.

Есть причины и морального характера. «Беспутнейшие люди часто очень религиозны, - отмечал Гольбах, - религия доставляет им возможность возмещать исполнением обрядов то, чего нехватает им по части нравов; гораздо легче усвоить какие-нибудь догматы и сообразоваться с известными церемониями, чем отказаться от своих привычек или сопротивляться своим страстям» (П. Гольбах. «Система природы», с.351). Поэтому хорошо понятно массовое увлечение «демокрадов» возведением церквей в «родных пенатах». Характерным примером в Оренбургской области является религиозная активность В.С. Черномырдина. Будучи премьером РФ, возвел храм в родном селе Черный Отрог и щедро его финансирует. Исполняя обязанности посла России на Украине, больше занимался «транспортировкой» на малую родину иерархов Украинской православной церкви, икон, святых мощей. В последние годы в Оренбургскую область, село Черный Отрог, Черномырдин привозил митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, епископа Белгород-Днестровского Алексия (Греха), архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Московского Свято-Данилова монастыря, частицы мощей разных святых вплоть до конечностей святого апостола Андрея Первозванного. Духовный маразм крепчает над Россией.